О контроле при Святейшем Синоде.




В 1867 г. ревизионная часть отделена от Хозяйственного Управления и для ревизии книг и отчетов по оборотам денежных и материальных капиталов, состоящих в заведывании святейшего Синода, учрежден при Святейшем Синоде Контроль, к которому перешли все права и обязанности, лежавшие на Хозяйственном Управлении по контрольной части. (14 Мая 1867 г. Выс. пов. ст. 7 прим. Т. 8 ч. 2 Счет. уст. мест. подв. Св. Синод. по прод. 1876 г.)

 

По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 20 Июня 1872 г. штату центральных учреждений Святейшего Синода в штат Контроля при Святейшем Синоде положены: Управляющий Контролем – содержания 5000 руб., по должности и шитью на мундире 4 класса, по пенсии 2 разряда. Помощник его – содержания 2000р., по должности и шитью на мундире 6 класса, по пенсии 3 разряда 2 ст. Контролеров старших 3 – каждому содержания 1300 р., по должности и шитью на мундире 7 класса, по пенсии 5 разряда. Контролеров младших 3 – каждому 900 руб., по должности и шитью на мундире в 9 классе, по пенсии в 7 разряде. Счетный чиновник – содержания 700 р., по должности и шитью на мундире 9 класса, по пенсии 8 разряда. На жалованье канцелярским чиновникам, которые полагаются по должности в 12 и 14 классах, по пенсии в 9 разряде, и на наем писцов всего 1700 руб. На Канцелярские материалы 700 р., на наем сторожей 288 р. Всего по этому штату 9 лиц и 16,988 руб. (П. С. 3. № 51015.)

 

При Контроле Святейшего Синода учреждено Общее Присутствие из Управляющего Контролем, его помощника и старших Контролеров. Ревизия книг и отчетов предоставлена самостоятельной деятельности Контролеров, которые должны нести ответственность за правильное совершение ревизии и вносить дела в Общее присутствие в случаях, указанных законом. (Выс. пос. 15 Декабря 1867 г. П. С. 3. № 45290 ст. 7 прим.

 

Т. 8 ч. 2 счет. уст. мест. подв. Св. Синод. по прод. 1876 г.)

 

Места и лица, доставляющие отчеты и книги свои вместе с документами непосредственно в Контроль при Святейшем Синоде: 1)Синодское казначейство при Хозяйственном Управлении; 2)Управляющий С.-Петербургскою Синодальною Типографией; 3)Книгохранитель, заведующий Синодальными книжными запасами; 4)Контора Московской Синодальной типографии с книжными запасами и лавками в Москве; 5)Канцелярия Главного священника Армии и Флотов. Заведующий Синодальною книжной лавкой в С.-Петербурге, а также Смотрители домов и подворьев, состоящих в заведывании Хозяйственного Управления и Ктитор церкви Синодального подворья в семеновском полку представлять свои отчеты в Контроль через Хозяйственное Управление.

 

Для точных и верных сведений о том, от кого,

 

к какому сроку и каких книг или отчетов ожидать или требовать следует, в Контроле при Святейшем Синоде имеются подробные реестры о книгах и отчетах, следующих к поступлению на ревизии. (Ст. 254 Общ. счет. уст.)

 

Шнуровые приходорасходные книги Cинодского Казначейства с принадлежащими к ним документами, по истечении каждого месяца и по надлежащем освидетельствовании, представляются на ревизию в Контроль при Святейшем Синоде. (Выс. утв. 17 Декабря 1865 г. опред. Св. Синод. 15 Декабря 1867 г.

 

П. С. 3. № 45290.)

 

Копии с ежемесячных ведомостей о последствиях свидетельства сумм и капиталов, состоящих в заведывании Хозяйственного Управления, передаются для сведения в Контроль при Святейшем Синоде. (Ст. 206 Обш. счет. Уст.)

 

В отчеты, подлежащие на основании существующих правил и узаконений, ревизии Контроля при Святейшем Синоде, не должны быть включаемы в обороты сумм, подлежащих ревизии Государственного Контроля, отчетность в которых должна быть представляема в местные Контрольные Палаты. Из числа сих последних сумм, на основании ВЫСОЧАЙШЕГО повеления 10 Декабря 1868 г., должны быть изъяты суммы, отпускаемые из Государственного Казначейства на духовно-учебную часть. (Указ 8 Мая 1869 г. № 19.)

 

Предоставлена Контролю Святейшего Синода ревизия не только суммы, отпускаемой на духовно-учебные заведения из сумм духовного ведомства; но и возложена на него ревизия сумм, ассигнуемых на этот предмет из Государственного Казначейства, подобно тому, как это делается по Управлению учреждениями ИМПЕРАТРИЦЫМАРИИ; (Выс. пов. 10 Декабря 1868 г. П. С. 3. № 46541. Ст. 5 прим. 2. Уст. счет. по прод. 1876 г.)

 

Отчеты духовных училищ в суммах, ассигнуемых из духовно-учебного капитала на жалованье начальникам и наставникам духовных училищ, по поверке оных ревизионным Комитетом и по утверждении епархиальным преосвященным журнала и заключения Комитета о последствиях проверки, отсылаются ревизионным Комитетом на окончательную ревизию в Контроль при Святейшем Синоде. Из экономического отчета по содержанию духовного училища, на счет местных сумм, по утверждении епархиальным преосвященным журнала ревизионного Комитета и заключения съезда, правлением училища составляется и представляется в Контроль при Святейшем Синоде к 1 Января следующего года ведомость об обороте сумм, по данной для этого форме, со включением в число тех сумм и пособия из духовно-учебного капитала, где таковое было отпущено. (3 – 17 Ноября 1882 года № 2344. Ц.В. № 48.)

 

Извлечения из отчетов о суммах на призрение бедных духовного звания епархиальными попечительствами должны быть доставляемы в Контроль при Святейшем Синоде. (Указ 31 Декабря 1869 г. № 63.)

 

В Контроль, по истечении каждого года, доставляются епархиальными начальствами ведомости обо всех церковных капиталах, сборах, доходах и пожертвованиях по данным формам; по получении таковых ведомостей от всех епархий, Контролем составляются общие ведомости для представления установленным порядком на усмотрение Святейшего Синода. (Указ. 17 Мая 1872 г. № 27.)

 

Примечание. Представление в Контроль особой ведомости о венчиковой сумме отменено на том основании, что обороты по суммам, получаемым от продажи венчиков, возлагаемых на умерших, и листов разрешительной молитвы, включаются в Консисторский отчет о переходящих суммах. (Указ 15 Декабря 1879 г. № 9.)

 

Контроль при Святейшем Синоде по отчетам и шнуровым книгам, поступившим от мест и лиц непосредственно ему обязанных отчетностью, производит ревизию с наблюдением во всей подробности правил на этот предмет установленных. (Ст. 50 Т. 8 ч. 2 счет. Уст. мест. подв. Св. Синод. Свод. 1857 г. и по прод. 1876 г.)

 

При поверке годовых отчетов доставляемых через ревизионные Комитеты, Контроль не входит в мелочные подробности, но обращает внимание на главнейшие предметы, наблюдая: 1) верен ли счет комитетов, заключающийся в годовых отчетах; 2) согласны ли остатки, по отчетам показанные, с обревизованными отчетами за прошедший год; 3) не превышают ли расходы сумм, на каждый предмет назначенных; 4) с разрешения ли подлежащего начальства и по уважительным ли причинам делается передвижение кредита по статьям сметных ассигнований; 5) достаточны ли, в случае открытых ревизионными комитетами при поверках начетов и взысканий, принятые для исправления и пополнения меры, и 6) взыскиваются ли в свое время принадлежащие духовному ведомству и казне деньги. (6 Декабря 1865 г. П. С. 3. № 42742 п.4. ст. 51 Счет. уст.

 

мест. подв. Св. Синод. Св. 1857 г. и допол. по прод. 1876 г.)

 

Подробная поверка доставленных через ревизионные комитеты годовых отчетов производится лишь в таких случаях, когда по усмотрению Контроля при Святейшем Синоде, окажется нужным, по важности расходов или по другим причинам, подвергнуть перепроверке некоторые книги, обревизованные в ревизионных комитетах. В таких случаях книги эти требуются, откуда следует, и поверка их производится с наблюдением во всей подробности правил для этого установленных. (6 Декабря 1865 г. П. С. 3. № 42742 п. 4 ст. 52 Счет. Уст. мест. подв. Св. Синод. св. 1857 г. и допол. по прод. 1876 г.)

 

По каждой производимой ревизии контролером составляется записка, которая с мнением того же контролера и за его подписью вносится, вместе с ревизионною выпискою или подлинным отчетом, а в случае замеченных неправильностей и с учетным реестром, в общее присутствие Контроля. В записке этой между прочим должно быть объяснено: на какую сумму обревизованные статьи признаны верными, а потому подлежащими утверждению, и на какую сумму осталось статей, требующих дополнительных сведений и объяснений. (Ст. 54 п. 1–3 там.)

 

Главная обязанность Общего Присутствия Контроля состоит в наблюдении по представляемым контролерами запискам и ревизионным выпискам, чтобы ревизия отчетов производилась на точном основании правил, и чтобы вопросы, обращаемые к отчетным местам по неутвержденным ревизией статьям, были сообразны с существом дела и не заключали в себе требований излишних. (Ст. 54 п. 10. там.)

 

Кроме записок о последствиях ревизии книг и отчетов, в общее присутствие Контроля при Святейшем Синоде вносятся следующие дела: а) о разрешении недоразумений и вопросов, возникающих при исполнении правил счетоводства и отчетности по ведомству Святейшего Синода; б) о мерах к усовершенствованию счетоводства, отчетности и ревизии оборотов денежных сумм нематериального имущества; в) о начетах и взысканиях по ревизии открываемых, и г) о долговременном непредставлении отчетов на ревизию, назначении отсрочек, или принятии мер о побуждении виновных к немедленному исполнению. (Ст. 54 п. 1 там.)

 

Решения Общего Присутствия Контроля подписываются на подлинных записках контролеров в виде резолюции, и утверждаются подписки всех членов. Резолюции эти заменяют определения или журналы и хранятся, как и сами записки, при делах Контроля при Святейшем Синоде. (Ст. 54 п. 6 там.)

 

Особые журналы составляются, когда при решении дела произойдет разногласие между членами Общего Присутствия Контроля, или несогласие с мнением контролера, представившего записку, и в других особых случаях, когда это окажется нужным по усмотрению присутствия. (Ст. 54 п. 7 там.)

 

Составляемые, в случае разногласия между членами Присутствия, особые журналы представляются в подлиннике, вместе с записками контролеров на рассмотрение и разрешение Обер-прокурора Святейшего Синода. (Ст. 54 п. 8 там.)

 

В отношении начетов, открываемых при ревизии отчетов и шнуровых книг, Общее Присутствие Контроля наблюдает, чтобы начеты эти исчислялись правильно, и чтобы взыскания по ним определялись не иначе, как по истребовании от виновных и ответственных лиц, на основании законов, объяснений и по надлежащем рассмотрении этих объяснений сперва непосредственным начальством этих лиц, а потом в Контроле при Святейшем Синоде. (Ст. 54 п. 11 там.)

 

По делам о долговременном непредставлении отчетов как от мест и лиц, обязанных непосредственною отчетностью Контролю, так и от ревизионных Комитетов, общее Присутствие Контроля, обращая главное внимание на причины, препятствовавшие исполнить эту обязанность своевременно, допускает отсрочки в случаях совершенно уважительных. (Ст. 54 п. 13 там.)

 

Общее Присутствие Контроля окончательно утверждает ревизию таких книг и отчетов: а) которые оказались во всех частях верными; б) по которым найдены неисправности, или отступления от порядков и форм счетоводства и отчетности, не навлекающие никакого сомнения относительно правильности приходов и расходов; в) по которым открыты начеты маловажные, не превышающие 7 р. 50 к. и подлежащие сложению на основании ст. 55 счетного Устава, и г) по которым, для поверки некоторых сомнительных статей, приходов или расходов, предполагается истребовать дополнительные объяснения. (Ст. 54 п. 16.)

 

Решения по делам и предметам в предыдущей статье поименованным, равно и по отсрочкам, в случае уважительной причины в представлении отчетов на ревизию, единогласно в общем присутствии Контроля принятые, приводятся в исполнение. В прочих же случаях заключения присутствия представляются на утверждение Обер-прокурора Святейшего Синода. (Ст. 54 п. 16.)

 

По делам, решенным в Общем Присутствии Контроля единогласно, но превышающим его власть, представляются на рассмотрение Обер-прокурора подлинные записки Контролеров с резолюциями Общего Присутствия. Правило это наблюдается тогда, когда все статьи рассматриваемого отчета или дела превышают власть Общего Присутствия Контроля. Но если одна часть их подлежит окончательному его решению, а другая требует утверждения высшей власти, в таком случае Общее Присутствие Контроля об этих последних статьях входит с общим представлением к Обер-прокурору Святейшего Синода. (Ст. 54 п. 9 там.)

 

По окончании ревизии отчетов и книге за целый год, Контролем составляются общие генеральные отчеты, которые по рассмотрении их Общим Присутствием Контроля, представляются установленным порядком Святейшему Синоду. (Ст. 30 там.)

 

Примечание. Общие отчеты, смотря по роду капиталов и заведующих этих учреждений, составляются отдельно: 1) по Синодальной типографии, Синодальным книжным запасам и Синодальной лавке; 2) по содержанию духовно-учебных заведений; 3) о переходящих суммах духовных Консисторий, не подлежащих ревизии Государственного Контроля; 4) о суммах и капиталах епархиальных попечительств о призрении бедных духовного звания и 5) о церковных капиталах, сборах, доходах и пожертвованиях.

 

За неполучением или не обревизованием вследствие каких-либо препятствий одного или нескольких отчетов духовного ведомства, Контроль не останавливается представлением Святейшему Синоду генеральных отчетов, с подлежащими, где следует, объяснениями, что таких-то отчетов не доставлено, а такие-то отчеты по таким-то причинам не обревизованы. (Ст. 34 п. 3 ст. 23 там.)

 

Рассмотрению и решению Святейшего Синода подлежат: а) дела касающиеся ответственности преосвященных архиереев, Синодальных Контор, Лавре и всех вообще монастырей; б) все те контрольные дела, которые Обер-прокурор, по роду и важности предметов, признает внести на рассмотрение Святейшего Синода, и в) генеральные отчеты по оборотам денежных и материальных капиталов православного духовного ведомства. (Ст. 54 п. 18 и 19 там.)

 

Контроль при Святейшем Синоде, окончив поверку шнуровых книг и отчетов мест и лиц, непосредственно отчетностью ему обязанных, выдает каждому из них квитанции по установленной форме.

 

Примечание. По усмотрению Контроля, квитанции могут быть заменяемы уведомлениями или бумагами, при которых возвращаются обревизованные отчеты и книги, или же надписями, полагаемыми на книгах и отчетах о последствиях ревизии. (Ст. 53 там.)

 

При поверке годовых ведомостей о доходах и расходах по Грузинским церквам, доставляемых в Контроль временным ревизионным Комитетом, Контроль не входит во все мелочные подробности, но обращает внимание на главнейшие предметы, наблюдая:

 

Соблюдены ли Ревизионным Комитетом установленные правила поверки;

 

правильны ли распоряжения, сделанные вследствие местной поверки;

 

верен ли счет контрактов заключающийся в годовых ведомостях;

 

не превышают ли расходы сумм, на каждый предмет назначенных.

 

Взыскиваются ли в свое время, принадлежащие кассе деньги, и обеспечены ли взыскания и

 

достаточно ли в случае открытых при поверке начетов и взысканий принятых для исправления, пополнения и обеспечения этих мер.

 

О произведенной поверке и о том, что по ней оказалось, Контроль представляет установленным порядком Святейшему Синоду, вместе с краткою ведомостью в общих переписях, о бывших в течение обревизованного года доходах, расходах и остатке к следующему году капиталов по Грузинской церкви, в таком виде, чтобы из нее можно было усмотреть как возвышение или упадок доходов, так равно сокращение или увеличение расходов. (§§ 19, 20 прав. о повер. отчет. по Груз. церк. 16 – 30 Марта 1843. г. утв. Св. Синод. Кн. прот. Июнь ч. 1. № 11. л. 82.)

 

Если при поверке книг или отчетов в Контроле при Святейшем Синоде, или отчетов Контроля – в Святейшем Синоде, а равно по особым случаям откроются пропущенными какие-либо начеты, которые по правилам ревизии могли быть в свое время обнаружены ревизионными инстанциями, то при обращении таких начетов на самих приходорасходчиков, как лиц непосредственно в том виновных, хотя бы они и получили уже квитанции, ревизоры и члены временных ревизионных комитетов подвергаются ответственности на законном основании, сообразно тому, будут ли они по рассмотрению начальства найдены виновными в упущении обязанности своей по нерадению, или по одной неосмотрительности, или же изобличаются в законопротивных действиях с намерением скрыть начеты. В этом только последнем случае ответствуют они по суду и пополнением казенного убытка, наравне с обличенными в злоупотреблении прирасходчиками. Если же доказан будет умысел и подлог к закрытию начетов исключительно со стороны одних лиц, заведующих приходами и расходами денежных сумм или другого казенного имущества, так что по правилам ревизии обнаружить того было не возможно, тогда ревизовавшие изымаются от всякой ответственности, и она обращается на одних приходорасходчиков, не смотря на полученные ими квитанции. В обоих однако случаях, как относительно ревизоров, так равно и приходорасходчиков сумм, при наложении взыскания, приемлются в основание законы о давности, протекшей со времени преступления или проступка. (Ст. 368 Общ. уст. сч. ст. 56, Сч. уст. вед. Син. 6 Декабря 1865 г. П. С. 3. № 42742 п. 14. 15 Декабря 1867 г. П. С. 3. № 45,290.)

 

По всем счетам, по которым в течение десяти лет со дня вступления их в подлежащую ревизионную инстанцию, ревизия не совершена, и надлежащие по ревизии вопросы не сделаны, лица, отчеты представившие, никакой ответственности не подвергаются. Но все последствия, какие от этого в ущерб казне произойти могут, возлагаются на прямую ответственность тех мест и лиц, на обязанности которых лежало своевременное совершение ревизии. (Ст. 369 Общ. уст. сч. ст. 56 Сч. уст. вед. Син.)

 

Десятилетняя давность распространяется в равной мере и на дела по начетам, окончательно ревизией определенным, если со дня определения начета дело о взыскании его осталось, в продолжение десяти лет, без всякого движения, причем взыскание вместо лиц, подвергшихся первоначальному начету, обращается уже на те места и лица, которые пропуском положенного для взыскания срока допустили казну до утраты ее прав на взыскание. (Ст. 369 дополн. Общ. уст. сч. по прод. 1876 г.)

 

Сроки давности в отношении к начетам, при ревизии открываемым, надлежит исчислять по свойству ревизионного дела, во первых, со времени получения от подлежащего лица или места отчета по день первого вопроса, по проверке этого отчета сделанного, и во-вторых – со времени представления лицом или местом последнего объяснения по день заключения ревизии или возобновления вопросов по ней. (Ст. 370, там же.)

 

Закон уполномочивает ревизионные установления по начетам, не превышающим семи руб. пятидесяти коп. сер., не делать никаких взысканий и в переписку не входить, какого бы рода ни были сии начеты. Правило это распространяется по всему ведомству Святейшего Синода на взыскания всякого рода, какие бы ни открылись по течению дел и счетов, в следующих случаях: 1) когда в целом отчет какого-либо лица или места одна или несколько статей неправильного расхода не составят в совокупности взыскания, превышающего семь руб. пятьдесят коп.; 2) равно и тогда, когда открытое взыскание, быв разложено на многие лица, подлежащие по законам ответственности, составит на каждое лицо сумму также не более семи руб. пятидесяти коп. (Ст. 372, Общ. уст. Сч. ст. 55, Счет. уст. вед. Син.)

 

О начетах, простирающихся выше той суммы, какую закон дозволяет ревизионному месту оставлять без взыскания и переписки, если они основываются на одной ошибке, или неверности в самом счете, а не на каком-либо противозаконном действии или не сбережении казенной, общественной или частной пользы, не следует представлять рассмотрению судебных мест, но надлежит при самом открытии их, или при утверждении счетов, от самой ревизионной инстанции сообщать, кому следует, для взыскания исполнительным порядком, с мест и лиц низших и равных ей немедленно и как бы значительна ни была сумма взыскания. (Ст. 373, Общ. уст. счет.)

 

Начеты, открываемые как при ежемесячном и вообще срочном свидетельстве, так и при рассмотрении периодических сведений и при годовой поверке книг и отчетов во всех ревизионных инстанциях, должны быть взыскиваемы немедленно и не ожидая проверки отчетов в Контроле при Святейшем Синоде. (Ст. 380, Общ. уст. Сч. ст. 55, сч. уст. вед. Син.)

 

Дела: 1) о сложении недоимок, взысканий и начетов, к поступлению безнадежных; 2) относительно возникающих по делам об убытках и потерях по казенному имуществу сомнений о том, следуют ли они ко взысканию или принятию на счет казны; 3) о наложении начетов и взысканий, определенных на основании законов, по ревизии счетов, и о сложении начетов и взысканий; 4) о сложении недоимок, взысканий и начетов, поступивших уже в казну по другому месту, но не исключенных и вообще неправильно числящихся, и 5) о неподлежащем никакому сомнению возврат из казны денег неправильно в нее поступивших, предоставляется разрешать собственною властью: епархиальному начальству – на сумму до пятидесяти руб., Хозяйственному управлению – до трехсот руб., Общему Присутствию управления – до тысячи руб, Обер-прокурору Святейшего Синода – до трех тысяч руб., и Святейшему Синоду по собственным духовного ведомства капиталам, или таким суммам, которые, хотя и ассигнуются из казны, но не подлежат ревизии Государственного контроля, а также по недоимкам, начетам и взысканиям, поступившим уже в казну по другому месту, – на всякую сумму; по капиталам же, подлежащим ревизии Государственного контроля, – на сумму до десяти тысяч руб., с согласия Министра Финансов и Государственного Контролера. (17 Октября. 1866 г. П. С. 3. № 43743 Ст. 54, дополн. Счет. уст. вед. Син. по прод. 1876 г.)

 

Источник: профессор Тимофей Васильевич Барсов Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: