Возрастная игра ребенка дошкольника и развитие воображения




Таблица 2. Характеристики возрастной игры ребёнка дошкольника.

Аспекты игры Характеристики возрастной игры
Воображаемая ситуация 1. От образа 2. От сюжета 3. От предмета 4. От внутренней смысловой позиции 5. От правил
Соотношение сюжета и правил 1. Правила скрыты за сюжетом 2. Сюжет скрыт за правилами 3. Сюжет проявлен, а правила отсутствуют 4. Сюжет и правила существуют в едином творческом контексте 5. Сюжет проявлен, а правила опосредованы требованиями образной имитации
Функция ребёнка в игре 1. Носитель социальной роли 2. Актёр 3. Режиссёр 4. Зритель 5. Носитель образа 6. Имитатор 7. Организатор 8. Партнёр по игре 9. Разработчик правил 10. Носитель правил 11. Автор 12. Соавтор
Функция взрослого в игре 1. Образец 2. Помощник 3. Партнёр по игре 4. Соавтор сюжета 5. Организатор 6. Носитель контекста 7. Источник проблематизации 8. Руководитель 9. Носитель контроля и оценки

 

Задание 3. Ознакомьтесь с содержанием игры, приведенной в Приложени2, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:

№ п/п Вопрос Ответ
  К какому виду возрастной игры относится игра «Фензозаправка»? Почему?  
  Способствует ли игра «Фензозаправка» развитию воображения? Почему?    
  Происходит ли в игре «Фензозаправка» развитие произвольности? Почему?  
4. Направлена ли игра «Фензозаправка» на развитие общения? Почему?  
5. Способствует ли игра «Фензозаправка» Развитию самооценки? Почему?  

 

Задание 4. Прочтите сказку, приведенную в приложении 3. Придумайте продолжение сказки и ее название.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

И.А. Модина

 

Возрастная игра ребенка дошкольника и развитие воображения

 

Согласно положениям возрастной психологии, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном периоде детства, так как именно в игре формируются базовые психологические новообразования возраста и создается фундамент для следующего возрастного этапа развития ребенка.

Сегодня существуют различные классификации детских игр, в основе которых находятся предметные или воспитательные направления, специфика использования игрушек, особенности организации игрового пространства, степень проявления детской инициативы и др. Возрастная психология выдвигает свои принципы классификации, базирующийся на особенностях возрастного развития дошкольников и логике формирования центрального новообразования дошкольного периода детства – символической функции воображения.

Игра и воображение возникают после кризиса «я сам», когда ребенок начинает впервые выделять себя среди множества живых и неживых объектов окружающего мира и узнает, что он похож на папу, маму и других людей. «Для ребенка этой ступени психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченной созерцательного познания, и поэтому осознание выступает для него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире как взрослый… Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны». Таким образом, возникает противоречие. А.Н. Леонтьев видит суть этого противоречия в столкновении классического «я сам» ребенка с не менее классическим «нельзя» взрослого. Л.С. Выготский описывает противоречие как появление ряда нереализуемых тенденций с одной стороны (новое образование) и сохранение тенденций к немедленной реализации желания (старая основа). Как же немедленно реализовать нереализуемые желания и при этом обойти «нельзя» взрослого? «Иллюзорно», - говорит Л.С. Выготский, указывая на путь разрешения противоречия. Иллюзорно – это «как будто», «понарошку», то есть через игру или мнимую, воображаемую ситуацию, основанную на действиях замещения: предметной ситуацией, человеком (посредством роли), предметами живой и неживой природы (образы, предметы заместители).

Таким образом, условием возникновения игры является расхождение оптического и смыслового поля, которое обеспечивает символическая функция воображение. В оптическом поле значения всех предметов и явлений однозначны и четко фиксированы. Так, карандашом чертят, пишут, рисуют, ложкой – едят, расческой – расчесываются. В пространстве же самостоятельно задаваемых значений ребенок может придать любому предмету свой смысл. Например, карандаш становится градусником, или волшебной полочкой, ложка – машиной, а расческа представляет собой забор. Воображение помогает ребенку как создавать образы (собственные смыслы), так и переводить смещение сознания из оптического в смысловое пространство, а затем действовать в нем. Здесь необходимо отметить, что воображение является одновременно и основой развития игровой деятельности, и ее самым значительным достижением (центральным новообразованием возраста). Поэтому становление возрастной игры и развитие воображения ребенка – дошкольника проходят параллельно и взаимообуславливают друг друга.

При этом формирование символической функции воображения проходит три этапа:

· на первом этапе образы возникают у детей с опорой на наличную предметную ситуацию. Попробуйте спросить ребенка 3 – 4 лет, что он строит из кубиков. «Дом», - ответит он. «Какой красивый у тебя получился дом», - хвалите Вы ребенка. «Это не дом, а машина», - с удивлением скажет он. «А где же у твоей машины колеса?» - спрашиваете Вы малыша через некоторое время. «У лодки не бывает колес», - говорит он. То есть в процессе конструирования образ конечного продукта претерпел несколько трансформаций: дом, машина, лодка…

· на втором этапе дети 4 – 5 лет уже способны создавать образы на основе прошлого опыта, а предметная ситуация выступает в роли пускового механизма, способствующего разворачиванию процессов детского воображения. «Посмотри, как это облако похоже на бабушкину корову Сильву, - говорит пятилетняя девочка, обращаясь к маме. – Как будто она голову наклонила и хочет всю землю забодать».

· на третьем этапе развития воображения возникновение образов связано с наличием у ребенка особой внутренней смысловой позиции, которая позволяет ему самостоятельно задавать предметные отношения и придавать им смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.

Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение от предметной ситуации к особой внутренней смысловой позиции. И если на начальном этапе ребенок осмысливает уже готовое, т.е. логика идет от предмета к замыслу, то самый высокий уровень развития воображения предполагает обратное движение: от замысла к предметной ситуации.

Вышеуказанной логике развития воображения соответствует динамика становления возрастной игры дошкольников, которая характеризуется соотношением сюжета, ролевого поведения и правил, определяющих контекст игры и она проходит в своем развитии пять этапов:

На первом этапе – это режиссерская предметная игра-манипуляция, в которой ребенок учится действовать с предметами заместителями и разыгрывать несложные житейские сюжеты. Это индивидуальная деятельность малыша, когда ему не нужен партнер, как, например, в сюжетно-ролевой игре или играх по правилам, т.к. здесь он сам является и режиссером, и актером, и зрителем одновременно. Но это совсем не означает, что роль взрослого сводится к нулю. А иначе откуда у детей появятся игровые умения? В этой начальной форме детской игры ребенок наиболее нуждается в помощи взрослого, который должен задавать образцы игрового поведения. При этом взрослый берет маленькие предметы (заместители) и начинает с их помощью разыгрывать на глазах у ребенка небольшие сюжеты, постепенно вовлекая малыша в игру-имитацию. В режиссерской игре манипуляции ребенок как бы набрасывает эскиз своей большой игровой жизни, проигрывая различные сюжеты в театре на столе. Игра вынесена вовне, и поэтому маленькое игровое пространство находится в поле зрения ребенка и полностью ему подвластно (он один распоряжается и сюжетном и действиями всех персонажей).

Режиссерской игре-манипуляции соответствует первый уровень развития воображения, т.к. воображаемая ситуация (сюжет) выстраивается от предмета, предметные действия развернуты и присутствует вербализация. В этой игре отсутствует ролевой момент и нет правил игры. Здесь ребенок осваивает преимущественно сюжетную линию и поэтому его достижением по окончании первого этапа развития игровой деятельности будет умение имитировать взрослого, действовать с предметами заместителями и способность к сюжетотворчеству.

На втором этапе возрастной игрой ребенка 4 – 5 лет является образная игра-драматизация, которая связана уже с развитием ролевой линии игрового поведения и освоением механизма идентификации. И если в режиссерской предметной игре-манипуляции ребенок в театре на столе «набрасывал» эскиз игровой ситуации в целом и был всем и в то же время ничем, то здесь он как будто пытается проникнуть внутрь каждого игрового персонажа, слиться с ним и прочувствовать его особенности. Ребенок и пока не в состоянии имитировать людей, а вот подражание животным и другим объектам живой и неживой природы ему по силам. Дети этого возраста постоянно в кого-то превращаются: собаку, машину, самолет, крокодила и даже в светофор.

В этой игре образы возникают уже на основе прошлого опыта – ребенок имитирует то, что видел и пережил, и поэтому воображаемая ситуация выстраивается от образа. Здесь есть сюжет, но нет роли и правил, а контекст игры опосредован требованиями образной имитации. При этом дети учатся выделять и удерживать требования, предъявляемые к игровому поведению (если ребенок изображает машину, то он должен гудеть, а не лаять или мяукать). Образная игра-драматизация – также индивидуальный или индивидуально-совместным вид детской деятельности, в которой ребенок является имитатором, режиссером («сам себе режиссер») и носителем образа. Взрослый же может быть образцом, помощником, носителем контекста игры, источником игровых проблем. Например, он рассказывает детям историю о своих друзьях- котятах и предлагает стать ими. Сам же взрослый входит в образ мамы- кошки, которая кормит котят, водит на прогулку, укладывает спать. При этом котята могут заболеть или заблудиться, пролить молоко, шалить, прятаться от собаки.

Здесь важно не путать образную игру с сюжетно- ролевой. Иногда можно наблюдать, как дети средней группы, изображая автобус, имитируют звук работающего мотора. Воспитателю, наблюдающему за игрой, этого мало, и он, не понимая, что дети находятся на этапе образной игры, настойчиво и безрезультатно предлагает им объявлять остановки. И наоборот, когда дети старшего дошкольного возраста в игре «Транспорт» занимают социальную позицию водителя и объявляют остановки, взрослый не понимая оснований их игровых действий, предлагает гудеть, как мотор и тем самым возвращает ребенка на уже пройденный этап образной игры – драматизации.

В результате взаимопроникновения и синтеза режиссерской предметной игры – манипуляции и образной игры – драматизации происходит качественный скачок, связанный с возникновением сюжетно-ролевой игры. В этой игре воображаемая ситуация определяется сюжетом и ролью в полновесном значении этого понятия. Ребенок настолько вырос, что может уже имитировать людей и их социальные взаимоотношения, которые предполагают отношения минимум как двух партнеров (доктор – пациент, парикмахер – клиент, продавец - покупатель). Поэтому сюжетно-ролевая игра по своей сути - коллективная деятельность даже когда ребенок играет один. Ее развитие идет от индивидуальной игры, к играм вдвоем со сверстниками, с их последующей трансформацией в коллективную игру с различными взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Ребенок в этой игре является полноценным носителем социальной роли, организатором, партнером по игре, автором сюжета. Ну а роль взрослого, как и на предыдущих этапах развития, возрастной игры, незаменима. Взрослый по- прежнему является источником детского развития на новой ступени становления игровой деятельности. Правда, здесь дети более самостоятельны. Развитие воображения в этом возрасте дает им возможность действовать не только с опорой на прошлый опыт. В сюжетно- ролевой игре начинает развиваться внутренняя смысловая позиция, и поэтому роль взрослого теперь – быть соавтором сюжета, партнером по игре, источником проблематизации, хотя на первом этапе возникновения сюжетно- ролевой игры – велика и роль взрослого, как организатора и образца. В сюжетно- ролевой игре правила скрыты за сюжетом и определяются им. В этой игре дети овладевают способность к имитации социальных отношений, умением брать на себя социальную роль и действовать в контексте предъявляемых к ней требований, а также осваивают отношения игровой кооперации.

Пройдя этап сюжетно- ролевой игры, ребенок овладевает умением удерживать правила, требования, предъявляемые сюжетом игры к каждой из ролей. Кроме того, количество сыгранных ролей преобразуется в понимание, что собственная позиция может быть не только у игрового персонажа (ролевая), но и у самого ребенка (смысловая). Теперь ребенок готов перейти к новому этапу возрастной игры – играм по правилам, которые считаются в отечественной психологии и педагогике наиболее значимыми для подготовки к школе. Эти игры, в отличие от всех предыдущих видов, предполагает особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом игры, содержащемся в правилах. Деятельность ребенка на этом подготовительном этапе представляет собой прообраз учебной деятельности младшего школьника. В играх по правилам сюжет уходит на второй план. Здесь он свернут и подчинен правилу, но при этом в любой момент может быть развернут ребенком. Например, играя в шахматы, дети могут представить два воюющих государства, которыми управляет король, имеющий армию, состоящую из солдат и офицеров разного ранга. При этом воображаемая ситуация выстраивается от правил, носителем которых является ребенок. В этой игре он может быть также организатором, разработчиком правил и партнером по игре. Роль взрослого имеет значение только в составе коллективного субъекта деятельности. На первых порах он – организатор, образец, а затем – равноправный партнер по игре. Игра по правилам – это сугубо коллективная деятельность, предполагающая детскую кооперацию. В ней формируется произвольность, происходит становление собственной смысловой позиции, а так же умения учитывать позицию партнера в своей деятельности и согласовывать позиции в ситуации решения общей задачи.

На пятом последнем этапе дети вновь возвращаются к режиссерской игре, но уже высокого уровня, которая вместе с играми по правилам венчает игровую деятельность дошкольника. Здесь также есть сюжет и роли. Только действие этой игры происходит во внутреннем плане, в так называемом элементарном рефлексивном пространстве. Это пространство возникает к концу дошкольного периода детства, если ребенок полноценно прошел все предыдущие этапы возрастной игры, каждая из которых внесла свою лепту в режиссерскую игру. В этой игре ребенок свободен, т.к. у него есть особая внутренняя позиция, с которой он может самостоятельно создать сюжет или замысел, а затем реализовать его в своей деятельности. Он способен совмещать различные позиции, но уже не реальных партнеров, а воображаемых игровых персонажей. Здесь сюжет и правила существуют в едином творческом контексте, позволяющем ребенку интегрировать весь свой предыдущий игровой опыт. Режиссерская игра – глубоко индивидуальна. Это мир грез и сложных образов, в котором предметные действия свернуты. В процессе режиссерской игры высокого уровня возникает очередное рождение «я сам», когда ребенок узнает о существовании своей души, своих чувств и переживаний. Именно в это время происходит разделение «я- реального и я- идеального», осознание своей недостаточности и появление мотивации к ее преодолению в рамках нового ведущего вида деятельности.

Итак, заключительный этап возрастной игры, который базируется на достижениях предыдущих этапов, завершается появлением у ребенка новой социальной позиции ученика, а следовательно, и глубокой внутренней мотивации к обучению в школе.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: