Таблица 2. Характеристики возрастной игры ребёнка дошкольника.
Аспекты игры | Характеристики возрастной игры |
Воображаемая ситуация | 1. От образа 2. От сюжета 3. От предмета 4. От внутренней смысловой позиции 5. От правил |
Соотношение сюжета и правил | 1. Правила скрыты за сюжетом 2. Сюжет скрыт за правилами 3. Сюжет проявлен, а правила отсутствуют 4. Сюжет и правила существуют в едином творческом контексте 5. Сюжет проявлен, а правила опосредованы требованиями образной имитации |
Функция ребёнка в игре | 1. Носитель социальной роли 2. Актёр 3. Режиссёр 4. Зритель 5. Носитель образа 6. Имитатор 7. Организатор 8. Партнёр по игре 9. Разработчик правил 10. Носитель правил 11. Автор 12. Соавтор |
Функция взрослого в игре | 1. Образец 2. Помощник 3. Партнёр по игре 4. Соавтор сюжета 5. Организатор 6. Носитель контекста 7. Источник проблематизации 8. Руководитель 9. Носитель контроля и оценки |
Задание 3. Ознакомьтесь с содержанием игры, приведенной в Приложени2, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:
№ п/п | Вопрос | Ответ | |
К какому виду возрастной игры относится игра «Фензозаправка»? Почему? | |||
Способствует ли игра «Фензозаправка» развитию воображения? Почему? | |||
Происходит ли в игре «Фензозаправка» развитие произвольности? Почему? | |||
4. | Направлена ли игра «Фензозаправка» на развитие общения? Почему? | ||
5. | Способствует ли игра «Фензозаправка» Развитию самооценки? Почему? |
Задание 4. Прочтите сказку, приведенную в приложении 3. Придумайте продолжение сказки и ее название.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
И.А. Модина
Возрастная игра ребенка дошкольника и развитие воображения
Согласно положениям возрастной психологии, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном периоде детства, так как именно в игре формируются базовые психологические новообразования возраста и создается фундамент для следующего возрастного этапа развития ребенка.
Сегодня существуют различные классификации детских игр, в основе которых находятся предметные или воспитательные направления, специфика использования игрушек, особенности организации игрового пространства, степень проявления детской инициативы и др. Возрастная психология выдвигает свои принципы классификации, базирующийся на особенностях возрастного развития дошкольников и логике формирования центрального новообразования дошкольного периода детства – символической функции воображения.
Игра и воображение возникают после кризиса «я сам», когда ребенок начинает впервые выделять себя среди множества живых и неживых объектов окружающего мира и узнает, что он похож на папу, маму и других людей. «Для ребенка этой ступени психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченной созерцательного познания, и поэтому осознание выступает для него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире как взрослый… Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны». Таким образом, возникает противоречие. А.Н. Леонтьев видит суть этого противоречия в столкновении классического «я сам» ребенка с не менее классическим «нельзя» взрослого. Л.С. Выготский описывает противоречие как появление ряда нереализуемых тенденций с одной стороны (новое образование) и сохранение тенденций к немедленной реализации желания (старая основа). Как же немедленно реализовать нереализуемые желания и при этом обойти «нельзя» взрослого? «Иллюзорно», - говорит Л.С. Выготский, указывая на путь разрешения противоречия. Иллюзорно – это «как будто», «понарошку», то есть через игру или мнимую, воображаемую ситуацию, основанную на действиях замещения: предметной ситуацией, человеком (посредством роли), предметами живой и неживой природы (образы, предметы заместители).
Таким образом, условием возникновения игры является расхождение оптического и смыслового поля, которое обеспечивает символическая функция воображение. В оптическом поле значения всех предметов и явлений однозначны и четко фиксированы. Так, карандашом чертят, пишут, рисуют, ложкой – едят, расческой – расчесываются. В пространстве же самостоятельно задаваемых значений ребенок может придать любому предмету свой смысл. Например, карандаш становится градусником, или волшебной полочкой, ложка – машиной, а расческа представляет собой забор. Воображение помогает ребенку как создавать образы (собственные смыслы), так и переводить смещение сознания из оптического в смысловое пространство, а затем действовать в нем. Здесь необходимо отметить, что воображение является одновременно и основой развития игровой деятельности, и ее самым значительным достижением (центральным новообразованием возраста). Поэтому становление возрастной игры и развитие воображения ребенка – дошкольника проходят параллельно и взаимообуславливают друг друга.
При этом формирование символической функции воображения проходит три этапа:
· на первом этапе образы возникают у детей с опорой на наличную предметную ситуацию. Попробуйте спросить ребенка 3 – 4 лет, что он строит из кубиков. «Дом», - ответит он. «Какой красивый у тебя получился дом», - хвалите Вы ребенка. «Это не дом, а машина», - с удивлением скажет он. «А где же у твоей машины колеса?» - спрашиваете Вы малыша через некоторое время. «У лодки не бывает колес», - говорит он. То есть в процессе конструирования образ конечного продукта претерпел несколько трансформаций: дом, машина, лодка…
· на втором этапе дети 4 – 5 лет уже способны создавать образы на основе прошлого опыта, а предметная ситуация выступает в роли пускового механизма, способствующего разворачиванию процессов детского воображения. «Посмотри, как это облако похоже на бабушкину корову Сильву, - говорит пятилетняя девочка, обращаясь к маме. – Как будто она голову наклонила и хочет всю землю забодать».
· на третьем этапе развития воображения возникновение образов связано с наличием у ребенка особой внутренней смысловой позиции, которая позволяет ему самостоятельно задавать предметные отношения и придавать им смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.
Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение от предметной ситуации к особой внутренней смысловой позиции. И если на начальном этапе ребенок осмысливает уже готовое, т.е. логика идет от предмета к замыслу, то самый высокий уровень развития воображения предполагает обратное движение: от замысла к предметной ситуации.
Вышеуказанной логике развития воображения соответствует динамика становления возрастной игры дошкольников, которая характеризуется соотношением сюжета, ролевого поведения и правил, определяющих контекст игры и она проходит в своем развитии пять этапов:
На первом этапе – это режиссерская предметная игра-манипуляция, в которой ребенок учится действовать с предметами заместителями и разыгрывать несложные житейские сюжеты. Это индивидуальная деятельность малыша, когда ему не нужен партнер, как, например, в сюжетно-ролевой игре или играх по правилам, т.к. здесь он сам является и режиссером, и актером, и зрителем одновременно. Но это совсем не означает, что роль взрослого сводится к нулю. А иначе откуда у детей появятся игровые умения? В этой начальной форме детской игры ребенок наиболее нуждается в помощи взрослого, который должен задавать образцы игрового поведения. При этом взрослый берет маленькие предметы (заместители) и начинает с их помощью разыгрывать на глазах у ребенка небольшие сюжеты, постепенно вовлекая малыша в игру-имитацию. В режиссерской игре манипуляции ребенок как бы набрасывает эскиз своей большой игровой жизни, проигрывая различные сюжеты в театре на столе. Игра вынесена вовне, и поэтому маленькое игровое пространство находится в поле зрения ребенка и полностью ему подвластно (он один распоряжается и сюжетном и действиями всех персонажей).
Режиссерской игре-манипуляции соответствует первый уровень развития воображения, т.к. воображаемая ситуация (сюжет) выстраивается от предмета, предметные действия развернуты и присутствует вербализация. В этой игре отсутствует ролевой момент и нет правил игры. Здесь ребенок осваивает преимущественно сюжетную линию и поэтому его достижением по окончании первого этапа развития игровой деятельности будет умение имитировать взрослого, действовать с предметами заместителями и способность к сюжетотворчеству.
На втором этапе возрастной игрой ребенка 4 – 5 лет является образная игра-драматизация, которая связана уже с развитием ролевой линии игрового поведения и освоением механизма идентификации. И если в режиссерской предметной игре-манипуляции ребенок в театре на столе «набрасывал» эскиз игровой ситуации в целом и был всем и в то же время ничем, то здесь он как будто пытается проникнуть внутрь каждого игрового персонажа, слиться с ним и прочувствовать его особенности. Ребенок и пока не в состоянии имитировать людей, а вот подражание животным и другим объектам живой и неживой природы ему по силам. Дети этого возраста постоянно в кого-то превращаются: собаку, машину, самолет, крокодила и даже в светофор.
В этой игре образы возникают уже на основе прошлого опыта – ребенок имитирует то, что видел и пережил, и поэтому воображаемая ситуация выстраивается от образа. Здесь есть сюжет, но нет роли и правил, а контекст игры опосредован требованиями образной имитации. При этом дети учатся выделять и удерживать требования, предъявляемые к игровому поведению (если ребенок изображает машину, то он должен гудеть, а не лаять или мяукать). Образная игра-драматизация – также индивидуальный или индивидуально-совместным вид детской деятельности, в которой ребенок является имитатором, режиссером («сам себе режиссер») и носителем образа. Взрослый же может быть образцом, помощником, носителем контекста игры, источником игровых проблем. Например, он рассказывает детям историю о своих друзьях- котятах и предлагает стать ими. Сам же взрослый входит в образ мамы- кошки, которая кормит котят, водит на прогулку, укладывает спать. При этом котята могут заболеть или заблудиться, пролить молоко, шалить, прятаться от собаки.
Здесь важно не путать образную игру с сюжетно- ролевой. Иногда можно наблюдать, как дети средней группы, изображая автобус, имитируют звук работающего мотора. Воспитателю, наблюдающему за игрой, этого мало, и он, не понимая, что дети находятся на этапе образной игры, настойчиво и безрезультатно предлагает им объявлять остановки. И наоборот, когда дети старшего дошкольного возраста в игре «Транспорт» занимают социальную позицию водителя и объявляют остановки, взрослый не понимая оснований их игровых действий, предлагает гудеть, как мотор и тем самым возвращает ребенка на уже пройденный этап образной игры – драматизации.
В результате взаимопроникновения и синтеза режиссерской предметной игры – манипуляции и образной игры – драматизации происходит качественный скачок, связанный с возникновением сюжетно-ролевой игры. В этой игре воображаемая ситуация определяется сюжетом и ролью в полновесном значении этого понятия. Ребенок настолько вырос, что может уже имитировать людей и их социальные взаимоотношения, которые предполагают отношения минимум как двух партнеров (доктор – пациент, парикмахер – клиент, продавец - покупатель). Поэтому сюжетно-ролевая игра по своей сути - коллективная деятельность даже когда ребенок играет один. Ее развитие идет от индивидуальной игры, к играм вдвоем со сверстниками, с их последующей трансформацией в коллективную игру с различными взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Ребенок в этой игре является полноценным носителем социальной роли, организатором, партнером по игре, автором сюжета. Ну а роль взрослого, как и на предыдущих этапах развития, возрастной игры, незаменима. Взрослый по- прежнему является источником детского развития на новой ступени становления игровой деятельности. Правда, здесь дети более самостоятельны. Развитие воображения в этом возрасте дает им возможность действовать не только с опорой на прошлый опыт. В сюжетно- ролевой игре начинает развиваться внутренняя смысловая позиция, и поэтому роль взрослого теперь – быть соавтором сюжета, партнером по игре, источником проблематизации, хотя на первом этапе возникновения сюжетно- ролевой игры – велика и роль взрослого, как организатора и образца. В сюжетно- ролевой игре правила скрыты за сюжетом и определяются им. В этой игре дети овладевают способность к имитации социальных отношений, умением брать на себя социальную роль и действовать в контексте предъявляемых к ней требований, а также осваивают отношения игровой кооперации.
Пройдя этап сюжетно- ролевой игры, ребенок овладевает умением удерживать правила, требования, предъявляемые сюжетом игры к каждой из ролей. Кроме того, количество сыгранных ролей преобразуется в понимание, что собственная позиция может быть не только у игрового персонажа (ролевая), но и у самого ребенка (смысловая). Теперь ребенок готов перейти к новому этапу возрастной игры – играм по правилам, которые считаются в отечественной психологии и педагогике наиболее значимыми для подготовки к школе. Эти игры, в отличие от всех предыдущих видов, предполагает особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом игры, содержащемся в правилах. Деятельность ребенка на этом подготовительном этапе представляет собой прообраз учебной деятельности младшего школьника. В играх по правилам сюжет уходит на второй план. Здесь он свернут и подчинен правилу, но при этом в любой момент может быть развернут ребенком. Например, играя в шахматы, дети могут представить два воюющих государства, которыми управляет король, имеющий армию, состоящую из солдат и офицеров разного ранга. При этом воображаемая ситуация выстраивается от правил, носителем которых является ребенок. В этой игре он может быть также организатором, разработчиком правил и партнером по игре. Роль взрослого имеет значение только в составе коллективного субъекта деятельности. На первых порах он – организатор, образец, а затем – равноправный партнер по игре. Игра по правилам – это сугубо коллективная деятельность, предполагающая детскую кооперацию. В ней формируется произвольность, происходит становление собственной смысловой позиции, а так же умения учитывать позицию партнера в своей деятельности и согласовывать позиции в ситуации решения общей задачи.
На пятом последнем этапе дети вновь возвращаются к режиссерской игре, но уже высокого уровня, которая вместе с играми по правилам венчает игровую деятельность дошкольника. Здесь также есть сюжет и роли. Только действие этой игры происходит во внутреннем плане, в так называемом элементарном рефлексивном пространстве. Это пространство возникает к концу дошкольного периода детства, если ребенок полноценно прошел все предыдущие этапы возрастной игры, каждая из которых внесла свою лепту в режиссерскую игру. В этой игре ребенок свободен, т.к. у него есть особая внутренняя позиция, с которой он может самостоятельно создать сюжет или замысел, а затем реализовать его в своей деятельности. Он способен совмещать различные позиции, но уже не реальных партнеров, а воображаемых игровых персонажей. Здесь сюжет и правила существуют в едином творческом контексте, позволяющем ребенку интегрировать весь свой предыдущий игровой опыт. Режиссерская игра – глубоко индивидуальна. Это мир грез и сложных образов, в котором предметные действия свернуты. В процессе режиссерской игры высокого уровня возникает очередное рождение «я сам», когда ребенок узнает о существовании своей души, своих чувств и переживаний. Именно в это время происходит разделение «я- реального и я- идеального», осознание своей недостаточности и появление мотивации к ее преодолению в рамках нового ведущего вида деятельности.
Итак, заключительный этап возрастной игры, который базируется на достижениях предыдущих этапов, завершается появлением у ребенка новой социальной позиции ученика, а следовательно, и глубокой внутренней мотивации к обучению в школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2