воспитателя в игре «Фензозаправка»




 

Игра «Фензозаправка» является фрагментом пролангированного игрового сюжета, в рамках которого происходит становление игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, развитие воображения и формирование психологических предпосылок учебной деятельности. Контекст игры определяется задачами развития у дошкольников фонематической культуры родного языка. В процессе игры дети общаются со своими друзьями – звуковичками, которые живут в сказочной стране. Добраться в эту волшебную страну можно на ковре- фонолёте, фонобусе, фоноциклах или на фоноподушках, предварительно заправив их сказочным топливом фензином той или иной марки ([а] -1, [м’] -1, [са] -1, [ма] -2, [а] -2 и др.). Фензин продаётся на фензозаправке за деньги-слова, в которых есть звук, или слог, указанные в марке финзина. При этом позиция звука или слога в слове определяется цифрой, также заданной типом сказанного топлива.

Рассмотрим игровую ситуацию введения правил игры «Фензозаправка», когда дети только познакомились со звуковичками, и звуковички пригласили своих новых друзей на праздник – день г. Гласного. Праздник должен состояться через неделю. Дети отметили эту дату в Отрывном календаре, и каждое утро считали, сколько дней осталось до праздника.

Предположим, что воспитателя зовут Елена Николаевна, и имена детей также определены.

Описание игры

После завтрака все собрались в традиционный утренний «тёплый» кружок и обменялись последними новостями. Ну, чем мы сегодня будем заниматься?- спросила детей Елена Николаевна.

- Как чем? Конечно же, поедем в гости к звуковичкам, - воскликнул Витя. – Ведь они нас приглашали. Помните? Там, наверное, тортики будут и лимонад. В гостях всегда чем-то вкусным угощают.

- Нас пригласили не сегодня, а через три дня, - поправила мальчика Катя. – Вот сам посмотри.

Девочка подбежала к календарю.

- На сегодняшнем листке ничего нет, - сказала она и начала переворачивать листы. – А вот здесь мы нарисовали звуковичков. Видишь? Считай: один, два, три. Значит, через три дня.

- Так что же мы сегодня- то будем делать? – повторила свой вопрос Елена Николаевна.

- Давайте поиграем в «Съедобное - несъедобное».

- Нет, лучше в дом или больницу.

- А может мы сделаем подарки для феи Фонетика и звуковичков? – предложила Елена Николаевна. – Как-то неудобно в гости идти без подарков.

- И правда, - обрадовались дети. – А что сделаем?

- Давайте вместе думать.

- А может мы им фонарики сделаем? – предложила Оля. – Чтобы вечером светло было.

- Или цветы, чтобы было красиво.

- Нет, лучше подарим скамейки. Скамейки всегда в городе ломаются.

- А звуковички воспитаны и не ломают скамейки, и поэтому скамеек там много, а мы ещё привезём. Что они с ними будут делать?

- И фонариков у них, может быть, тоже много и цветов. Надо подарить такое, чего у них нет в Гласном.

- Ага, а как мы узнаем, чего у них нет?

- И правда, как узнать, чего нет в г. Гласном, - Елена Николаевна на минуту задумалась. – Кажется я знаю. Давайте слетаем в страну Фонетика и посмотрим.

- Так ведь сегодня нет праздника, - напомнила Света.

- А мы не будем приземляться. Посмотрим на страну Фонетика сверху, а потом вернёмся и решим, что лучше сделать в подарок ко дню г. Гласного. Как вы думаете?

- Полетели! А на чём полетим?

- Вчера я была на рынке и купила там по сходной цене небольшой ковёр-фонолёт. Продавец убедил меня, что на нём мы можем спокойно долететь до страны Фонетика, если заправимся сказочным топливом – фензином. Сейчас я вам покажу свою покупку.

Все вместе расстелем на полу ковёр-одеяло, смастерим фензобак и проверим, поместятся ли они на ковре.

- Можно я буду фензозаправщиком? – спросила Елена Николаевна. – Я так давно об этом мечтала.

Дети, безусловно, согласились. Затем они пошли за ведром для фензина, а Елена Николаевна огородила стульчиками территорию воображаемой фензозаправки, одела на голову кепку, набрала в коробку кубиков, символизирующих собой фензин, и прикрепила к одному из стульев вывеску с обозначением его марки.

Дети с интересом наблюдали за действиями воспитателя.

- А заправка уже работает? – робко поинтересовался Коля.

- Конечно, работает. Наша фензозаправка работает круглосуточно. О! Сколько клиентов. Сегодня я заработаю на славу. Куда ехать то собрались?

- В страну Фонетика полетим на ковре- фонолёте. – ответила на вопрос Катя. – а у Вас есть для него бензин?

- Не бензин, а фензин. На бензине вы далеко не долетите. А сколько литров фензина вам надо?

- А мы не знаем.

Фензозаправщик оценивающе посмотрел на ковёр- фонолёт.

- Думаю, что не меньше четырёх в один конец, так что определяйтесь.

Дети объединились в кружок.

- Четыре туда и четыре назад, значит надо, - Слава растопырил пальцы двух рук и задумался.

- Будет восемь, - помог другу Игорёк. Но надо больше взять. Мало ли что.

- А давайте возьмём десять.

- Давайте.

- Мы будем у вас покупать десять литров, - объявила фензозаправщику Катя.

- Очень хорошо. Становитесь в очередь. А деньги у вас есть?

- Конечно есть, - ответила девочка и зашептала Наташе. – Принеси скорее мозаику. Это у нас будут как будто деньги.

Фензозаправщик повертел в руках красный пластмассовый квадратик и вернул его детям.

- Нет, мы такие не берем.

- А какие нужно?

- За фензин марки [а]-1 нужно расплачиваться словами, в которых звук [а] первый, - пояснил он. - У вас есть такие деньги? Поройтесь в своих кошельках. За одно слово наливаю один литр фензина.

- Апельсин.

- Подставляйте ведро, - сказал фензозаправщик и бросил в него первый кубик.

- Автобус.

- Астры.

- Мак.

- Зачем фальшивые деньги подсовываете? - возмутился фензозаправщик. - Не принимаю.

- А почему не принимаете? Ведь там есть [а]

- А где [а] находится? На первом или на втором месте? – уточнил фензозаправщик.

- [м – а – а - к] – протянул Витя, - на втором.

Ну вот, а надо на первом. Видишь, марка фензина [а] -1, а не [а] -2. Но ты эту денежку прибереги. Завтра должны привезти фензин марки [а] – 2. Вот тут ты её и достанешь из кармана. Ну, а другие деньги есть?

Витя молчал.

- А ты займи у друзей, думаю, у них найдутся лишние деньги. А в другой раз ты кому-нибудь одолжишь.

Витя умоляюще посмотрел на детей.

- Арбуз, - подсказала Катя.

Мальчик радостно повторил слово, и четвертый кубик оказался в ведерке.

- Аист.

- Акваланг.

- Апельсин.

Старые деньги, Тоже не принимаем. Слово «апельсин» уже называли.

- Ну тогда [агурец].

- Сколько еще осталось? - поинтересовался Вова.

- Я вам 5 литров налил.

- Значит еще, - Света растопырила 10 пальцев, а затем загнула пять, один, два, три, четыре, пять.

Еще пять слов осталось.

Наконец, ведерко было наполнено фензином. Дети высыпали кубики в фензобак и разместились на одеяле. Зазвучала музыка и ковер начал подниматься в воздух.

- Какой дождь! - принялась фантазировать Оля. - Надо было с собой зонтики взять. Может быть вернемся за ними?

- А я взяла зонтик. Он очень большой Мы все под ним поместимся. Катя сделала вид, что открывает соображаемый зонтик.

- У, какой огромный, как крыша!

Давайте выше подниматься, над облаками, - предложил Сережа. - Там нет дождя. Вон я уже солнце вижу.

А я летающих солнечных зайчаток. Смотрите, один из них сел ко мне на палец, как стрекозка.

Настройте свои волшебные бинокли, - попросила Ксения Николаевна, - Мне кажется, что мы подлетаем к стране Фонетика. Я вижу дворец феи. Какой он большой и красивый!

- Смотрите, а вон гласные звуковички летают.

- А каких гласных звуковичков вы видите?


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сказка

В некотором государстве жили-были принц с принцессой, которые так любили друг друга, что не могли расстаться ни на день и всё делали вместе. Каждое утро они просыпались, и принц дарил принцессе прекрасный букет цветов, всякий день разный, а принцесса, в свою очередь, не доверяя слугам, сама готовила принцу завтрак, причём, всегда угадывала его желания и готовила именно то, что ему хотелось. После завтрака принц с принцессой ходили гулять в королевский парк. Надо сказать, что парк этот был не совсем обычный, он был огромный и каждый раз, гуляя в парке, можно было встретить что-то новенькое, интересное. И вот однажды принц с принцессой, как всегда, пошли гулять в свой замечательный парк и зашли в такое место, в котором ещё никогда до этого не бывали. Они увидели какую-то старую, полуразрушенную стену, которая была такая высокая, что заглянуть за неё было невозможно. Они решили узнать, где же она заканчивается, и что за ней находится, и пошли вдоль стены. Через некоторое время принц с принцессой наткнулись на калитку в стене и только хотели в неё войти, как неожиданно перед ними возник стражник, который объяснил, что не может пропустить через эту калитку никого, даже самого короля с королевой. Он рассказал о том, что существует какое-то очень старое предание, которое уже никто точно не помнит, но в котором говорится о том, что в калитку никому нельзя входить, дабы не случилось никаких неприятностей. Принц с принцессой очень огорчились, но решили, что можно найти и другие интересные занятия кроме хождения в незнакомые калитки и стали играть в прятки. Водить выпало принцу. Принц честно досчитал до 10 и стал искать принцессу. Он искал её час и два, но никак не мог найти. И вот, увлечённый поиском, принц снова очутился перед таинственной калиткой. Но на этот раз никакого стражника около неё не было, а сама калитка оказалась открыта…».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: