Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, что обеспечивает ее единство. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Финансирование судов производится только из федерального бюджета, что обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Основные принципы организации и деятельности судебной власти изложены в главе 7 статьи 118–128 Конституции РФ. Они включают в себя следующие положения:
1. Осуществление правосудия только судом (т.е. посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства).
2. Законность.
3. Независимость судей и подчинение только закону.
4. Несменяемость судей.
5. Коллегиальность или единоличность рассмотрения дел в суде.
6. Открытое разбирательство дел во всех судах.
7. Неприкосновенность судей.
8. Состязательность и равноправие сторон и др.
Конституция 1993 года закрепила в Российской Федерации республиканскую форму правления. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.
Россия на современном этапе провозглашена республикой. Республиканская форма правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством.
|
Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к простому представительству Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяет государственную власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложены реальные и ответственные функции по осуществлению обязанностей главы государства. Поэтому и республику современной России принято называть «президентской».
Заключение
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей. Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
|
В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, Россия может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.
Литература
1) Багратуни К.Ю. К проблеме совершенствования федеративной модели государственного устройства в России// Социально-гуманитарные знания, 2003, №2. – С. 304-313.
2) Калина В.Ф., Кудрявцев В.Б. Гарантия государственной целостности РФ: политический и правовой механизмы// Полис, 2004, №1. – С. 134-138.
3) Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов – М.; Приориздат., 2005. – 243с. 4) Панарин А.С. Политология. Учебник. – М.; 1997. – 230с.5) Политология: Учебник для вузов/ Д.В. Доленко, И.В. Бахлов, О.В. Бахлова и др. – М., 2002. – 285с.
6) Политология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2002. – 384с.
7) Политология: Учебник для вузов/ Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004. – 412с.
8) Шабров О.Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности// Социально-гуманитарные знания, 2005, №2. – С. 137-150.
9) https://pravo.eup.ru.10) https://www.ido.rudn.ru.