Краткое изложение теории Ницше.




Открытый урок по литературе в 10 классе.

 

Тема урока: «Родион Раскольников. Его учение и бунт».

Цель: развенчать антигуманистическую теорию Раскольникова, показать ее безнравственную сущность; постичь нравственный мир Достоевского.

Задачи:

Образовательные: доказать на примерах из романа Достоевского, что теория Раскольникова носит антигуманистическую направленность.

Развивающие: совершенствовать монологическую речь учащихся, умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения примерами из текста.

Воспитательные: осмысление идеи «сверхчеловека», осознание опасности этой теории для человечества.

 

Оформление доски:

Включен слайд 1 с темой и целью.

Эпиграфы:

Ø Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский

Ø Не убий!

Из Библии

Словарная работа: гордость – гордыня, честолюбие – тщеславие, гуманный-антигуманный, покаяние.

 

Ход урока

Организационный.

Объявление темы и цели, обратить внимание на эпиграфы.

(Слова Мережковского как нельзя лучше отражают раздвоенность натуры главного героя Раскольникова, ко второму эпиграфу мы вернемся позже, когда будем говорить о его теории)

 

Слово учителя.

В начале нашего урока нам нужно будет вспомнить и уточнить некоторые понятия, которые помогут нам лучше разобраться в характере главного героя.

 

(Учащиеся зачитывают записи, сделанные в тетради:

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня – высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

Честолюбие – стремление к почетному положению.

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Гуманный – человеколюбивый, отзывчивый, направленный на благо других.

Антигуманный – направленный против человечества.

Покаяние – признание в совершенном проступке, ошибке, исповедь.)

 

Учитель: Для Достоевского законы нравственности и совесть – высшие ценности, поэтому он прибавляет к этому определению свое: это искупление ошибки через страдание. Наша задача - проследить движение человеческого сознания от уверенности в своей безоговорочной правоте к покаянию через образ главного героя.

 

Прежде чем мы будем говорить о теории Раскольникова, мы составим кластер.

 

Предпосылки возникновения теории Раскольникова

 

Общественно-политическое положение, социальная несправедливость
Описание Петербурга
Бедственное положение семьи и близких людей («идти некуда»)
Каморка героя.

 

Сообщения учащихся

· Об общественно-политическом положении.

Роман Достоевского был написан в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Достоевского интересуют прежде всего нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности, народного пьянства, вызванные реформой 1861 года и последующим разгулом капитализма. Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться его нравственные устои. С ужасом Достоевский убеждался, что на Россию надвигается капитализм – «бес национального богатства», несущий вражду, хаос. «Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения границы добра и зла…Разложение – главная видимая мысль романа», – писал Достоевский в черновых тетрадях.

С начала 60-х годов процесс капиталистического накопления не только сильно ускоряется, но и принимает особенно паразитические, хищнические нормы. Обостряется социальная несправедливость, возникают картины человеческих бедствий и человеческого падения. Неизбежным спутником социально-экономических реформ оказывается рост преступности, проституции, пьянства. Вопрос о падении «общественной нравственности» все чаще поднимается на страницах газет и журналов. Например, «Голос» писал 18 марта 1866 года: «Бедность с каждым днем развивается, особенно в чиновничьей среде. Бедных этого класса не может удовлетворить ни «человеколюбивое общество», ни детские приюты, ни богадельни. Редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился в редакцию с просьбой о заявлении бедственного положения то отставного офицера, то чиновника.

Кроме того, к 19 веку все большее распространение получали книги Ницше, а его идея «сильной личности», «вседозволенности» находила все больше почитателей и последователей. Кумирами молодежи становились Наполеон, Магомед.

Краткое изложение теории Ницше.

Жизнь, по теории Ницше, «стремится к максимуму чувства власти». Таким образом «воля к власти» становится критерием любого типа поведения, любого явления. «Что хорошо? - Всё, что повышает «волю к власти» и саму власть в человеке. Что дурно? - То, что идёт от слабости. - Что есть счастье? - Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия». «Воля к власти» - лишь «право сильного», это распространяется даже на взаимоотношения между мужчиной и женщиной: «Идёшь к женщине - бери плётку». Из «права сильного» следует и мораль Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, «аристократов», «господ», над другими - «рабами», «низшими». Философ в своей работе говорит, что нужно произвести «переоценку ценностей»: восстановить «мораль господ» и упразднить результаты «восстания рабов в морали». Субъектом этой морали, удовлетворяющим этим требованиям, является сверхчеловек - центральное понятие философии Ницше. Он определяет его следующим образом: это люди, «которые… проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, - по отношению к внешнему миру… они немногим лучше необузданных хищных зверей… Они возвращаются к невинной совести дикого зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств, поджога, разгрома, насилия с гордостью и душевным равновесием…

Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового «вождя», «фюрера», полубога, а то даже и Бога.

· О Петербурге.

В данном романе атмосфера Петербурга, этого безликого, холодного города также оказывает на Раскольникова негативное влияние. Действие романа разворачивается летом. Постоянно удушающая жара, вонь, грязь царят повсюду и производят тягостное впечатление. На каждом шагу встречаются распивочные, трактиры, публичные дома, огромное количество пьяных людей: мужчин, женщин, молоденьких девушек, «поминутно попадавшихся, несмотря на буднее время», продажных женщин. По ночам, когда посетители начинают покидать кабаки, Раскольников постоянно просыпается от пьяных криков.. Духота и толкотня на улицах тоже действуют угнетающе. Дышать пыльным, «зараженным городом» воздухом просто невозможно. Петербургские дома с выбитыми стеклами, темные лестницы, облитые помоями, грязные площади, узкие и тесные улицы также оставляют гнетущее впечатление.

Работа с текстом) (ч. 1 гл.1:«…жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич и …вонь, известная каждому петербуржцу…» - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.) …(ч. 2, гл.1).На улице опять жара стояла невыносимая…опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные.

Но есть и другая сторона города, где во дворах растут красивые цветы, нет ни вони, ни духоты, ни распивочных, люди ездят в каретах, все там кажется безмятежным. Такой город-двойник заставляет героя задуматься над несправедливостью жизни.

Также при описании Петербурга Достоевский использует в основном желтый цвет – символ болезни, расстройства, нездоровья: «небольшая комната с желтыми обоями, мебель вся старая, из желтого дерева (описание комнаты старухи), желтенькие пыльные обои в каморке Раскольникова, на улице – желто-серые, пыльные, высокие дома со «слепыми окнами», бледно-желтый цвет лица Раскольникова, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом.

Учитель: Таким образом, Петербург в романе не просто фон, а действующее лицо-город, который давит, душит, навевает странные видения, внушает безумные идеи.

· Каморка героя, квартиры Мармеладовых. (ч. 1, гл. 3; ч.1, гл.2)

· Бедственное положение героя.

Единственным источником его существования являются деньги, которые ему присылала мать. Но этого явно недостаточно, чтобы учиться и жить. Он пытается давать уроки, но за них платят гроши. Раскольникова отчисляют из университета. Он не может заплатить за свою тесную, похожую на гроб каморку, голодает и чтобы не умереть с голоду, закладывает вещи. Он видит, что миром правят богатые, которым все позволено, переживает от такой несправедливости, страдает за несчастных.

Учитель: таким образом, мы видим, что эти предпосылки породили в голове Раскольникова теорию разделения людей.

В чем суть его теории?

 

Теория Раскольников а.

Учащийся. Его теория отчасти напоминает теорию Ницше о «сверхчеловеке». Он также делит людей на обыкновенных, тварей дрожащих, и необыкновенных, «право имеющих». По его теории, необыкновенные люди – это исключительные люди, которые для достижения своей цели могут перешагнуть через общепринятые нормы человеческой морали, они могут убивать, грабить, разрешать себе пролить «кровь по совести», и их не будет мучить совесть, потому что они потом будут служить на благо человечества. Себя Раскольников тоже причислил к разряду необыкновенных людей, а для проверки своей идеи он решил убить старуху-процентщицу.

Учитель. Почему Раскольников выбрал своей жертвой старуху-процентщицу?

Ученик. В ней Раскольников видел олицетворение зла. Она пользовалась бедственным положением людей и обирала их, давая за заклады копейки.

Учитель. Можно сказать, что теория Раскольникова направлена против человечества?

Ученик. Да, потому что она нарушает главную заповедь Библии «Не убий!» (Обратить внимание на эпиграф).

Человек не может посягать на жизнь других людей, применять насилие.

Учитель. Итак, мы говорим, что теория Раскольникова антигуманна, античеловечна, эгоистична, тщеславна. Таков ли сам Раскольников? Каким мы его можем охарактеризовать?

Ученик.

1.Я считаю, что у Раскольникова доброе сердце. Примером этому служат его поступки, например случай с пьяной девушкой. (сцена с пьяной девушкой: ч.1, гл.4 – краткое изложение).

2. Еще случай, когда он помогает дважды семье Мармеладовых. Первый раз отдает последние гроши, когда приводит пьяного Мармеладова домой. Второй раз отдает все деньги, которые ему прислала мать, на похороны.

Учитель. Давайте вспомним случай, который служил Раскольникову предостережением, предупреждением, что нельзя совершать такой тяжкий грех. (1 сон Раскольникова-случай из детства с убитой людьми лошадью). Но перед описанием этого случая обратим внимание на слова из стихотворения Некрасова, которые потрясли Достоевского до глубины души. (слайд 2)

Вопросы:

1. Почему именно с образом лошади связывает писатель некоторые сцены из жизни героев?

(Лошадь – главная кормилица, поэтому она много работает, часто несет на себе непосильный груз, надрывается) (слайд 3)

2. Какие ассоциации возникли у вас после прочтения эпизода? (слайд 4)

3. Раскройте символический смысл образов лошади и мальчика.

Достоевский предупреждает героя, что ноша, которую он пытается возложить на себя, совершение убийства, будет для него непосильной, он будет испытывать такую же боль и муку, как и та забитая лошадь)

4. Какую роль играет этот эпизод в раскрытии характера героя и идеи всего произведения? (слайд 5-идея романа.)

Учитель. Обратим внимание на значение первого сна Раскольникова (слайд 6)

И все же, несмотря на предупреждения свыше, Раскольников совершит два убийства. Что снова подтолкнет его к совершению преступления?

Ученик. Письмо матери, в котором она напишет, что Дуня, его сестра, собирается выйти замуж за непорядочного человека, Лужина, и Раскольников поймет, что она готова жертвовать собой во имя любви к брату.

Учитель. И все же Раскольников совершает преступление не ради помощи семье и другим людям, а чтобы доказать себе, что он – необыкновенная личность, что он, как и Наполеон, может властвовать над другими людьми, что ему все должно быть дозволено. Что же происходит с Раскольниковым после совершения преступления?

Ученик. Его мучает совесть, он страдает, падает в обморок при одном упоминании об убийстве, не может смотреть в глаза матери и сестре, мечется по Петербургу, его тянет на место преступления, и даже убитая старуха во сне смеется над ним. Его преступление оборачивается против него же, он говорит: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Учитель. Отчего страдает Раскольников?

Ученик. Не оттого, что совершил преступление, а оттого, что не относится к разряду необыкновенных людей, что относится к «тварям дрожащим». Его теория терпит крах, и он страдает от этого .(ч. 3, гл.6)

Учитель. Оправдывает ли преступление Раскольникова жестокость эпохи?

Ученик.

1.Я считаю, что нет. Общественный строй может быть каким угодно, но люди не должны быть жестокими и бесчеловечными, тем более совершать убийства, потому что если человек стал на путь насилия, он принесет зло не только себе, но и окружающим тебя людям.

2.Если каждый человек возомнил бы себя «необыкновенным человеком», то в мире бы наступил хаос, не было бы порядка, а были бы лишь убийства, грабежи, насилие.

Учитель. Обратим внимание на двойственность натуры Раскольникова. Его фамилия носит символическое название. (слайд, слайд 8)

Учитель. Я хочу еще раз обратить внимание на слова Достоевского о покаянии…это искупление ошибки через страдание.

Не скоро еще придет Раскольников к осознанию совершенного преступления, к тому, что нужно любить ближнего, чистосердечно раскаяться в убийстве. Но первым шагом на пути к исправлению его греха будет прилюдное покаяние. (слайд 9, 10)

Учитель. Как вы думаете, добровольное публичное признание своей неправоты – это сила или слабость человека? (слайд 11)

Рефлексия.Слайд 12. Написанный более 100 лет назад роман Достоевского до сих пор волнует читателей не только России, но и всего мира.

О каких острейших проблемах современности заставляет нас задуматься это произведение?

Учитель. Таким образом, мы с вами доказали, что теория Раскольникова содержит зло, антигуманную сущность и направлена против человечества, а на следующем уроке мы проследим, как Раскольников придет к полному покаянию и начнется перерождение героя.

Оценки

Д/з: гл. ч.4, гл.1-4-анализ «Воскресения Лазаря», эпилог, перечитать сон из эпилога.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: