Основные элементы реконструкции




Основные элементы нашей реконструкции сводятся к следующему.

1. Объекты Южного Зауралья, окруженные валами, уральские археологи идентифицировали как укрепленные протогорода бронзового века. По нашей реконструкции они являются скотными дворами-зимовками казаков Новолинейного района Оренбургского казачьего войска, а также служилых людей и других жителей крепостей и поселений Верхнеуральской и Уйской линий.

2. Скотные дворы-зимовки были двух типов – укрепленные и не укрепленные. Не укрепленные окружены валом и канавой (Аркаим, Кизильский, Куйсак, Бахта, Париж, Синташта, Черноречье III, Степной ). Это противопожарные сооружения. Укрепленные дворы кроме вала и канавы имели стены, построенные из жжённого кирпича (Берсуат), самана (Родники, Аландский, Сарым-Саклы, Синташта II, Андреевский, Камысты, Коноплянка, Журумбай, Чикатай, Исиней), блоков дерна (Каменный Амбар) или бревен (Устье). Укрепленные скотные дворы расположены вблизи Новой Линии, из-за которой были возможны набеги казахов. На большом расстоянии от нее не имелось необходимости их укреплять. Дворы обносили только противопожарными сооружениями.

3. Внутри Новолинейного района положение скотных дворов-зимовок определяется распределением земель между казаками и казахами, а также климатическими условиями региона. Расположены они только во владениях казаков или на их границах. Ни один скотный двор не попал во владение казахских родов, либо в пределы земель общего пользования казаков и казахов.

4. Все казачьи поселения Новолинейного района строились на регулярной основе по утвержденным планам. Эта же регулярная основа проявилась и при создании скотных дворов-зимовок. Для них тщательно выбирали место и строили по согласованному (между владельцами скота) плану. Каждый отсек (100 до 273 м2 без учета Парижа) принадлежал отельной семье. В нем было отапливаемое жилое помещение, в котором в случае необходимости мог находиться и молодняк скота. В помещении имелась печь для отопления и приготовления пищи, колодец, для зимнего водопоя скота и погреб для хранения продуктов. Колодцы и погреба была и за пределами отапливаемого помещения. Остальная часть отсека была загоном для лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Отсеки в большинстве скотных дворов были отделены друг от друга стенами из самана. Они также обеспечивали защиту животных от зимних ветров. Нижние части стен были укреплены «завалинками», ограниченными досками. Они предохраняли стены от разрушения биологическими продуктами животных. По «завалинкам» археологи ошибочно определяют толщину стен (до 1,5 м). Возможно, в зимовках содержались общественный скот казаков и их строевые лошади. Скотный двор-зимовка для них имел ту же конструкцию, только жилые помещения были не во всех отсеках.

5. Содержащиеся на скотных дворах-зимовках лошади и мелкий рогатый скот днем тебеневали, а на ночь загонялись в отсеки-загоны. В зимовках содержалась и недойная часть крупного рогатого скота. Для них летом заготавливалось сено. Кроме скотных дворов-зимовок у казаков были и летовки. На них содержалось и часть того скота, который в холодный период года находился в зимовках. Скотные дворы-зимовки функционировали в ограниченном режиме и в качестве летовок.

6. Последний год функционирования скотных дворов-зимовок (кроме Берсуата и Камысты) – 1921 г. Камысты функционировал до второй половины XX в., Берсуат – до начала 90-х годов. Скотные дворы Верхнеуральской и Уйской линий (Кизильский, Степной и Чернореченский III) построены в 40-х годах XVII в. Аркаим – в начале XX в. Остальные скотные дворы – в 40-х годах XIX в.

 

Вместо заключения

Мы обозначили симулякр «Страна городов» и дали непредвзятое описание артефактов и сооружений синташтинской культуры, а также нашу их интерпретацию и идентификацию. Но у визитной карточки симулякра «Страна городов» – Аркаима, имеется еще одно качество. «Это место, где встречаются и объединяются деятели науки и культуры, представители различных религиозных конфессий и неокульта, любители природы и паломники в поисках Бога и самого себя, где стираются любые стереотипы, и все религии объявляются равноценными путями к познанию высшего смысла жизни и Бога, где в культурном пространстве царит веротерпимость, всеобщее единение и любовь.» Статья, из которой мы привели цитату, называется «Аркаим как национально-культурная и духовно-нравственная ценность России» [Лобанкова, 2010]. Если мы правы, то «это место» является скотным двором начала XX в.

Такие вот дела.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: