1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления и власти: а) в локальных группах охотников-собирателей; б) в первобытной деревне.
2. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Проблема вождества.
3. Нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Возникновение архаического права.
Вопрос 1. При подготовке первого вопроса студенты должны обратить внимание на теорию эволюции древнейших исторических типов общества Э. Сервиса: локальные группы охотников-собирателей преобразуются в первобытные деревни примитивных земледельцев и скотоводов, а последние в вождества.
После характеристики общих закономерностей эволюции древнейших исторических типов общества нужно перейти к проблеме организации власти и управления первобытного общества: а) в локальных группах охотников-собирателей; б) в первобытных деревнях.
Локальные группы охотников-собирателей отличались нестабильностью, делились на эгалитарные и неэгалитарные общины. Необходимо обратить внимание на половозрастное разделение труда в группах, на естественные и культурные основы неравенства в любом первобытном коллективе между мужчинами и женщинами, старшими и младшими членами группы, на роль реципрокного взаимообмена в организации власти и управления.
Рассматривая властноуправленческую систему в локальных группах охотников-собирателей, нужно показать роль старших мужчин, лидеров групп и руководителей религиозных обрядов, рассмотреть их функции и привилегии. Полномочия лидеров были ограничены, так как в своих действиях они должны были опираться на одобрение старших мужчин.
Появление первобытных деревень примитивных земледельцев и скотоводов связано с неолитической революцией, переходом от присваивающего к производящему хозяйству и созданием иной структуры власти и управления. Власть в первобытных деревнях чаще всего не передавалась по наследству, имела общественный (потестарный) характер. Особое внимание студенты должны обратить на большую многовариантность социальных структур и управления древнейших обществ земледельцев. У одних общин были простейшие органы власти, у других использовалась более сложная система управления. В любом случае, нужно рассмотреть деятельность старейшин, советов старейшин, жрецов, вождей деревень, общих собраний взрослых членов общины (сходок воинов), военных тайных союзов мужчин.
|
Вопрос 2. Отвечая на второй вопрос, студенты должны сначала рассмотреть условия (экологические, экономические, социальные, идеологические и др.), необходимые для генезиса надобщинных структур и образования протогосударств (вождеств) и причины этого процесса, используя современные концепции.
Опираясь на исследования Э. Сервиса, Н.Н. Крадина, Л.С. Васильева, Т.В. Кашаниной и др., далее раскрывается проблема вождества. Теория вождества является новой для российской науки, но и за рубежом её развитие проходит в постоянных спорах (Т.В. Кашанина). В первую очередь студенты должны разобраться в понятиях «вождество», «военная демократия», «племя», «союзы племён». Затем необходимо перейти к типологии вождеств по видам деятельности, по строению (простые, сложные), функциям вождей, сакрализации власти вождя.
|
Появление вождества – важнейший этап перехода к государству, власть вождя – предгосударственная форма власти.
Вопрос 3. При подготовке третьего вопроса студенты должны познакомиться с рекомендованными работами С.А. Дробышевского, О.Ю. Артемовой, Т.В. Кашаниной, А.И. Ковлера.
Сначала нужно разобрать понятия и виды социальных норм первобытного общества, обращая внимание, что существуют различные взгляды на характер нормативной системы первобытного общества: 1) в первобытном обществе существовали только нормы морали; 2) нормы первобытного общества сочетали в себе особенности религиозно-ритуальных, моральных, этических, правовых норм; 3) синкретичность (нерасчлененность) и мононормативность правил поведения в первобытном обществе (А.И. Першиц), при этом синкретичная норма проявлялась внешне в форме обычая, традиции, ритуала, обряда, мифа и т.п.); 4) никаких «мононорм» в первобытном обществе не существовало, общественная жизнь регулировалась с помощью множества социальных норм, многие из которых не получили своего целостного развития (Т.В. Кашанина).
Архаическое (догосударственное) право зародилось в недрах первобытного общества. Одни исследователи вообще не признают существование первобытного права. Другие считают, что правомерно выделять юридические обычаи уже в примитивных обществах охотников и собирателей и что юридический обычай первобытного общества отличался высокой степенью императивности, большей конкретизацией по отношению как к отдельным лицам, так и к группам лиц. Далее необходимо обратить внимание на разную трактовку таких понятий как «обычай» и «обычное право». Заканчивается ответ на третий вопрос характеристикой особенностей архаического права.
|
Контрольные вопросы
1. Дайте определение эгалитарным, неэгалитарным, ранжированным, стратифицированным обществам.
2. Назовите природные и культурные основы неравенства и власти в первобытном обществе.
3. Какую роль играли тотемные, брачные группы, мужские союзы и мужские дома в первобытный период?
4. Составьте рассказ, в котором были бы отражены отношения реципрокации и редистрибуции в первобытном обществе.
5. Какую семью можно назвать патриархальной? Назовите правовое положение членов этой семьи.
6. Когда произошла неолитическая революция? Назовите её этапы и объясните ее роль в становлении государственности.
7. Сформулируйте современную концепцию происхождения рабства. Почему архаическое право признало и регламентировало институт рабовладения?
8. Какие способы разрешения конфликтов в первобытном обществе вы знаете?
9. Дайте определение понятиям «кровная месть», «талион», «ордалии».
10. Почему изгнание считается одним из древних уголовных наказаний? Каков был статус изгнанных (изгоев, париев и т.п.)?
11. Назовите условия, необходимые для появления первых в истории вождеств.
12. Какие современные концепции генезиса надобщинных структур и образования протогосударств (вождеств) вы знаете?
Литература
1. Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / под ред. Н.Н. Крадина и др. – М.: Логос, 2000.
2. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине / О.Ю. Артемова. – М.: Наука, 1987.
3. Георгиевский Э.В. Истоки происхождения уголовного права в архаических обществах: монография / Э.В. Георгиевский. – Иркутск, 2006.
4. Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства / Э.С. Годинер // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски решения. – М.: Наука, 1991.
5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник / В.Г. Графский.- М., 2016.
6. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А. Дробышевский. – Красноярск, 2015.
7. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1. – М., 2016.
8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. – М.: Высшая школа, 2015. – Гл. 6 и 7.
9. Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов / А.И. Ковлер. – М.: Норма, 2010.
10. Крадин Н.Н. Политическая антропология: учеб. пособие / Н.Н. Крадин. – М.: Ладомир, 2010.
11. Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства / Г.В. Мальцев. – М.: РАГС, 2000.
12. Небратенко Г.Г. Обычно-правовая система традиционного общества. / Небратенко Г.Г. – М.: Вузовская книга, 2011.
13. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. – М.: Восточная литература РАН, 1995.
14. Рулан Н. Юридическая антропология: учебник для вузов / Н. Рулан. – М.: Норма, 1999.
15. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д. Фрэзер. – М., 1983.
16. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2 / сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 2002. – С. 32-73.
17. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права / М.А. Чельцов-Бебутов. – СПб., 1995