Для совершения языческих, празднеств и гаданий кривичи и словене сначала использовали холмы и рощи, а в VIII-X вв. сооружали для этих целей специальные святилища. Это были ровные площадки, устроенные на островках среди болот, поэтому их обычно называют болотными городищами. Они имели округлое очертание и окольцовывались рвом или рвом и невысоким валом. В центре площадок, видимо, ставились деревянные или каменные идолы. Своеобразным и величественным было святилище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода.
Из русских летописей известно, что языческие боги изображались в виде людей. Об облике этих изображений дают представление дошедшие до нас скульптурные каменные идолы. Это погрудные фигуры человека высотой 0,6-0,8 м. Большинство идолов, в том числе новгородский и себежский, высечены из гранита.
Погребальными памятниками кривечей VI – IX вв. являются длинные курганы. Это невысокие валообразные насыпи длиной от 10-12 до 100 и более метров, расположенные, как правило, в общих могильниках с полусферическими курганами IX-XII вв. Как и у всех славян, у кривичей в это время господствовал обряд телосожжения.
Одежда и украшения сгорали в погребальных кострах. Только в единичных захоронениях встречены сплавленные стеклянные бусы, слитки стекла и остатки бронзовых предметов.
Погребальными сооружениями новгородских словен в VI-IX вв. были сопки - крутобокие насыпи высотой 2-10 м. И с округлым основанием, обставленным кольцом из валунов. и уплощенной вершиной. Количество захоронений в сопках исчислялось десятками.
Полусферические курганы сооружались славянами до XIII –XIV вв.В конце X-начале XI вв. обряд кремации вытесняется захоронениями.Поскольку умершие погребались в своих лучших нарядах, то по вещам из курганов реконструируются детали одежды и урашений. Полностью сохранившейся одежды в курганах пока не найдено, но фрагментные остатки ее встречены многократно. На их основе и по изображениям
|
XI-XVI вв.можно составить представление об одежде сельского населения Северной Руси X-XI вв.
Одной из основных частей одежды были сорочицы – мужские и женские рубашки из льняной беленой ткани. Ворот и подол мужской сорочицы, которую не заправляли в штаны, а носили навыпуск, украшались каймой вышивки или узором тканья. Рубашка всегда подпоясывалась. Пояса были шерстяные (плетеные или тканые) и кожаные, с пряжкой, а иногда и с набором различных металлических бляшек, орнаментированных рельефным узором. Женские сорочицы отличалась более яркими украшениями. Мужские штаны шились из прямых полотнищ холста. Набедренной женской одеждой была распашная плахта из шерстяной или клетчатой полушерстяной ткани. Женский головной убор в виде шапочки или венка изготавливался из бересты или ткани. Он часто урашался металлическими или стеклянными изделиями. Так, в ряде курганов Смоленщины найдены оловянные круглые и ромбические бляшки, покрывавшие, как чешуйка, берестяную основу головного убора. На некоторые головные венки были нашиты стеклянные или сердоликовые бусы и пронизки. В еденичных случаях встречены головные венчики из парчовой ткани. Изредка венчики делались из тонкой металлической полосы. Обувью служили мягкие кожаные туфли или лапти, сплетенные из лыка.
Излюбленным украшением были ожерелья из бус и привесок. В кривичских ожерельях преобладали стеклянные позолоченные бусы цилиндрической или бочонкообразной форм, в Новгородской земле – хрустальные многогранные. Металлические украшения являются прекрасным материалом для характеристики прикладного искусства, поскольку вышитые ткани и расшитые кожи до нас не дошли. К сожалению, до нас дошли только немногие кривичско-словенские изделия этого времени. На городищах Камно и Изборска найдены каменные литейные формочки, служившие для изготовления привесок.
|
Заключение.
До возникновения государства Русь на территории Восточной Европы не существовало устойчивых государственных образований. Возникновение государствености у славян относится к эпохе раннего средневекоья.
Государство восточных славян, получившее политико-географическое название Русь, возникло в IX-X вв. В начале IX в.сфоррмировались два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве, другим – объединение словен, части кривичей и финноязычных племен на севере, в районе оз.Ильмень. В середине IX в. (по летописи, в 862 г.) в него был приглашен на княжение выходец из скандинавии Рюрик. По-видимому, его призвали для того,чтобы иметь противовес в брьбе с набегами шведских викингов, и для преодоления острых внутренних противоречий, объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.
Вопрос о начале государства Русь породил длительную дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами, в которой важную, а порой и решающую роль играли политико-идеалогические соображения. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является «скандинавская » версия. Она исходит из того, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников.
|
В IX-X вв. киевские князья постепенно подчиняли себе восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе военно-служилая знать – дружина киевских князей. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X в. Структура государства оформилась при князе Владимире. С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием политической и культурной жизни Руси. Сам акт принятия христианства Владимиром был связан с перипетиями политических взаимоотношений Руси и Византии.
Дата крещения Руси – 988-990 гг., точная хронология остается предметом дискуссий.Новая религия стала распространяться по всей Руси частью мирно, а кое-где, например, в Новгороде, и в результате кровавых столкновений. Православное духовенство на Руси было на первых порах греческим.Богослужебные и иные книги поступали в основном из Болгарии, которая стала христианской страной на столетие раньше.
Принятие христианства не только оказало влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей.
Таким образом, у восточных славян сформировалось устойчивое христианское государство - Киевская Русь, бывшее крупнейшей державой Восточной Европы.