Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации




 

По последним данным Госкомстата России, на 1 октября 2000 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций. В 1999 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %.Численность индивидуальных предпринимателей на начало 2000 г. находилась на уровне 4 миллионов человек. По оценкам, на доходы от малого предпринимательства живут 20 % россиян.

Таблица №2. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах[42]

Страны Количество малых и средних предприятий (тысяч) Количество малых и средних предприятий на 10 тысяч жителей Занято на малых предприятиях (миллионов человек) Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%) Доля малых и средних предприятий в ВВП (% оценочно)
Великобритания     13,6   50-53
Германия     18,5   50-52
Италия     16,8   57-60
Франция     15,2   55-62
Страны ЕС     68,0   63-67
США     70,2   50-52
Япония     39,5   52-55
Россия     7,5   9-10

 

Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой: наша страна далеко отстает от них по ниже перечисленным показателям. (Таблица №2.)

Подобное сопоставление свидетельствует о том, что Россия находится в самом начале пути формирования сектора малого предпринимательства.

И все же согласно имеющимся статистическим данным малый бизнес постепенно выходит из кризиса.

Косвенно об этом свидетельствуют два факта: во-первых, количество зарегистрированных МП (малых предприятий) сократилось, а во-вторых, увеличились налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства (единый налог для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности). Так, за январь-сентябрь 2000 года по сравнению с аналогичным периодом 1999 года поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, возросли в 1,5раза (с учетом ИПЦ). Такое увеличение, правда, может быть обусловлено переходом ряда субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в 2000 года[43].

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Поэтому развитие малого предпринимательства нуждается в разносторонней государственной поддержке.

По мнению А. Семёнова, с этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Малые предприятия нуждаются также в информационном облуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи[44].

Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте технике и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны это обусловлено и не достаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствие правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы[45].

Лига кредитных союзов прошла регистрацию еще в 1995 году. Но до сих пор кредитные союзы функционируют на основании Гражданского кодекса. Соответствующий закон дважды проходил парламент и дважды президент Российской Федерации накладывал на него вето. Закон давно ожидается, вокруг него поломано немало копий. Надежной статистики о развитии кредитных союзов пока, естественно, тоже нет. Они могут не столько составить конкуренцию коммерческим банкам, сколько стать привлекательными партнерами с позиции увеличения собственного капитала. С социальной точки зрения идея весьма конструктивна.

Финансирование федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства за 1997-2001 годы; как было отмечено выше, остается одним из слабых звеньев государственной политики в этой сфере. По информационно-технологическому, инфраструктурному направлениям в области финансирования малого бизнеса следует использовать опыт Москвы. Здесь принято решение выделять на финансирование программ не фиксированную жестко сумму, а определенный процент от бюджета города (0,5%).

Система правового и ресурсного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в ее сложившемся виде стала тормозом на пути развития сектора малого предпринимательства, консервируя его стагнацию и «застревание» в большинстве регионов (за исключением лидеров) на фазе «растянутого» старта. По мнению О. Орлова, правительству Российской Федерации и Центральному банку России не удается в условиях высокого уровня инфляции и высоких рисков развернуть в сторону малого бизнеса систему Сбербанка России и коммерческих банков[46]. Тем самым проблема упрощения доступа малых предприятий к финансово-кредитным инвестиционным ресурсам фактически не решается. Развитие же системы государственных фондов тормозит принятый Бюджетный кодекс.

Разработанный Минэкономразвития Российской Федерации с участием предпринимательской общественности пакет законов по дебюрократизации малого предпринимательства может сыграть свою положительную роль в сохранении «съедаемых» коррупцией и рэкетом части финансовых ресурсов МП (оборотных средств) и в них перераспределение и развитие данного сектора. Это – необходимое, но не достаточное условие. Главное – снижение уровня общей и скрытой инфляции, оптимизация структуры малого бизнеса в пользу малой стройиндустрии, производственно-инновационного комплекса, обеспечивающие прорывной рост.

Перед государственными органами, предпринимательской общественностью частным капиталом стояла чрезвычайно ответственная задача – обеспечить в кратчайшие сроки (2002-2005 годы) прорыв в развитии российского малого бизнеса. Это означает, прежде всего, создание примерно одного миллиона новых рабочих мест (140-150 тысяч малых предприятий) в малой стройиндустрии, производственно-инновационном комплексе.

Необходимо полностью освободить от налогов 40 тысяч малых инновационных предприятий, есть так называемый «офицерский» малый бизнес и те предприятия, которые созданы инвалидами.

Целесообразно ввести пониженные на 30-50% ставки налога на прибыль для МП (малых предприятий) строительного комплекса по всей «цепочке» – от карьеров до ремонта строительства дорог, социальных производственных объектов, в том числе и в самом малом бизнесе.

Необходимо возложить на Министерство Экономики Российской Федерации разработку основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а координацию деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. По состоянию на 1 января 2001г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2000г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8 %). Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8 % – в 2000г., на 12,1 % – в 2001г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9 % и на 26,8 % соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8 % и на 3,6 %). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли «наука и научное обслуживание» (на 6,2 % и на 11,4 %)[47].

Отраслевая структура малого предпринимательства постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

В 2000 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9млрд. рублей, это по оценке, составило около 7 % выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997г. на 13,6 %. По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции, работ, услуг на 231,8млрд. рублей, три четверти этого объема приходится на валовой доход предприятий торговли и общественного питания (26, 1 %), выпуск промышленной продукции (24,2 %) и объем произведенных строительных работ (26,1 %)[48].

Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 2000 году составили 22,5 млрд. рублей, или 5,6 % всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1999 годом в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5 %. В 2000 г. произошли изменения в отраслевой структуре инвестиций. В большинстве экономических районов имеет место несоответствие долей объемов прибылей и платежей. Действие указанных факторов снижает объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней[49].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

Ø Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т. к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

Ø Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику, создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70 %, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30 %.

Ø Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.

Основными проблемами малого бизнеса являются:

v Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.

v Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.

v Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.

v Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование.

Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке. Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей. А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:

ü Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.

ü Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т. е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.

ü Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятии от государства.

При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:

1) Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.

2) Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.

3) Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.
Осуществлять поддержку, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

4) Усовершенствовать законодательство.

Развитие малого предпринимательства – важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. И дело совсем не в бюджете и даже не в налогах, дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.


Список литературы

 

1) Агеев А. И. Предпринимательство: культура и развитие / А. И. Агеев. – М., 2002. – С. 6-7.

2) Баненов, Ю. К. Малое предпринимательство / Ю. К. Баненов, А. Ю. Баненов. – М., 1999. – 456 с.

3) Береснёва, А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики / А. В. Береснёва. – 2005. – 540 с.

4) Бухвальд, Е. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики. – 1999. – № 12. – С. 66-78. ¶

5) Виленский, А. Этапы развития малого предпринимательства в России / А. Виленский // Вопросы экономики. – 1996. – С. 84-92.

6) Грибов, В. Д. Основы бизнеса: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 160 с.

7) Клейнер, Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: десять лет спустя / Г. Клейнер // Вопросы экономики. – 2000. – № 5. – С. 56-68.

8) Кугунеев, С. 4 этапа русского венчура / С. Кугунеев // Эксперт. – 2001. – № 3. – С. 63-72.

9) Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М.: Инфра, 1998. – 220 с.

10) Лиухто, К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность / К. Лиухто // Вопросы экономики. –2000. – № 1. – С. 87-96.

11) Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьёв. – М., 1999. – 608 с.

12) Мустафин, А. Т. О распределении фирм по размерам / А. Т. Мустафин, А. К. Кантарбаева // Экономика и математические методы. – 2000. – С. 105-112.

13) Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая – 4-е издание. – М.: «Ось – 89», 2000.

14) Ноздрачев, А. Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А. Ф. Ноздрачев, Е. А. Павлодский. – М.: Менатеп-Информ, 1992. – 232 с.

15) Новиков, В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. – 1999. – № 9-10. – С. 104-115.

16) Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 96-109.

17) Пашинцева Н. И. Малое предпринимательство в России / Н. И. Пашинцева // Статистический сборник. – М., 2005. – С. 56.

18) Романов А. Н. Экономика предприятия: учебник для вузов / А. Н. Романов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 450 с.

19) Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б.: Питер, 2006. – 496 с.

20) Сафронов, Н. А. Экономика предприятия: учебник для вузов / Н. А. Сафронов. – М.: «Юристъ», 1998. – 618 с

21) Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-56.

22) Федеральный закон от 14 июня 1995 г. 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

23) Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 65-83.¶


[1] Агеев А. И. Предпринимательство: культура и развитие / А. И. Агеев. – М., 2002. – С. 5.

[2] Агеев А. И. Предпринимательство: культура и развитие / А. И. Агеев. – М., 2002. – С. 6-7.

[3] См. там же. С. 8.

[4] См. там же. С. 5

[5]Баненов, Ю. К. Малое предпринимательство / Ю. К. Баненов, А. Ю. Баненов. – М., 1999. – С. 22.

[6]Федеральный закон от 14 июня 1995 г. 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

[7]Береснёва, А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики / А. В. Береснёва. – 2005. – С. 32.

4Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М.: Инфра, 1998. – С. 25.

5Лиухто, К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность / К. Лиухто // Вопросы экономики. – 2000. – № 1. – С. 87-96.

[10] Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М.: Инфра, 1998. – С. 55.

[11] См. там же. С. 57.

[12]Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьёв. – М., 1999. – С. 56-59.

[13]Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М.: Инфра, 1998. – С. 62-63.

[14]Береснёва, А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики / А. В. Береснёва. – 2005. – С. 44-45.

[15]Грибов, В. Д. Основы бизнеса: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 30.

[16]Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 97-100.

[17]Мустафин, А. Т. О распределении фирм по размерам / А. Т. Мустафин, А. К. Кантарбаева // Экономика и математические методы. – 2000. – С. 105-112.

[18]Грибов, В. Д. Основы бизнеса: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 88-90.

[19]Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М.: Инфра, 1998. – С. 152.

[20]Романов А. Н. Экономика предприятия: учебник для вузов / А. Н. Романов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – С. 185.

[21]Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьёв. – М., 1999. – С. 255.

[22] Там же. С. 275.

[23]Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-50.

[24]Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 52.

[25]Новиков, В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. – 1999. – № 9-10. – С. 104-106.

[26]Там же. С. 107-111.

[27] Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-56.

[28] Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-56.

[29] Сафронов, Н. А. Экономика предприятия: учебник для вузов / Н. А. Сафронов. – М.: «Юристъ», 1998. – 618 с.

[30]Ноздрачев, А. Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А. Ф. Ноздрачев, Е. А. Павлодский. – М.: Менатеп-Информ, 1992. – 232 с.

[31]Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 66.

[32]Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 67-69.

[33]Клейнер, Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: десять лет спустя / Г. Клейнер // Вопросы экономики. – 2000. – № 5. – С. 58-62.

[34]Ноздрачев, А. Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А. Ф. Ноздрачев, Е. А. Павлодский. – М.: Менатеп-Информ, 1992. – С. 102.

[35]Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б.: Питер, 2006. – С. 247-248.

[36] Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б.: Питер, 2006. – С. 250-251.

[37]Новиков, В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. – 1999. – № 9-10. – С. 112-115.

[38]Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьёв. – М., 1999. – С. 452.

[39]Кугунеев, С. 4 этапа русского венчура / С. Кугунеев // Эксперт. – 2001. – № 3. – С. 64-66.

31Там же. С. 68.

[41]Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 81-82.

[42]Пашинцева Н. И. Малое предпринимательство в России / Н. И. Пашинцева // Статистический сборник. – М., 2005. – С. 56.

[43]Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б.: Питер, 2006. – 496 с.

[44]Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 55.

[45]Кугунеев, С. 4 этапа русского венчура / С. Кугунеев // Эксперт. – 2001. – № 3. – С. 71-72.

[46]Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 101-106.

[47]Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 106.

[48]См. там же. С. 107.

[49]Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 109.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: