А. Ермаков. 2020 г.
- Студенец был в старые времена полноводным и судоходным.
- Бабушка рассказывала, что по нему баржи ходили.
- Старожилы вспоминают, что на мельницу (наверное, в р-не нынешнего элеватора) по нему зерно возили, обратно муку сплавляли.
- И т.д. и т.п.
Довольно часто приходится подобное читать и слышать. Пытаются временами знающие историю (не про меня речь) и владеющие логикой люди эти «были» опровергать, но видимо аудитория у них маленькая. Добавлю и я свои «пять копеек».
Буду излагать только факты, по моему мнению, интересные и неизвестные отчасти широкой публике. А уж вы сами для себя решите, стоит ли их принимать во внимание.
Фото этих вполне узнаваемых мест сделаны на рубеже 20-го века. На первом вид на Державинский мост и ул. Студенецкую с колокольни Троицкой церкви, что стояла на месте танка. На втором на Вознесенский женский монастырь с ул. Б. Федорова.
Даже утлой лодочке не проплыть…
Цна до Тамбова в обозримом прошлом никогда не была судоходной, это даже не обсуждается. Но воду она «собирает» на расстоянии около 120 км, в то время как Студенец лишь на семи. Откуда возьмется полноводность?
3. В городе есть места, где ясно представляется, что часть его находится далеко не на равнине. Нас интересуют р-он Ласковского карьера. Так вот, высота над уровнем моря Студенца там примерно 137 метров, а при впадении в канал 112,6 м. Т.е. на 5 километрах протяженности реки до канала мы имеем перепад высот 25 метров. Практически горная река получается, можно рафтинг устраивать! Не верите? Смотрите карту.
* Кстати, самое высокое место в Тамбове в м-не Солнечный – 181 м, т.е. максимальный перепад 68,4 м.
Не просто так губернский землемер Нестеров написал в 1789 г., что «имеется речка Студенец, которая во время полой воды, по быстрине и свирепости своей, причиняет великий вред, смешанный с песком, который протекающую под городом Тамбовом реку Цну из давних лет всю засыпал». Привел цитату полностью, из дальнейшего повествования поймете почему.
|
Вопрос: это насколько должен был быть выше уровень воды в Цне и ниже дно Студенца, чтобы водная гладь составляла единое целое, т.е. имелись необходимые для судоходства условия?
На картах разных лет видно, что плотины появлялись и исчезали, но, по крайней мере, по 1856 г. минимум одна всегда была.
Г. Каменного Державинского моста еще нет, плотина между ним и р. Гаврюшкой (см. левый приток Студенца на карте, текла в р-не сквера Володарского), «мельничного заплота», описанного в исторических источниках, нет. Или это ошибка картографа?
Мост вскоре будет построен, причем трехарочный, ибо приличная ширина русла, весенние потоки (надо было обеспечить проход большой воды) и технологии того времени иного не предполагали. Студенец и здесь показал свой нрав - все приготовления для строительства снесло весной, все пришлось начинать заново.
Вопрос на засыпку: когда и почему две арки моста перекрыли? Как видели, на фото выше уже только одна.
1781 г. Высочайше утвержденный или Конфирмованный план. Впервые на карте появляется «мельничный заплот» у монастыря на своем историческом месте.