Характеристика управленческих решений. Рассмотрим основные характеристики алгоритма управленческих решений, для того, чтобы наиболее полно раскрыть тему данной работы.
Алгоритм – совокупность действий, правил для решения задач[2], в данном случае управленческих решений.
Согласно определения А.О. Крыштановского, алгоритм - набор инструкций, задающих последовательность действий по преобразованию некоторой совокупности исходных данных для получения определенного результата.
Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели[3].
Авторы работ по менеджменту понятие «управленческое решение» формулируют как:
- продукт управленческого труда, организационная реакция на проблему;
- выбор определенного курса действий из возможных вариантов (альтернатив);
- выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;
- выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.
Представляется наиболее удачным, в комплексе учитывающем отдельные аспекты, следующее определение: управленческое решение (УР) – это творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Исходя из приведенного определения можно выделить ряд аспектов решения.
Организационный аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения УР. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.
|
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления – планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности, самоутверждение личности, творческая самореализация).
Эффективность каждого УР в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого УР становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации.
К параметрам качества управления относятся[4]:
- показатель энтропии, т.е. количественной неопределённости проблемы; если проблема формируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к единице; если все показатели проблемы выражены количественно, то показатель энтропии приближается к нулю;
|
- степень риска вложения инвестиций;
- вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
- степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которой она была разработана.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимальная допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы «внешней среды», оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры «входа» системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.
После уточнения требований «выхода», уточнения факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки «входа» системы следует уточнить технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество «входа» оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества «процесса» в системе, качество «выхода», т.е. качество решения, будет «удовлетворительным».
К основным условиям обеспечения выходного качества и эффективности управленческого решения относятся:
1) применение к разработке УР научных подходов менеджмента;
|
2) изучение влияния экономических законов на эффективность УР;
3) обеспечение ЛПР качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» систем принятия решений;
4) применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
5) структуризация проблемы и построение дерева целей;
6) обеспечение многовариантности решения;
7) обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решения;
8) правовая обоснованность принятия решений;
9) автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решения;
10) разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
11) наличие механизма реализации решения.
Речь о выполнении полного набора перечисленных решений может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения.
Факторов, влияющих на качественный уровень управленческого решения, может быть множество. Условно их можно разделить на две группы[5]:
1. ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относится изучение ситуации, анализ и прогнозы, используемые методы, организация управления на предприятии и др.;
2. поведенческого характера в процессе разработки решений: мотивы, ценностные ориентации, уровень требований, готовность идти на риск, разрабатывающих и принимающих решения.
Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующем принятию решений, и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в ходе разработки управленческого решения.
Технология принятия управленческого решения - процесс, состоящий из трех этапов:
1- подготовка решения - выявление и анализ управленческой ситуации;
2- принятие решения - оценка альтернативных вариантов и выбор единственного решения;
3- реализация решения.
Критерии принятия управленческих решений. Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Руководителям различного уровня нередко приходится принимать управленческие решения в условиях недостаточной или ненадежной информации, большой текучести кадров, недобросовестности поставщиков или покупателей, частых изменений законодательства, конъюнктуры рынка и др. В результате возможны непреднамеренные ошибки и фактические результаты решений не всегда совпадают с запланированными. Они даже могут быть противоположными. Крылатое выражение «Хотели как лучше, а получилось, как всегда» является некоторым обобщение практики принятия управленческих решений.
Актуальность исследований неопределенности в задачах принятия решений обусловлена тем, что это дает возможность с единых позиций рассмотреть действия человека в сложных условиях с учетом не только параметров системы и внешней среды, но и его внутреннего состояния. Принятие решений в условиях неопределенности является по существу выбором той или иной возможности из их многообразия, а сам процесс принятия решений неразрывно связан с превращением неопределенности в определенность.
Общепринятыми критериями задач принятия решений и соответственно решений являются следующие[6].
1. Определённость информации. Характеризуется полнотой и достоверностью данных, используемых для принятия решения. По этому признаку решения подразделяются на три группы.
Принятие решений в условиях определённости производится при наличии полной и достоверной информации о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения, руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Для данного класса задач цели и ограничения формально определяются в виде целевых функций и неравенств (равенств). Функция предпочтения в случае одной цели совпадает с целевой функцией, а в случае множества целей - с некоторой функциональной зависимостью целевых функций. Критерий выбора решения определяется максимумом или минимумом целевой функции.
Принятие решений в условиях вероятностной определённости базируется на теории статистических решений. Здесь неполнота и недостаточность информации дополняется путём рассмотрения случайных событий и процессов. Закономерности поведения случайных объектов описываются с помощью вероятностных характеристик. Сами же вероятностные характеристики являются уже неслучайными, поэтому с ними можно проводить операции по нахождению оптимального решения так же, как с детерминированными характеристиками. Общим критерием нахождения оптимального решения является средний риск.
Основную роль в поиске решения в задачах с неопределённостью играет человек. Формальные методы и технические средства используются лишь в качестве вспомогательных средств. Под неопределённостью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе о связанных с ними затратами и результатами. Неопределённость, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
Все принимаемые решения связаны с неопределенностью в том или ином аспекте. Поэтому все управленческие решения могут быть названы решениями, принимаемыми в условиях неопределенности. При этом неопределенность может быть существенной или незначительной. Это зависит от объема информации, которым располагает ЛПР.
2. Количество лиц, принимающих решение (ЛПР). Этот критерий предусматривает классификацию по субъекту управления. Исходя из данного критерия, различают следующие решения: единоначальные; коллегиальные (решение принимается совещательным органом); коллективные (решение принимается всем коллективом).
3. Степень охвата объекта управления. В зависимости от степени охвата объекта управления, в отношении которого принимается решение, выделяют следующие решения:
- общие, охватывающие весь объект управления;
- частные, касающиеся отдельных сторон деятельности;
- локальные, применяемые в отношении какого-то отдельного элемента организационно-экономической системы, например, отдела, цеха и т.д.;
4. Длительность действия и характер цели. По длительности действия и характеру целей решения могут быть подразделены на:
- стратегические; эти решения обычно касаются коренных проблем и принимаются в масштабе объекта управления и выше; рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач;
- тактические; эти решения обеспечивают реализацию стратегических задач; по времени они не превышают одного года;
- оперативные; эти решения связаны с осуществлением текущих целей и задач; по времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
5. Количество целей. По этому признаку выделяют: одноцелевые и многоцелевые решения. Реальные экономико-управленческие решения по управлению производством, как правило, являются многоцелевыми. При принятии этих решений возникает проблема согласования противоречивых целей, что значительно усложняет процесс принятия решения.
Для повышения качества решений также рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам: по стадии жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР и др.); по рангу управления (верхний, средний, нижний); по методам формализации (текстовые, графические, математические); по сложности (стандартные и нестандартные); по частоте (повторяемости) принятия решения (одноразовые и повторяющиеся); по числу решений, встречающихся в процессе их принятия (статические и динамические, одноступенчатые и многоступенчатые); по учёту изменения данных (жёсткие и гибкие); по связи с другими решениями (автономные и дополняющие друг друга).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги, можно отметить некоторые выводы.
Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.
В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо не только понимать сущность и этапы этого процесса, но и учитывать его организационные аспекты, в том числе необходимо иметь представление об уровнях принятия управленческих решений.
Общепринятыми критериями задач принятия решений и соответственно решений являются следующие:
- определённость информации;
- количество лиц, принимающих решение;
- степень охвата объекта управления;
- длительность действия и характер цели;
- количество целей.
Существуют различия в типах принимаемых руководителями решений и относительной трудности проблем, требующих решения. Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Организация работы по принятию управленческих решений требует от менеджера, вести ее коллегиально, коллективно, мобилизуя аппарат управления. В условиях развивающийся экономики значение форм коллективной подготовки управленческих решений все более возрастает. Это связано с объективным процессом возрастания сложности возникающих проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Гардарики, 2002.- 412с.
2. Голубков Е.П. Какое принять решение?. – М.: «Экономика», 2000.- 265с.
3. Гроув С. Э. Высоко эффективный менеджмент. – М.: Экономикс, 2002.-342с.
4. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразования в бизнесе – М.: Бизнес, 2001.- 256с.
5. Козлов А.В., Рак Н.Г., Шишкова Г.А. Разработка управленческого решения: Учеб.-практ. пособие. Королев Московской области: КИУЭС, 2003.
6. Лафта Дж.К. Управленчкские решения: Учеб. пособие. М.: ЗАО «ЦЭМ», 2002.
7. Л.И. Лукичёва, Д.Н. егорычев. Управленческие решения. М.: ОМЕГА-Л, 2008.
8. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой.- М.: Альфа-пресс, 2003.- 299с.
9. Менеджмент/ Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 320с.
10. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций – М.: Деловая книга, 2004.- 312с.
11. Ромашенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев: Политиздат Украины, 2000.- 255с.
12. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М.: АСТ, 2002.- 298с.
13. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ, 2000.
14. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: Бизнес-школа, 2002.
15. Эддоус М., Стенфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. Под ред. Елисеевой И.И. – М.: Банки и биржи, 2003. – 270с.
[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2002. С.23.
[2] Гончарук В.А. Алгоритм преобразования в бизнесе. – М.: Бизнес, 2001. С. 23.
[3] Менеджмент организации/Под ред. Румянцевой. – М.: Альфа-пресс, 2003. С. 36.
[4] Менеджмент организации/Под ред. Румянцевой. – М.: Альфа-пресс, 2003. С. 41.
[5] Менеджмент организации/Под ред. Румянцевой. – М.: Альфа-пресс, 2003. С. 52.
[6] Гроув С.Э. Высоко эффективный менеджмент. – М.: Экономикс, 2000. С. 81.