Омск 2010
Содержание и назначение основных функций менеджмента.
Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Можно выделить 10 основных функций менеджмента.
Постановка целей и задач.
Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.
Анализ.
Анализ — это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанализированная информация — это новая информация. Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики и т.д.
Собираемая информация должна быть достоверной, качественной и минимальной по объему. Виды статистического анализа:
• однофакторный или двухфакторный анализ;
|
• корреляционный анализ
• кластерного анализа
Стратегическое управление предполагает анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды соответственно включает в себя анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения.
Прогнозирование.
Прогнозирование — это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться: до начала процесса планирования; параллельно с процессом планирования; по окончании процесса планирования. Методы прогнозирования:
• метод краткосрочного прогнозирования, основанный на сглаживании ряда;
• метод долгосрочного прогнозирования, основанный на выявлении тенденций развития ряда;
• метод экспертных оценок;
• метод «мозгового штурма»;
• метод прогнозирования сценариев развития.
4. Планирование. Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации. Выделяют следующие виды стратегии планирования:• стратегия роста во времени.• стратегия ограниченного роста во времени.• стратегия снижения во времени.• стратегия сокращения.
• комбинированная стратегия.
По времени различают:1) краткосрочное планирование (на срок до одного года);2) долгосрочное планирование (на срок более года).
Принятие решений.
Принятие решений — основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации. Решения подразделяются на:
|
• организационные
• волевые, подкрепленные полномочиями и властью;
• волевые, не подкрепленные полномочиями и властью;
• запрограммированные;
• рациональные и нерациональные.
Решения могут приниматься: 1) в условиях риска, когда вероятности этого риска известны;2) в условиях риска, когда вероятности этого риска неизвестны.
Выделяют следующие методы принятия решений:
1. чисто автократические;
2. автократические с предварительными консультациями со специалистами;
3.автократические с предварительным обсуждением в коллективе,
4. коллегиальные;
5. строго математические, на основе теории принятия решений или теории игр;
6. на основе экспертных оценок;
7. на основе «мозгового штурма»;
8. на основе проведенного ситуационного анализа.
Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя.
Мотивация труда.
Мотивация — это процесс побуждения к труду. Известно множество различных направлений в теориях мотивации, и в частности:
1. Исторически ранние взгляды на мотивацию к труду. Их приверженцы придерживаются мнения о том, что человек по своей природе ленив, хитер, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять; следовательно, необходимо постоянно принуждать его к труду и систематически поощрять за достижение высоких результатов.
|
2. Содержательные теории мотивации (в качестве побудительных мотивов рассматриваются внутреннее содержание человека, его потребности).
3. Процессуальные теории мотивации (мотивация возникает в процессе труда).
Теории мотивации:• теория А. Маслоу;
• теория К. Альдерфера;
• теория Д. Мак-Клелланда;
• теория Ф. Герцберга.
А Маслоу (1908-1970) предлагает следующую иерархию побуждающих человека к труду потребностей:• физиологические потребности (голод, жажда):• потребности в безопасности, стабильности и уверенности в будущем;• потребности в любви, сопричастности, общении;• потребности в признании и самоутверждении;• потребности в самоактуализации.
В соответствии с теорией К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три отдельные группы:• потребности существования;• потребности связи;• потребности роста.
Эти потребности также располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях (в отличие от иерархии А. Маслоу):
• вверх, если предыдущая потребность удовлетворена;
• вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
В своей теории приобретенных, потребностей Д. Мак-Клелланд исходил из того, что потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения и включают в себя:• потребности достижений;• потребности соучастия • потребности властвовать.
В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет следующие:
• внешние или гигиенические (или факторы здоровья) — заработная плата, условия труда, статус, режим работы, межличностные взаимоотношения, степень контроля за работой;
• мотивирующие — возможности роста, признание, продвижение по службе, работа сама по себе.
Ф. Герцберг приходит к выводу о том, что факторы, вызывающие рост неудовлетворенности человека, при их устранении необязательно приводят к увеличению удовлетворенности, и наоборот.
Организация и руководство.
Организация как понятие включает в себя три основные составляющие:
1)организация работ;
2) построение структуры всей организации;
3) построение системы взаимодействия подразделений и руководства ими.
Организация работ и руководство для каждой из сфер деятельности имеют свою специфику. В сфере производства организация труда может включать в себя: организацию рабочих мест; выбор технологии изготовления продуктов; снабжение производственного процесса; хранение сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции, управление запасами; охрана и безопасность труда и др.
Так как цели, задачи и стратегии со временем изменяются, трансформируются и организационные связи, образования и отношения.
В процессе работы руководитель должен:
• расставлять приоритеты в своей деятельности;
• создавать атмосферу взаимного уважения;
• создавать в коллективе мотивационную среду;
• искать эффективные решения и компромиссы.
При организации деятельности менеджеру важно выявить соответствие масштабности и сложности работы.