Комиссия - жюри подводит итоги на основании полученных ответов.




Глобенко В. 32-РЛ

Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»

Класс

Цели урока:

1. Образовательная — контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся 5 класса.

2. Развивающая - развитие речи учащихся.

3. Воспитательная - воспитание интереса к русскому языку.

Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды. Оборудование: конверты с заданиями.

Структура урока:

1. Разъяснение целей учебной деятельности учащихся и правил игры.

2. Актуализация опорных знаний в форме разминки.

3. Выполнение по группам специально подобранных знаний.

4. Подведение общих итогов.

Ход урока.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас урок необычный. Он проводится в форме дидактической игры. Тема урока: Урок - игра: «Синтаксис и пунктуация». Многие из вас, я думаю, смотрели телепередачу «Что? Где? Когда?». Сегодня вы будете в роли знатоков. Проверять ваши работы будет жюри в составе главного судьи и двух ассистентов. Хочу обратить ваше внимание на то что к данному уроку приготовлены конверты с заданиями.

Две группы - команды заняли свои места за столом. Давайте начнём.

Конверт № 1

Выпишите словосочетания из предложения.

1. На лесной поляне вьётся лисий след. /1 команда./

Вьётся - бормаланып бара.

(на лесной поляне, лисий след, вьётся на поляне)

В ыпишите словосочетания из предложения.

2. Зимой на поляне красуются крохотные ёлочки. /2 команда/

(крохотные ёлочки, зимой красуются, на поляне красуются).

Конверт № 2

Угадай подлежащее. /1 команда/

а) Дует холодный ______________.

б) Белые падают на землю.

в) В лесу прыгает с ветки на ветку ______________.

г) Под сосной спрятался в сугробе трусливый.

д) Его ищет по всему лесу хитрая.

Что называется подлежащим? Чем оно выражается?

Угадай сказуемое. /2 команда/

а) ========= холодная зима.

б) Вчера ========= резкий, холодный ветер.

в) Всю зиму пушистые белки ========== в лесу.

г) Снежинки ========== на землю.

д) Снег ========== деревья, кусты, дома.

Что называется сказуемым? Чем оно обычно выражается? Карточка № 3 /2 команда/

Угадай определение.

1. Зима ^^^^^^^^^^^^^^ время для птиц.

2. Декабрь, январь, февраль считаются ^^^^^^^^^^^^^^месяцами.

3. Дома покрылись ^^^^^^^^^^^^^^снегом.

4. Закованы льдом ^^^^^^^^^^^^^^ озёра, пруды.

5. ^^^^^^^^^^^^^^дубок боится мороза.

Что называется определением? Чем оно выражается? Карточка № 3. /1 команда/

Угадай дополнение.

5. Снег покрывает _ _ _ _ _ _ _ _ _.

6. Заботу о _ _ _ _ _ _ _ _ _берут на себя ребята.

7. Птицы привыкают к _ _ _ _ _ _ _ _ _.

8. На кормушки дети посыпают _ _ _ _ _ _ _ _ _.

9. Дети слепили _ _ _ _ _ _ _ _ _ и _ _ _ _ _ _ _ _ _.

Что называется дополнением? Чем оно выражается?

Карточка № 4 / 1 команда/

Угадай обстоятельство.

1. По поляне _._._._._._._._._пробежала белка.

2. Тихо в лесу зимним _._._._._._._._._.

3. С _._._._._._._._._посыпались снежинки.

4. Белка взбежала _._._._._._._._._..

5. Зверёк _._._._._._._._._скрылся.

Что обозначает обстоятельство? Чем оно выражается?

К арточка № 5 /1команда/

У стный блиц-опрос.

1)Главный член предложения, обозначающий действие предмета, (сказуемое).

2) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета (определение).

  1. Раздел науки о языке, в которым изучаются словосочетания и предложения, (синтаксис).
  2. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.(тире).
  3. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).

Карточка № 5. /1 команда/

1) Главный член предложения, обозначающий предмет речи (подлежащее)

2) Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание)

3) Какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

  1. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания (пунктуация)
  2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? И обозначает место, время, способ действия (обстоятельство)

Карточка № 4 /2 команда/

Кое - что о порядке.

Соберите карточки (со слогами: по ря док, время, бе ре жёт. Слоги пишутся на карточках и смешиваются так, чтобы можно было прочитать пословицу. Запишите пословицу. Проведите разбор простого предложения. (Ответ: Порядок время бережёт).

Карточка № 6 / 1,2 команда/

Какие слова спрятались в этих предложениях?

1)__________ =======

2) __________ ======= _ _ _ _ _ _ _ _ _.

3) _._._._._._._._._======= __________.

4) _ _ _ _ _ _ _ _ _ =======^^^^^^^^^^^^^^__________.

5) ^^^^^^^^^^^^^^__________ =======_._._._._._._._._.

Карточка № 7 /1,2 команда/

Расставьте, где нужно знаки препинания. Подчеркните однородные члены.

1. Всё лицо и руки залепил мне снег.

2. Бегут по дорожке доски и ножки.

3. Ковёр зимы покрыл холмы луга и долы.

4. Готовь сани летом а телегу зимой.

5. Снег покрывает землю и висит на деревьях, как мягкая вата.

6. Зима лето пугает а всё равно тает.

Карточка № 8. /1 команда/

Разбор сложного предложения.

Катаются ребятишки на санках, и никто из них не боится старухи-зимы.

Карточка № 8. /2 команда/

Прошёл снег, и земля покрылась белым ковром.

Комиссия - жюри подводит итоги на основании полученных ответов.

\

Домашнее задание. 1. Ответьте на вопросы.

  1. Какие бывают члены предложения:

а) главные и неглавные,

б) основные и вспомогательные,

в) главные и второстепенные,

г) общие и необщие.

  1. На какие вопросы отвечает дополнение?

3. На какие вопросы отвечает определение?

4. На какие вопросы отвечает обстоятельство?

5. Как подчёркиваются:

Подлежащее  
Сказуемое  
Дополнение  
Определение  
Обстоятельство  

2. Допишите предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.

1. Ученики отправились (куда?) ____________________________________________

2. В лесу можно услышать (что?) ____________________________________________

3. Небо затянуло (чем?) ____________________________________________________

4. Поезд прибыл (когда?) __________________________________________________

5. Мы любовались (каким? чем?) ___________________________________________

6. Брат читает (какую?) ______________________________книгу.

7. (Когда? Где?) _______________________можно встретить (кого?)______________

8. (Какие?) _________________________каникулы мы провели (где?)_____________.

9. Мальчик сидит (на чём?) ________________________________________________

10. Мы живём (в каком?) _____________________________доме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: