Глобенко В. 32-РЛ
Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»
Класс
Цели урока:
1. Образовательная — контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся 5 класса.
2. Развивающая - развитие речи учащихся.
3. Воспитательная - воспитание интереса к русскому языку.
Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды. Оборудование: конверты с заданиями.
Структура урока:
1. Разъяснение целей учебной деятельности учащихся и правил игры.
2. Актуализация опорных знаний в форме разминки.
3. Выполнение по группам специально подобранных знаний.
4. Подведение общих итогов.
Ход урока.
Слово учителя: Ребята, сегодня у нас урок необычный. Он проводится в форме дидактической игры. Тема урока: Урок - игра: «Синтаксис и пунктуация». Многие из вас, я думаю, смотрели телепередачу «Что? Где? Когда?». Сегодня вы будете в роли знатоков. Проверять ваши работы будет жюри в составе главного судьи и двух ассистентов. Хочу обратить ваше внимание на то что к данному уроку приготовлены конверты с заданиями.
Две группы - команды заняли свои места за столом. Давайте начнём.
Конверт № 1
Выпишите словосочетания из предложения.
1. На лесной поляне вьётся лисий след. /1 команда./
Вьётся - бормаланып бара.
(на лесной поляне, лисий след, вьётся на поляне)
В ыпишите словосочетания из предложения.
2. Зимой на поляне красуются крохотные ёлочки. /2 команда/
(крохотные ёлочки, зимой красуются, на поляне красуются).
Конверт № 2
|
Угадай подлежащее. /1 команда/
а) Дует холодный ______________.
б) Белые падают на землю.
в) В лесу прыгает с ветки на ветку ______________.
г) Под сосной спрятался в сугробе трусливый.
д) Его ищет по всему лесу хитрая.
Что называется подлежащим? Чем оно выражается?
Угадай сказуемое. /2 команда/
а) ========= холодная зима.
б) Вчера ========= резкий, холодный ветер.
в) Всю зиму пушистые белки ========== в лесу.
г) Снежинки ========== на землю.
д) Снег ========== деревья, кусты, дома.
Что называется сказуемым? Чем оно обычно выражается? Карточка № 3 /2 команда/
Угадай определение.
1. Зима ^^^^^^^^^^^^^^ время для птиц.
2. Декабрь, январь, февраль считаются ^^^^^^^^^^^^^^месяцами.
3. Дома покрылись ^^^^^^^^^^^^^^снегом.
4. Закованы льдом ^^^^^^^^^^^^^^ озёра, пруды.
5. ^^^^^^^^^^^^^^дубок боится мороза.
Что называется определением? Чем оно выражается? Карточка № 3. /1 команда/
Угадай дополнение.
5. Снег покрывает _ _ _ _ _ _ _ _ _.
6. Заботу о _ _ _ _ _ _ _ _ _берут на себя ребята.
7. Птицы привыкают к _ _ _ _ _ _ _ _ _.
8. На кормушки дети посыпают _ _ _ _ _ _ _ _ _.
9. Дети слепили _ _ _ _ _ _ _ _ _ и _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Что называется дополнением? Чем оно выражается?
Карточка № 4 / 1 команда/
Угадай обстоятельство.
1. По поляне _._._._._._._._._пробежала белка.
2. Тихо в лесу зимним _._._._._._._._._.
3. С _._._._._._._._._посыпались снежинки.
4. Белка взбежала _._._._._._._._._..
5. Зверёк _._._._._._._._._скрылся.
Что обозначает обстоятельство? Чем оно выражается?
К арточка № 5 /1команда/
У стный блиц-опрос.
1)Главный член предложения, обозначающий действие предмета, (сказуемое).
2) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета (определение).
|
- Раздел науки о языке, в которым изучаются словосочетания и предложения, (синтаксис).
- Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.(тире).
- Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).
Карточка № 5. /1 команда/
1) Главный член предложения, обозначающий предмет речи (подлежащее)
2) Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание)
3) Какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
- Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания (пунктуация)
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? И обозначает место, время, способ действия (обстоятельство)
Карточка № 4 /2 команда/
Кое - что о порядке.
Соберите карточки (со слогами: по ря док, время, бе ре жёт. Слоги пишутся на карточках и смешиваются так, чтобы можно было прочитать пословицу. Запишите пословицу. Проведите разбор простого предложения. (Ответ: Порядок время бережёт).
Карточка № 6 / 1,2 команда/
Какие слова спрятались в этих предложениях?
1)__________ =======
2) __________ ======= _ _ _ _ _ _ _ _ _.
3) _._._._._._._._._======= __________.
4) _ _ _ _ _ _ _ _ _ =======^^^^^^^^^^^^^^__________.
5) ^^^^^^^^^^^^^^__________ =======_._._._._._._._._.
Карточка № 7 /1,2 команда/
Расставьте, где нужно знаки препинания. Подчеркните однородные члены.
1. Всё лицо и руки залепил мне снег.
2. Бегут по дорожке доски и ножки.
3. Ковёр зимы покрыл холмы луга и долы.
4. Готовь сани летом а телегу зимой.
|
5. Снег покрывает землю и висит на деревьях, как мягкая вата.
6. Зима лето пугает а всё равно тает.
Карточка № 8. /1 команда/
Разбор сложного предложения.
Катаются ребятишки на санках, и никто из них не боится старухи-зимы.
Карточка № 8. /2 команда/
Прошёл снег, и земля покрылась белым ковром.
Комиссия - жюри подводит итоги на основании полученных ответов.
\
Домашнее задание. 1. Ответьте на вопросы.
- Какие бывают члены предложения:
а) главные и неглавные,
б) основные и вспомогательные,
в) главные и второстепенные,
г) общие и необщие.
- На какие вопросы отвечает дополнение?
3. На какие вопросы отвечает определение?
4. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
5. Как подчёркиваются:
Подлежащее | |
Сказуемое | |
Дополнение | |
Определение | |
Обстоятельство |
2. Допишите предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.
1. Ученики отправились (куда?) ____________________________________________
2. В лесу можно услышать (что?) ____________________________________________
3. Небо затянуло (чем?) ____________________________________________________
4. Поезд прибыл (когда?) __________________________________________________
5. Мы любовались (каким? чем?) ___________________________________________
6. Брат читает (какую?) ______________________________книгу.
7. (Когда? Где?) _______________________можно встретить (кого?)______________
8. (Какие?) _________________________каникулы мы провели (где?)_____________.
9. Мальчик сидит (на чём?) ________________________________________________
10. Мы живём (в каком?) _____________________________доме.