Тема: История городецкого промысла. Цветовая гамма росписи.
Городецкая роспись
История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле
Интересные факты и свидетельства о городецкой росписи, символизм образов и тот путь, который искусство народа проделало в день сегодняшний, с энтузиазмом изучают культурологи и историки, да и просто любознательные люди. О том, почему героями расписных русских изделий становились львы и барсы, о значении коня и птицы в работах городецких мастеров, и о том, чем отличается теневка от замалевки,
Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.
Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.
Городецкая роспись начала XIX века.
|
Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.
Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.
Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.
|
Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.