ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного
Хозяйства»
Факультет «Информационные технологии и управление»
Кафедра «Менеджмент»
Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»
Профиль подготовки: «Менеджмент организации»
ОТЧЕТ
по производственной практике
(практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
студентки 5 курса 2 группы заочного отделения
Бабаевой Шазы Надировны
Профильная организация: АО «Шамхалхлебопродукт»
Период практики: с «10» сентября 2018 г. по «03» ноября 2018 г.
Продолжительность практики: 8 недель
Способ проведения практики: выездной
Руководитель практики от ДГУНХ: Кунниева Зухраула Абакаргаджиевна, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент»
Руководитель практики от профильной организации: Магомедова Галимат Садрудиновна, старший менеджер АО «Шамхалхлебопродукт»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. Общая характеристика АО «Шамхалхлебопродукт». 5
1.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 5
1.2. Анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия 13
Глава 2. Предложения по развитию АО «Шамхалхлебопродукт». 17
2.1. Разработка мер по повышению эффективности деятельности предприятия 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 24
ВВЕДЕНИЕ
Я, студентка 5 курса, обучающаяся по профилю «Менеджмент» факультета «Информационные технологии и управление» ГАОУ ВО «ДГУНХ», Бабаева Шаза Надировна, проходила производственную практику в период с «10» сентября 2018 г. по «03» ноября 2018 г. в организации АО «Шамхалхлебопродукт».
Срок прохождения практики: с «10» сентября 2018 г. по «03» ноября 2018 г.
|
Место нахождения предприятия: 368085, Республика Дагестан, Кумторкалинский район, поселок городского типа Тюбе, 1-й микрорайон, б/н.
Целью практики является получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- закрепление профессиональных знаний в области менеджмента, полученных в процессе обучения;
- приобретение практических навыков работы по профилю подготовки, способностей решения реальных управленческих задач;
- формирование творческого, профессионального мышления, необходимого для практической деятельности в области менеджмента;
- дать характеристику и оценить эффективность деятельности предприятия на примере АО «Шамхалхлебопродукт».
Объектом прохождения практики является АО «Шамхалхлебопродукт».
Методическую основу отчета составили работы ряда отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам повышения эффективности процесса принятия управленческих решений на предприятии.
Информационной базой для составления отчета явились: Устав, бухгалтерские отчетные документы АО «Шамхалхлебопродукт» за 2015-2017 гг.
Структура отчета. Отчет состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении определяются цели и задачи, а также объект прохождения производственной практики.
|
В первой главе дана общая характеристика предприятия, проведен анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности АО «Шамхалхлебопродукт».
Вторая глава посвящена разработке мер по повышению эффективности деятельности предприятия АО «Шамхалхлебопродукт».
В заключении даются основные выводы и предложения по отчету.
Результаты прохождения практики оформлены в виде отчета.
Глава 1. Общая характеристика АО «Шамхалхлебопродукт»
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Шамхал хлебопродукт» учреждено в 1993 году без ограничения срока его деятельности.
Полное фирменное наименование Общества согласно Уставу – Открытое акционерное общество «Шамхал хлебопродукт».
Сокращенное наименование Общества – АО «Шамхал хлебопродукт».
Местоположение Общества – Российская Федерация, Республика Дагестан, поселок Тюбе, 1-й микрорайон, б/н.
Почтовый адрес – 368085, Республика Дагестан, Кумторкалинский район, поселок городского типа Тюбе, 1-й микрорайон, б/н.
АО «Шамхал хлебопродукт» строилось в три этапа. Начали возводить завод в 1974 году. Год завершения строительства – 1984. Предприятие состоит из трех основных производственных объектов: элеватор, мельница и цеха по производству продукции.
В 1993 году предприятие было реорганизовано в открытое акционерное общество.
Основной целью деятельности АО «Шамхал хлебопродукт» является получение прибыли, в соответствии с этой целью предприятие осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
|
- выработка и реализация хлебобулочной продукции;
- торгово-коммерческая деятельность;
- в порядке диверсификации осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.
В настоящее время завод выпускает более 90 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции.
Сбыт выпускаемой продукции осуществляется в п. Шамхал и Тюбе, г. Махачкала и частично в ближайших районах.
Исходя из цели комбината, можно определить основные виды деятельности предприятия:
- заготовка, хранение и переработка зерна на муку, крупу и комбикорма;
- производство и реализация хлеба, макаронных и кондитерских изделий;
- производство и реализация сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, товаров народного потребления;
- транспортные услуги;
- коммерческая деятельность.
Применение современных технологий и научного подхода в разработке новых видов продукции позволяет поддерживать стабильный спрос у покупателей в условиях жесткой конкуренции. Вкусовые качества продукции, выпускаемой только на натуральном сырье и при жестком лабораторном контроле, полностью отвечают потребностям населения.
На предприятии постоянно ведется контроль за качеством входного сырья, технологическим процессом, качеством готовой продукции, что гарантирует безопасный и качественный продукт.
Управленческая и организационная структура предприятия представлены на рисунке 1.
Линейно функциональный тип представляет собой наиболее распространенный вид иерархической структуры. Требования современности, функционирование предприятия в сложном и многомерном мире не позволяет организации остановить свой выбор на рафинированных однофакторных структурах. На практике чаще используются так называемые комбинированные организационные структуры.
Подобные структуры позволяют организации лучше адаптироваться к многофакторным ситуациям.
Генеральный директор АО «Шамхалхлебопродукт» осуществляет следующую деятельность:
Рисунок 1. Управленческая структура АО «Шамхалхлебопродукт» [11]
– организация финансово-хозяйственной деятельности предприятия;в компан
– управление текущей деятельностью предприятия, оптимизация и стандартизация бизнес-процессов;
– общее руководство коллективом;
– контроль сроков и качества исполнения плановых задач;
– увеличение объемов производства; увеличение прибыльности;
– создание эффективной управленческой команды и т.д.
Секретарь АО «Шамхалхлебопродукт»:
– осуществляет работу по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности руководителя подразделения;
– принимает поступающую корреспонденцию, передает ее в соответствии с принятым решением в структурное подразделение или конкретным исполнителям;
– принимает документы и личные заявления на подпись руководителю
– ведет регистрационные журналы подразделения;
– обеспечивает рабочие места сотрудников подразделения необходимыми средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями, создает условия, способствующие эффективной работе и т.д.
Начальник отдела кадров АО «Шамхалхлебопродукт» выполняет следующие должностные обязанности:
- определяет совместно с руководителями структурную подразделений текущую потребность в кадрах, принимает участие в разработке кадровой политики предприятия;
- возглавляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств.
Заместитель директора по экономике АО «Шамхалхлебопродукт» обязан:
– осуществлять организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
– содействовать повышению научной обоснованности экономических расчетов, установлению плановых показателей на основе прогрессивных технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат с учетом достижений науки и техники, организации производства и труда.
Юрист АО «Шамхалхлебопродукт»:
- осуществляет разработку учредительных документов;
- обеспечивает регистрацию юридических лиц, эмиссий ценных акций, внесение изменений в учредительные документы;
- анализирует договорную работу на предприятии, разрабатывает программы ее пересмотра и изменения, проверяет состояние договорной работы в структурных подразделениях предприятия;
- ведет претензионную работу на предприятии и т.д.
Главный бухгалтер АО «Шамхалхлебопродукт» выполняет следующие должностные обязанности:
- организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета АО «Шамхалхлебопродукт»;
- формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности АО «Шамхалхлебопродукт», позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности АО «Шамхалхлебопродукт»;
- обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.
Главный инженер АО «Шамхалхлебопродукт» выполняет следующие должностные обязанности:
- определяет техническую политику и направление технического развития предприятия;
- руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях.
Заместитель директора АО «Шамхалхлебопродукт» по снабжению:
– организация процесса обеспечения сырьем, материалами, товарами, инструментом, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и т.д.;
– контролировать правильность и своевременность исполнения поставленных задач сотрудниками отдела;
– контролировать соблюдение норм расчетов по отделу, в соответствии с утвержденной сметой;
– контролировать своевременность сдачи отчетов в бухгалтерию сотрудниками отдела.
Заместитель директора АО «Шамхалхлебопродукт» по сбыту:
- осуществляет рациональную организацию сбыта продукции предприятия, ее поставку потребителям в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами;
- организует подготовку и заключение договоров на поставку продук
- организует оптовую торговлю выпускаемой предприятием продукции;
- принимает меры по обеспечению своевременного поступления средств за реализованную продукцию;
- координирует деятельность складов готовой продукции, руководит работниками отдела.
Начальник производственной лаборатории АО «Шамхалхлебопродукт»:
- возглавляет работу по разработке и внедрению в производство новых методов лабораторного контроля, а также совершенствованию существующих методов;
- участвует в работе по подготовке продукции к государственной аттестации и сертификации;
- организует четкое ведение лабораторных анализов и испытаний;
- руководит работниками лаборатории.
Главный энергетик АО «Шамхалхлебопродукт» организует технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт производственного оборудования, бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, газом, водой и другими видами энергии, контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии, последовательное соблюдение режима экономии.
Главный механик АО «Шамхалхлебопродукт» выполняет следующие должностные обязанности:
- реализует бесперебойную, надежную и технологически верную эксплуатацию приборов и оборудования, обеспечивает их поддержание в работоспособном состоянии;
- организует работу по: составлению и оформлению технической, отчетной документации; учету наличия, передачи оборудования;
- оформляет документацию, связанную с заявками на приобретение материалов и запасных частей.
Начальник производственного цеха АО «Шамхалхлебопродукт» выполняет следующие должностные обязанности:
- осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха;
- обеспечивает выполнение производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных средств;
- координирует работу мастеров и цеховых служб и т.д.
Организационная структура предприятия соответствует его типу производства и направлена на решение возникающих производственных и хозяйственных проблем в кратчайшие сроки.
Рассмотрим район деятельности предприятия и оценим его месторасположение. АО «Шамхалхлебопродукт» располагается в промышленной зоне. Отсутствие многоэтажных жилых построек в районе хлебокомбината облегчает его деятельность по завозу сырья и отгрузке готовой продукции. К предприятию ведут подъездные пути для железнодорожного транспорта и асфальтированные дороги для автомобильного транспорта.
АО «Шамхалхлебопродукт» выпускает продукцию массового потребления– хлебобулочные и кондитерские изделия. Продукция реализуется не только на территории пос. Шамхал и Тюбе, но и по городам республики Дагестан и близлежащим районам. Этому способствует то, что большая часть хлебобулочной продукции упаковывается в герметичную упаковку, что повышает срок реализации до 72 часов. Срок годности кондитерских изделий за счет герметичности упаковки тоже высок (2-4 месяца в зависимости от изделий), что само собой позволяет реализовывать продукцию по регионам. В числе потребителей АО «Шамхалхлебопродукт» Исправительная колония-2 п. Загородный (Шамхал), дошкольные и школьные учреждения, больницы, детские дома, дом инвалидов.
Основными крупными конкурентами АО «Шамхалхлебопродукт» по выработке хлебобулочных изделий являются местные мелкооптовые производители хлебобулочных изделий, а также АО «Махачкалинский хлебозавод №2». На данных предприятиях изготавливается ассортимент продукции, схожий по свойствам и наименованию с продукцией АО «Шамхалхлебопродукт».
Несмотря на одинаковый ассортимент изделий на этих предприятиях, один и тот же хлеб производится по-разному. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.
На сегодняшний день рынок насыщен и характеризуется высоким уровнем конкуренции – по статистическим данным по РД коэффициент концентрации на рынке хлебобулочных изделий в РД составляет 91,8%.