В целях общего развития деятельности предприятия разработано дерево стратегических целей. Миссия АО «Шамхалхлебопродукт» звучит следующим образом: «Приносить радость и удовольствие людям, сохраняя в своей продукции традиции качества и изысканный вкус». Допустим, генеральной целью предприятия является укрепление своего положения на рынке и увеличение доли рынка на 4% в течение года на рынке Махачкалы и Республики Дагестан.
Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие подцели:
‒ расширить ассортимент предлагаемой продукции – разработка и введение новых ассортиментных позиций;
‒ провести рекламную кампанию – выбор наиболее эффективных для данного рынка рекламных средств и их использование при проведении рекламной кампании;
‒ максимально покрыть рынок – расширить присутствие в сетевой рознице;
‒ сформировать лояльность потребителей – провести опрос потребителей с целью выявления их удовлетворенности продукцией АО «Шамхалхлебопродукт», выстроить систему взаимоотношений с розницей с целью максимального приближения к конечным потребителям, выявить ключевые критерии лояльности потребителей к кондитерской продукции, разработать систему мероприятий по формированию лояльности потребителей.
Иными словами, все указанные выше цели АО «Шамхалхлебопродукт» должны быть сформулированы по элементам комплекса маркетинга:
|
‒ product – расширение ассортимента предприятия до полного ассортимента кондитерской продукции, который существует на рынке в настоящее время путем добавления новых ассортиментных позиций;
‒ price – формирование цены на основе закупочных цен на сырье, а также цен конкурентов;
‒ place – приобретение новых производственных площадей; становление развитой сбытовой сети; выход на новые рынки;
‒ promotion – комплексное продвижение продукции предприятия на рынке Махачкалы и Республики Дагестан.
Судьба произведенной продукции во многом зависит от ее востребованности потребителями.
Когда речь идет о предприятиях-потребителях, производитель может полностью контролировать свои продажи (потребителей немного, большие объемы закупок, тесные связи).
Если же говорить о конечных потребителях, необходимо учитывать появление в цепочке распределения розничных посредников, от которых во многом будут зависеть объемы продаж производителя, поскольку потребители во многом ассоциируют приобретение продукции производителя с местом ее покупки.
При взаимодействии между производителем и розничным посредником на первый план должны выходить известность марки и ее качество, среди конечных потребителей, ценовая и ассортиментная политика производителя, а также условия поставок (бесперебойные поставки, кредиты, расфасовка, условия складирования и хранения).
|
Таким образом, АО «Шамхалхлебопродукт» следует сконцентрироваться на системе распределения продукции, а именно на построении долгосрочных отношений с розничными операторами, что позволит приблизиться к своему конечному потребителю и добиться его расположения.
Дерево стратегических целей для АО «Шамхалхлебопродукт» представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Дерево стратегических целей АО «Шамхалхлебопродукт» [раᴈработано автором]
Раскроем подробнее дерево целей для АО «Шамхалхлебопродукт», указав сроки и сполнения задач и ответственных лиц.
1. Разработку новых ассортиментных позиций необходимо отдать на аутсоринг Государственному комитету пищевых производств, с которым у АО «Шамхалхлебопродукт» налажены длительные партнерские связи. Срок выполнения – 1 год (срок исполнения разработки 15 февраля 2020 года). Количество ожидаемых видов продукции должно быть не меньше 7.
2. Внедрение новых ассортиментных позиций в производство. Возложение ответственности за сроки и внедрение технологического процесса на главного технолога, а в части требований к сырью на начальника лаборатории. К работе также важно привлечь Государственный комитет пищевых производств для консультации. Срок внедрения – с 10 февраля 2019 года.
|
3. Проведение рекламной кампании:
‒ выбор эффективных средств. Возложить на начальника отдела маркетинга. Срок исполнения – 15 февраля 2019 года;
‒ разработку рекламной кампании (в том числе расчет бюджета). Возложить на начальника отдела маркетинга. Срок исполнения – 10 марта 2019 года;
‒ разработку и изготовление рекламных материалов передать на аутсорсинг рекламному агентству. Срок исполнения – 25 марта 2019 года;
‒ реализацию рекламной кампании возложить на начальника отдела маркетинга и начальник отдела сбыта. Срок начала рекламной АО «Шамхалхлебопродукт» – 1 мая 2017 года; срок окончания – 31 марта 2019 года.
4. Расширить присутствие в сетевой рознице. Возложить на руководителя отдела маркетинга (разработка стратегии) и руководителя отдела сбыта (работа менеджеров по продажам с сетевыми клиентами). Срок работы – начало с 11 мая 2019 года, работа на постоянной основе.
5. Формирование лояльности потребителей:
‒ проведение опроса потребителей с целью выявления их предпочтений и отношения к АО «Шамхалхлебопродукт». Возложить на начальника отдела маркетинга. Срок выполнения – 10 мая 2019 года;
‒ построение отношений с розницей. Возложить на руководителей отделов маркетинга и сбыта. Срок работы – начало с 11 мая 2019 года. Выход на стабильные партнерские отношения – 31 декабря 2019 года;
‒ выявление критериев лояльности на основе анализа рынка и изучения результатов опроса потребителей. Возложить на начальника отдела маркетинга. Срок исполнения – 11 января 2020 года;
‒ разработку системы мероприятий по формированию лояльности потребителей. Возложить на начальника отдела маркетинга, начальника отдела сбыта, генерального директора.
Срок исполнения – 15 февраля 2020 года.
В результате реализации предложденных мероприятий АО «Шамхалхлебопродукт» будет достигнута главная стратегическая цель – увеличение доли рынка, что в свою очередь повлечет за собой увеличение прибыльности предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря об итогах практики, можно утверждать, что поставленные цели были достигнуты, основные задачи выполнены.
Акционерное общество «Шамхал хлебопродукт» предприятие Республики Дагестан, предметом деятельности которой является выработка и реализация хлебобулочной продукции. Благодаря своей давней истории существования предприятие накопило большой опыт в сфере своей деятельности и способно конкурировать с крупнейшими производителями хлебобулочной продукции на территории Республики Дагестан. Сбыт выпускаемой АО «Шамхал хлебопродукт» продукции осуществляется в п. Шамхал и Тюбе, г. Махачкала и частично в ближайших районах.
Организационная структура предприятия относится к линейно-функциональному типу.
В период прохождения практики был проведен анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия АО «Шамхал хлебопродукт», который позволил сделать вывод об улучшении финансового состояния организации в период 2015-2017 гг.
В ходе прохождения практики были выявлены основные недостатки АО «Шамхалхлебопродукт» и разработаны рекомендации по их устранению в целях совершенствования его деятельности.
Для совершенствования деятельности АО «Шамхалхлебопродукт» рекомендуется проведение мероприятий в следующих направлениях:
‒ расширить ассортимент предлагаемой продукции – разработка и введение новых ассортиментных позиций;
‒ провести рекламную кампанию – выбор наиболее эффективных для данного рынка рекламных средств и их использование при проведении рекламной кампании;
‒ максимально покрыть рынок – расширить присутствие в сетевой рознице;
‒ сформировать лояльность потребителей – провести опрос потребителей с целью выявления их удовлетворенности продукцией АО «Шамхалхлебопродукт».
В результате реализации предложденных мероприятий АО «Шамхалхлебопродукт» будет достигнута главная стратегическая цель – увеличение доли рынка, что в свою очередь повлечет за собой увеличение прибыльности предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин В.А. Менеджмент: учеб. для вузов / В.А. Абалкин. – СПб., 2016. – 361 с.
2. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А., Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 2014. – 112 с.
3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. – метод. пособие / Л.Е. Басовский. – М., 2017. – 215 с.
4. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – метод. пособие / В.Р. Веснин. – М., 2015. – 451 с.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2015.– 416 с.6. Герчикова И.Н. Менеджмент: учеб. – метод. пособие / И.Н. Герчикова. – М., 2017. – 347 с.
7. Менеджмент / И.В. Балдин. – М., 2017. – 306 с.
8. Менеджмент организации / под ред.д.эк.н., проф. Румянцевой З.П., д.эн.н., проф. Саломатина Н.А. и др. – М., 2016. – 432 с.9. Менеджмент: теория и практика / А.Г. Поршнев. – М., – 2015. – 523 с.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М., 2013. – 274 с.11. Устав АО «Шамхалхлебопродукт»
12. Отчетные данные АО «Шамхалхлебопродукт» за 2015-2017 гг.
13. Бухгалтерская финансовая отчетность АО «Шамхалхлебопродукт» за 2015-2017 гг.