Организация начала урока
Приветствие.
- Добрый день, ребята!
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
- Проверьте, все ли у вас есть на столе, необходимое для урока: альбом, ластик, карандаш, краски, вода, кисти.
Правила работы с красками.
- Давайте вспомним как нужно работать с красками.
1. Необходимо подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить материалы.
2. В процессе работы постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.
3. Внимательно выслушивать задания учителя.
4. Использовать кисть по назначению:
· правильно держать кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком близко к ворсу;
· не сжимать кисть сильно;
· аккуратно набирай краску на кисточку;
· лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками;
· по окончании работы кисть промыть в воде.
5. Необходимо быть аккуратным, работая с краской:
· не вытирать руки, лицо;
· не пачкать стол, за которым работаешь.
6. По окончании работы привести в порядок рабочее место.
Актуализация опорных знаний
- Ребята, что вы рисовали на прошлом занятии? (ответы)
-С чем работали на прошлом уроке?
Мотивация учения, сообщение темы, цели и задач урока.
Что такое музыка? Где она нам слышится?
Тихо речка плещется и тростник колышется,
Или пчел весенний рой и шмеля жужжание
Озорного ручейка звонкое журчание.
Музыка – не просто шум и не только пение:
В музыке сплетаются чувства, настроения.
|
Целый мир добра и зла с былями и сказками
Музыка рисует нам звуками, как красками.
-Раньше считали, что Земля плоская и ее держат 3 кита. Но мы знаем, что это не так. А музыку действительно держат 3 кита- то есть это 3 основы на которых строится вся музыка – танец, песня, марш. Главное- это услышать разницу в характере танца, песни и марша.
- Тема нашего урока «В мире музыки». Сегодня у нас необычный урок, мы откроем мир музыки и искусства для себя. Сегодня мы будем рисовать утро, в жанре пейзаж.
- Что такое пейзаж? (Пейзаж – жанр искусства, в котором изображаются мотивы реальной и условной природы.)
Послушай: музыка вокруг.
Она во всем – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки,
Чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов
Все на одной веселой ноте…
Восприятие и осознание нового материала
Фронтальная беседа
Беседа о колыбельных песнях.
- Вы, конечно, все слышали колыбельные песни. Возможно, их пела вам мама или бабушка. Вспомните их интонацию, то есть характер музыки?
- Колыбельная – это песня с убаюкивающей и нежной интонацией. Ее легко распознать среди других.
- Найдите и послушайте пьесу Сергея Прокофьева «Вечер» и ответьте на вопрос, какие чувства возникли у вас при прослушивании этой пьесы? (нежные, тонкие, чистые, волшебные, необычные, светлые)
- Какие вечерние картины возникли в вашем представлении после прослушивания этой пьесы?
|
- Я представила себе тихий, спокойный вечер, с убаюкивающей и нежной интонацией.
- Как вы думаете, можно ли эту пьесу назвать колыбельной? Почему?
- Почему ее слушают именно перед сном, а не утром, когда ты готовишься ко сну?
- Какая интонация может быть у песни, которая будет нас настраивать на утреннюю зарядку? (энергичная, бодрая, веселая, звонкая, быстрая)
- Какой характер может быть у музыки, которая звучит в тиши музея, когда мы рассматриваем картины? (тихая, спокойная, медленная)
- А где еще мы можем услышать тихую, спокойную мелодию?
Беседа по картине А. Боголюбова «Морской бой».
- Рассмотрите внимательно картину Алексея Боголюбова «Морской бой» и скажите, что на ней изображено?
- Какие цвета преобладают?
- Что является главным на картине?
- Какое настроение вызвала у вас эта картина?
- Нравится ли вам эта картина и почему?
Беседа по картине И. Айвазовского «Утро на море».
- Посмотрите на картину художника Ивана Айвазовского, которая называется «Утро на море» и скажите, что на ней изображено?
- Какие цвета преобладают?
- Что является главным на картине?
- Какое настроение вызвала у вас эта картина?
- Нравится ли вам эта картина и почему?
- Каждый человек, каждый художник видит картину по-своему. Кому-то картина нравится, кому-то нет и у каждого своего мнения и видение прекрасного.
- Художник говорит на своем выразительном языке образов и красок, который отличается от языка музыки. Но, как и мелодия колыбельной, он выражает ту же интонацию, говорит о том же настроении, передавая состояние тишины и покоя. Высказать в рисунке свое отношение к окружающему миру помогают выразительные изобразительные средства. В живописи это цвет и техника выполнения работы.
- Как вы думаете, чем похожи эти картины? (тихим, завораживающим, спокойным состоянием)
- Используя выразительные свойства тёплых или холодных цветов, нужно создать картину утра, так как ее представляете себе вы. Главное, чтобы получилась нежная, мягкая, картина. Такой пейзаж называют лиричным, то есть поэтичным, музыкальным.
- Я представляю себе утро в сонном состоянии, потому что природа еще не проснулась.