Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Кораблестроения и океанотехники
Кафедра гуманитарного образования
РЕФЕРАТ на тему «Этикет и культура делового общения »
Специальность: «Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники.»
Выполнил: Студент группы №1117
Дата выполнения работы: 20.04.2019
Дата сдачи работы: 15.05.2019
Подпись: _____________________
Проверил: Волнянская Ольга Владимировна Подпись: _____________________
Санкт-Петербург 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1.Этикет и культура делового общения.
1.1. Деловой этикет.
1.2. Речевой этикет.
1.3. Правила этикета.
1.4. Правила вербального этикета.
1.5. Правила общения по телефону.
1.6. Правила деловой переписки.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления рыночных отношений в современной России появилось много людей, основным видом профессиональной деятельности или формой вторичной занятости которых стал бизнес, где умение вести деловой разговор является одним из наиболее важных условий коммерческого успеха. Однако у большинства наших предпринимателей крайне низка культура деловой устной речи, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свои возможности.
Современный хозяйственный руководитель, любой администратор обеспечивает своей деятельностью решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. Поэтому эффективный менеджер должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, а это означает, что современный руководитель должен отчасти быть и психологом.
|
ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Этикет - это установленный порядок поведения где-либо.
Таково наиболее общее определение этикета.
Культура поведения - поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры поведения даже не в стандартной, а порой и в экстремальной ситуации.
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
Деловой этикет - важнейшая сторона профессионального поведения человека, предпринимателя. Знание этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных предпринимателей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения.
К сожалению, российские деловые люди до сих пор не придают серьезного значения этим аспектам своей деятельности. Причем соблюдение делового этикета, умение культурно вести себя особенно важно при работе с представителями иностранных фирм, при выезде для заключения сделок за границу.
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона.
Итак, знание делового этикета, умение культурно вести себя - основа предпринимательского успеха.
Этикет - явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменением условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Он всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению.
|
Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Соблюдение норм речевого этикета - необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает, прежде всего, приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствия.
Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, цивилизованному бизнесмену не следует дожидаться, пока с ним поздоровается младший по возрасту или занимаемому положению партнер. Надо поприветствовать своего собеседника первым.
Мужчина должен рассматривать как знак особого уважения к нему, если женщина поприветствовала его, Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствует кого-либо на расстоянии, то делает легкий поклон и прикасается рукой к шляпе. Головной убор - зимнюю шапку, лыжную шапочку, кепку или берет - трогать не надо. Во всех случаях для женщин это необязательно, если женщина все-таки снимет перчатку - это знак особого уважения.
Приветствие путем обмена рукопожатиями мужчинам рекомендуется делать всегда, женщинам - по обоюдному согласию. Символично, что еще в древности рукопожатие означало акт дружбы и мира. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным.
|
Существуют вполне определенные правила речевого этикета, которые касаются обращения к собеседнику. Обращение "вы" свидетельствует о культуре того, кто обращается. Оно подчеркивает уважение к партнеру или коллеге. Обращение на "ты" в деловой обстановке нежелательно. Оно допустимо лишь тогда, когда может быть взаимным либо обусловлено неформальными отношениями.
К деловым партнерам, которые хорошо знакомы, а также к своим коллегам предпочтительно обращаться по имени и отчеству или по фамилии с добавлением слов "господин". Не следует злоупотреблять обращением только по имени, да еще на американский манер в сокращенном варианте. По имени можно обращаться к ближайшим коллегам, если они молоды и не возражают против такого обращения.
Во время ведения делового разговора очень важно учитывать расстояние между собеседниками и объем пространства общения. Здесь существует следующий неписаный закон:
- до одного метра расстояние считается интимным (общение на таком расстоянии обычно происходит между друзьями или близкими людьми).
- расстояние от одного до двух с половиной метров считается официальным; в тех случаях, когда люди нарушают эти "инстинктивные" границы, вам становится не по себе и у вас остается неприятное ощущение от контакта с ними (достаточно вспомнить, как обычно напряженно молчат два-три человека в лифте);
- расстояние от трех метров и дальше - это расстояние безразличия (этим расстоянием достаточно умело пользуются начальники, которые собираются сделать выговор своим подчиненным);
- на расстоянии восьми метров можно только отдавать приказания.
Поэтому, если вы хотите установить контакт с собеседником и вести конструктивный диалог, установите расстояние приблизительно 1,5 метра и постарайтесь, чтобы между вами и собеседником не стояла преграда в виде огромного письменного стола.
Речевой служебный этикет требует, чтобы ко всем членам коллектива применялись одинаковые мерки к оценке их работы, поэтому к подчиненным наиболее целесообразен принцип эмоциональной нейтральности, требующий ко всем сотрудникам относиться равно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий.
Если речь идет о добром слове со стороны руководителя, то надо иметь в виду не только похвалу за хорошо сделанную работу, но и любое иное проявление человеческой теплоты. Так, внимательный к сотрудникам руководитель не забудет поздравить их с наступающим праздником. Он знает памятные для сотрудников даты, особенно годовщины трудовой деятельности, и понимает, что даже небольшой знак внимания к человеку способствует созданию атмосферы взаимного уважения и доверия.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной формы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Но кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Например, в организации от новичка станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей.
В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Это набор правил поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения.
Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного повеления, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Правила делового этикета, культура общения и поведения помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Для многих прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчиненные правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.
Какие же правила этикета должен знать предприниматель?
Прежде всего, следует помнить, что деловой этикет включает в себя точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена.
Ему надо научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете его как "темную лошадку", стремящуюся вас обязательно обойти на прямой или вираже, а, говоря проще - обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер - хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.
ПРАВИЛА ВЕРБАЛЬНОГО ЭТИКЕТА
Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.