Журналистское мастерство Олега Руковицына
Олег Рукавицын – один из знаковых фотографов Оренбурга и редактор отдела фото газеты «Оренбуржье». Родился 2 августа 1972 года. Пришёл в фотожурналистику через свои стихи, чтобы «поэтические образы воплощались в фотографии» (цитата из личной беседы с фоторепортёром). Ему хотелось иллюстрировать то, что сочинил. Через литобъединение он принёс свои стихи в «Комсомольское племя» (старейшая областная молодёжная газета) в 1985 году. В редакции увидел старые чёрно-белые работы Владимира Соколова («брак, валявшийся в холле редакции») и пришёл в восторг, после чего захотел учиться у него. Три дня Олегу Рукавицыну приходилось вылавливать Владимира Соколова, а когда, наконец, поймал, тот сразу отправил на первый фоторепортаж. Который показал хороший результат, и первые кадры начинающего фотожурналиста вышли в газете. Уже через две недели учитель Олега Руковицына ушёл в отпуск, и молодой фотокорреспондент начал работать в областной молодёжной газете на летних каникулах с восьмого на девятый класс.
После этого Олег Рукавицын постоянно учился заочно у ведущих фотожурналистов страны и у Соколова, в том числе. Учась и работая, обращал внимание на наполненность кадра и смыслы. 5 лет проработал в федеральной «Комсомольской правде», снимал президентов, звёзд, теракты и конфликты. По возвращению в Оренбург, сотрудничал с информационным агентством РИА-Новости. Как объясняет сам Олег: «Это и была школа. Но там интенсивность и яркость была высокой». И вовсе уверяет, что он не сильно учился: «…скорее превносил что-то своё, следуя правилам композиции, когда это позволяла ситуация, и выходя за них, когда скучно» (цитата из личной беседы с фоторепортёром).
|
Прежде чем говорить о журналистском мастерстве Олега Рукавицына, следует понять, как он определяет свою работу, значение фотографа и ряд других аспектов. В своём интервью для РИА56.ру Олег отличает настоящего фотографа от любителей, у которых оказалась камера в руках:
«Не всякий человек с камерой — фотограф. Соответственно, карточку нужно не нажимать, а выжимать… А «нажимальщиков» полно… Среди этих ребят есть люди, которые на самом деле к чему-то стремятся. Но такая непозволительная вседозволенность и «демократичность», без постоянной учёбы, ведет к деградации профессии».
После чего делает акцент на том, что в его понимании фотожурналист – это, прежде всего работник редакции, который выполняет порученные ему задания, но форма выполнения и реализации задания может и должна выбираться самим фотографом.
Данное понимание сути своей профессии ярко отражается в работах Олега Рукавицына. Несмотря на то, что у фотокорреспондента значительное количество иллюстративных фотографий, которые сопровождают какой-либо аналитический текст, небольшие зарисовки самого художника – фотографа, носят образный характер. Они показывают то, как Олег представляет себе затронутую проблему. Например, в свежем выпуске газеты «Оренбуржья» за 16 декабря 2020 года на 20 полосе в рубрике «Фотоперекрёсток» Олег Рукавицын представляет своё небольшое «размышление» о том, как на сегодняшний день люди стали радоваться мелочам, а именно красотой окружающей нас природы. Вот он, «художник», сидя в своей «мастерсткой ещё не тронутым белым днём», наблюдает из окна над прохожими, которые торопятся по своим делам, но останавливаются всего на миг, чтобы запечатлеть снежные «лапы» елей с помощью своих мобильников. А вокруг данной зарисовки то самое видение уже профессионального художника. Тут замёрзшие листья, пробивающееся солнце сквозь снежные ветки ели. Все фото обыграны фокусом и бликами естественного света (лучами утреннего солнца). Это и есть мелочи, по которым автор призывает читателей радоваться.
|
Подобные кадры Олег Рукавицын использует как иллюстрацию к собственному настроению, мыслям. А таких фото у него много. Есть просто уходящие в туман силуэты, или скорбное радостное лицо старика.
Домой
Перекрёсток «Слёзы звёзд»
Все работы Олега Рукавицына, будь это фотографии, стихи или статьи, наполнены глубокими смыслами. После знакомства с его творчеством, перед тобой встаёт человек, которому близки темы любви, смерти, веры, старость, человеческой радости. И как ни странно, все эти темы через творчество наглядно воплощаются в состояние автора-художника. А оно у него практически всегда спокойное, умиротворённое.
«…чаще всего я снимаю не радость, я снимаю печаль. Печальных съемков в моей жизни достаточно. Настоящих, смертельных, по большому счету. Просто печальных людей. Умерших людей. Людей скорбящих. Много гробов, большое количество трупов, война», - отметил в своём интервью Олег Рукавицын. Стоит заметить, это достаточно негативно сказывается на человеке в психологическом плане. Поскольку все увиденные и снявшиеся моменты, остаются в душе, голове и сердце. Всё это оседает в человеке, и накладывает на него отпечаток. «Когда ты стоишь, снимаешь людей, выходящих из морга, которые опознали жертв теракта — своих близких, и к тебе подбегает человек и проклинает тебя, разумеется, это негативно сказывается на твоей психике. Ну, а что делать? Работать-то надо. Редакция дала задание: надо снимать. И ты снимаешь. Потом нервничаешь, руки дрожат, со всеми вытекающими» - рассказывал Олег корреспонденту РИА56. Несомненно, это и есть причина его пессимистически глубоких работ.
|
Главное в работах Олега Рукавицына – детали. Их нужно замечать, в них если не всё, то многое. Например, снимок ребёнка на 1 сентября. Заплаканная первоклассница стоит и смотрит куда-то вдаль, будто ей очень страшно и она не знает, что её ждёт дальше. Есть правило от частного маленького личного к общему, к событию. Это как раз пример того, что маленькая деталь может очеловечить большой праздник.
Слеза ребёнка
Олег Рукавицын профессиональный фотожурналист, который прошёл многое на своём творческом пути. Это глубоко мыслящий, образованный человек. Для него люди и их чувства стоят на первом месте. И он любит говорить о своих переживаниях через спецпроект «Перекрёсток» в газете «Оренбуржье». Признанный фоторепортёр, который всегда найдёт СВОЮ картину даже на заорганизованном мероприятии.