Урок «Заповедные острова. Сохраняя будущее»
Класс.
План урока.
1. Введение
2. Знакомство с Заповедными островами
3. История заповедного дела (мультфильм)
4. Живые символы
5. Заповедные острова сегодня
6. Твой заповедный остров
7. Обобщение по теме урока
Здравствуйте ребята! В год экологии 2017 мы встречаемся с вами снова и сегодня посвящаем экоурок второй части года экологии – 2017, Году особо охраняемых природных территорий, 2017 год столетия заповедной системы России. На экологическом уроке вы узнаете, какие территории относятся к особо охраняемым природным территориям в нашей страны и в нашем регионе.
Демонстрация презентации «Заповедные острова. Сохраняя будущее».
Слайд 1. «Заповедные острова. Сохраняя будущее»
Тема нашего экоурока «Заповедные острова. Сохраняя будущее» посвящен 100-летию заповедной системы России.
Слайд 2. «Заповедный»
Какие ассоциации у вас вызывает слово «заповедный»? или как вы думаете, что означает слово «заповедный»? рассуждения детей
Подберите однокоренные слова к этому слову.
Учитель объединяет и конкретизирует рассуждения детей.
Итак, из толкового словаря В. Даля (1801-1872) слово
ЗАПОВЕДЬ означает повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление.
ЗАПОВЕДЫВАТЬ - наказывать к непременному, всегдашнему исполнению; завещать какую обязанность, запрещать.
Заповедный лес или роща - место, где рубка заповедана, запрещена. В заповеднике не стрелять. Заповеданного не трогать.
Знакомство с Заповедными островами (информация в целом о заповедной системе)
Давайте поподробнее познакомимся с заповедными островами нашей большой Родины.
Слайд 3. «Заповедные острова»
|
Есть в России уголки природы, которые охраняются особо - строже, чем другие. Их так и называют - особо охраняемые природные территории (ООПТ), но мы с вами будем называть их Заповедными островами. На этих Заповедных островах люди изучают и сохраняют дикую природу, рассказывают детям и взрослым о том, как и зачем это нужно делать.
Слайд 4. «Зачем нужны Заповедные острова»
Зачем нужны заповедные острова? (рассуждения учеников и затем объединяющий все рассуждения детей комментарий учителя).
Каждое растение и каждое животное на Земле для чего-нибудь нужно. Помните, как говорил Леший Домовенку Кузе - «всякая поганка в лесу кому-нибудь назначена, потому порядок». Именно такой порядок бывает в первозданном лесу, где человек не рубит деревья, не собирает для своей нужды растения, не охотится и не пугает животных. Ученые изучают природный порядок и понимают, как помочь природе восстановиться. Некоторые виды животных и растений стали уже очень редкими. Они чувствуют себя вольготнее на Заповедных островах, где их берегут. Значит, Заповедные острова нужны для того, чтобы люди могли изучать растения и животных на воле, там, где они всегда росли и жили. А еще они нужны для того, чтобы помочь редким видам животных и растений восстановить свою численность. Все, что узнают ученые на Заповедных островах, записывается в специальную книгу, которая называется «Летопись природы».
Как устроена природа? Что происходит, когда вырубают деревья? Зачем
нужны грибы? А комары, они - то зачем нужны? Можно ли без вреда для планеты
Земля уничтожить кажущиеся не нужными человеку виды растений, зверей или
насекомых? На все эти вопросы отвечают заповедные просветители. Итак,
Заповедные острова нужны для того, чтобы на их примере показать и рассказать
детям и взрослым, как природа живет без вмешательства человека и что
происходит, когда человек начинает свою, иногда не очень разумную,
деятельность.
|
Человек многое берет из природы: чистый воздух, воду, плодородную почву. Строя дома, города, дороги, мы лишаем места жительства многих животных и растений. Сколько зверей, птиц, насекомых уже исчезли с лица Земли! Именно Заповедные острова помогают природе восстановить свои силы, а мы можем узнать о жизни дикой природы без вмешательства человека. Итак, Заповедные острова нужны для того, чтобы поддерживать благоприятную среду обитания человека и для того, чтобы природа могла восстанавливаться.
Слайд 5. «Заповедная страна»
Охраняемые территории, имеющие ценность для всей страны, находятся в ведении и управлении Правительства Российской Федерации, они представляют федеральную сеть ООПТ, это 103 государственных природных заповедника, 50 национальных парков и 59 федеральных заказников (данные по состоянию на 2016 год, поскольку Правительство планирует учреждение новых ООПТ).
Слайды 6-7. «Особо охраняемые природные территории» Слайд 8. «Заповедный статус».
Основные категории ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы.
Заповедники - старейшая и традиционная в России форма охраны природы, первый заповедник в России был создан 11 января 2017 года - Баргузинский заповедник стал первым в России охотничьим заповедником на государственных землях. В его задачу входило сохранение и изучение соболя – фаворита пушного царства.
Вот почему в 2017 году Россия отмечает 100 - летие заповедной системе России.
|
В заповедниках сохраняются самые ценные участки леса, тундры, степей, лугов, гор и морей. Здесь полностью запрещена любая деятельность человека. Посещать такую заповедную территорию можно только по разрешению и на специально выделенных для этого участках.
Национальные парки - начали создаваться в России с 1983 года, они относительно «молоды». На территории национальных парков выделяются несколько зон, различных по режиму охраны. Есть участки, где природа сохраняется в неприкосновенности, как и в заповедниках. Но значительные территории национальных парков предназначены и обустраиваются для того, чтобы сочетать охрану природы, познавательный туризм и отдых.
Государственные природные заповедники и национальные парки находятся в ведении и управлении Правительства Российской Федерации.
Заказники создаются для целей сохранения или восстановления
определенных видов животных или растений, ценных природных ландшафтов,
экологических систем, а также различных других природных объектов и их
комплексов. В зависимости от сохраняемых природных объектов заказники бывают
комплексные (ландшафтные), ботанические, зоологические, гидрологические,
геологические, палеонтологические. У заказников может быть различный
природоохранный режим, который зависит от целей создания заказника. Заказники
могут быть федерального или регионального значения.
Природные парк сохраняют определенные уникальные природные
территории, животных и растений, природное и культурное наследие.
Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального
значения.
Памятники природы - уникальные, ценные природные, а иногда и рукотворные, объекты или комплексы таких объектов. Такими объектами могут быть или отдельные природные достопримечательности - памятные деревья (например, вековые дубы, липы, ели и другие старые деревья), скалы, водопады, пещеры и т.п. Территории, занятые памятниками природы, могут быть федерального или регионального значения.
Слайд 9. «Заповедные вехи. Взлеты и падения». История (хронология) заповедного дела.
Учитель обращается к ребятам: Сколько вам лет? Кому 7, 8, 9, 10? А вашим мамам и папам сколько? А бабушкам и дедушкам? 70? 80? Да, они прожили целую большую жизнь, и теперь, только представьте - вот уже целых СТО ЛЕТ как в России существуют особо охраняемые природные территории. Каким же был путь, который они прошли за эти сто лет?
А сейчас мы посмотрим мультфильма «История создания заповедников».
Первый государственный заповедник был создан на
Байкале для сохранения баргузинского соболя. Документ о создании заповедника
«Баргузинский» был подписан Сенатом Российской империи 29 декабря 2016 года
(по старому стилю), 11 января 2017 года (по новому стилю). В дальнейшем количество заповедников становилось все больше и больше, они создавались на Урале, Алтае, в Приморском крае, Крыму, Сибири. Во время Великой Отечественной войны не закрылся ни один заповедник, даже создавались новые. Так, в Московской области 9 мая 1945 года был создан «Приокско-Террасный» заповедник, в котором началось восстановление европейских зубров на территории нашей страны. А в 1983 году появились первые национальные парки «Лосиный остров» и
«Сочинский».
Слайд 10 -11. «Жемчужины Российской природы»
Отдельные заповедные территории России имеют признание мировой ценности и являются объектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 12. «Заповедные территории России»
Каждая заповедная территория по-своему уникальна и создается для сохранения какого-то определенного вида растений, животных или ландшафта. Самые характерные пейзажи, растения или животные изображены на рисунке — символе данной ООПТ. Такой рисунок называется логотипом. Рассматривая изображения, можно узнать об особенностях каждого Заповедного острова. Давайте отправимся в путешествие по Заповедным островам.
Слайд 13. «Роль ООПТ в сохранении редких животных»
Заповедники и национальные парки играют огромную роль в сохранении крупных зверей. Благодаря российским Заповедным островам спасены зубр, соболь, бобр, снежный барс, дальневосточный леопард, амурский тигр и сотни других видов.
Слайды 14,15. «Научные программы»
Как вы думаете, зачем существуют программы с такими названиями: «Амурский тигр» и «Леопард», «Белуха - белый кит», «Ирбис - снежный барс», «Белый медведь»? Правильно, они разработаны для охраны отдельных редких видов животных.
Некоторые виды животных удается вернуть в те места, где они когда-то жили, но потом исчезли - были полностью истреблены человеком. Так, например, медвежата-сироты выращиваются в специальном медвежьем питомнике Центрально-Лесного заповедника, а когда они подрастут, их выпускают в заповедник «Брянский лес». Таким образом, можно постепенно восстановить численность когда-то истребленного вида животных.
В 2016 году были выпущены первые переднеазиатские леопарды в
заповеднике «Кавказский».
Зубра восстанавливают в заповедниках «Приокско-Террасный», «Окский», «Калужские засеки», «Брянский лес», национальных парках «Орловское Полесье», «Угра», «Смоленское Поозерье».
Слайд 16,17. «Познавательный туризм»
В настоящее время активно развивается экологический туризм - это ответственное путешествие в дикую природу, которое содействует охране природы и улучшает благосостояние местного населения.
Познавательный туризм это часть экологического туризма. Для этого вида туризма характерно:
Путешествуем в дикую природу.
Не вредим природе (Как? Обсудить с ребятами).
Раскрываем природные тайны (турист получает новые знания или меняет свое отношение к природе).
Знакомимся с местной культурой (местные жители могут принимать участие в приеме туристов).
Туристы едут на заповедные территории, чтобы наблюдать за животными: птицами, нерпами, китами, медведями и др. Сотрудники ООПТ организуют фототуры, киноэкспедиции, конные туры и др., знакомство с обычаями и традициями коренных народов.
А кто из вас может сказать, что был в роли экотуриста, который познавал дикую природу? Где это было? Как вы себя вели при этом?
Упражнение «Сотрудники заповедных территорий» (Используется как физкульт
минутка).
Вспоминаем, зачем создаются заповедные острова: изучать, охранять, просвещать. Эти задачи выполняют сотрудники ООПТ из отделов науки, охраны и экологического просвещения.
Ребята встают около парт
Педагог называет один из отделов ООПТ (наука, охрана, экопросвещение) и
показывает определенное движение, характеризующее направленность отдела:
наука - «смотрим в бинокль», охрана - «грозим пальцем», экопросвещение —
«разводим руки в стороны». Задача ведущего говорить и показывать разные
движения. Ребята повторяют движения. В определенный момент ведущий «путает»
ребят: говорит одно, а показывает движение, не относящееся к называемому
отделу.
Слайд 18. «Друзья заповедных островов»
Это активные люди, помогающие сохранению заповедной природы России:
юннаты, артисты экологических театров, экожурналисты, ребята из школьных
лесничеств, фольклорные коллективы, дружины охраны природы, юные
инспектора. Через просветительские программы заповедников и национальных природоохранных акциях, фестивалях, конкурсах.
А сейчас внимание на экран, внимательно посмотрите видеоролик «Россия заповедная» посвященный 100-летию заповедной системы России. После просмотра вы должны будете ответить на вопросы?
Вы все посмотрели видеосюжет. Скажите, о чем говорилось в видеоролике?
А кто запомнил сколько млн гектар занимают ООПТ в России? (200)
А какой процент от всей площади России занимают ООПТ? (10%)
Вспомним, о каких самых уникальных и интересных заповедных территориях шла речь в видеофильме?
Самый мистический
Самый большой
Самый плодовитый
Самый кошачий
Самый высокогорный
Самый пушной
И самый маленький
Твой заповедный остров
Какая заповедная территория самая маленькая в России и мире и ближе всего к нам? Какой заповедник располагается на территории Липецкой области (Галичья гора). А что вы помните из видеофильма о заповеднике Галичья гора? Ребята, а может, кто - то был в заповеднике и может поделиться своими званиями и впечатлениями?
Видеоролик отдельно про Галичью гору без звука и обобщение учителя всех ответов детей или комментарий учителя.
Заповедник «ГАЛИЧЬЯ ГОРА» основан в 1925 г. Он стал первым заповедником Центрального Черноземья. На шести его участках сохраняются как типичные ландшафты восточной части Среднерусской возвышенности (нагорные дубравы и березняки, разнотравно-ковыльные степи, пойменные луга), так и уникальные природные комплексы (сообщества снижено-альпийской растительности на выходах известняка и петрофильные степи со значительным числом реликтовых видов растений). Скалистые кручи Галичьей горы, Воргольских скал и Воронова камня, тенистые дубравы Плющани, ковыльное раздолье Быковой Шеи, сбегающие вниз по долинному склону светлые березняки Морозовой горы являются эталонами природы этого района. На склонах Галичьей горы сохранились реликтовые виды растений – шиверекия подольская, тимьян известняковый. В разных урочищах заповедника можно встретить редкие для нашей области растения: лилию-саранку, лапчатку донскую, горицвет весенний, эфедру двухколосковую, оносму простейшую, бурачок Гмелина, кизильник алаунский, ковыль перистый и др.
Сотрудники заповедника занимаются разведением хищных птиц, в том числе и редких для нашей области: сокола балобана, орла степного.
И как вы думаете, что является символом заповедника? (сокол балобан, сапсан)
Вы сегодня очень много узнали о заповедных территориях нашей страны. Очень хорошо работали на уроке.
2017 год праздничный год для всех заповедных территорий нашей страны, и для самого маленького заповедника России, заповедника нашей Липецкой области Галичьей горы. А в праздники принято дарить подарки. Я предлагаю вам сделать подарок заповеднику «Галичья гора» - оформить поздравительную открытку.
На передней стороне каждый обводит свою ладошку и красиво ее оформляет (на усмотрение учителя), а с задней стороны напишем поздравления заповеднику (может быть заранее?).