Лев Николаевич Толстой 1828, Тульская губерния – 1910, Астапово




1844 студент философского факультета Казанского университета, где позже перевелся на юридический. В связи с отсутствием интереса подал прошение об увольнении (1847). В годы юношества зарождается интерес к литературе. Участие в войне на Кавказе дало обширный материал для повести «Казаки» 1852 – 1863, основанной на автобиографическом материале; также рассказы «Набег» 1853 г. и «Рубка леса» 1855, повесть «Хаджи-Мурат» 1896 – 1904 (опубликована в 1912). На Кавказе начал создавать свою повесть «Детство» и анонимно отправил ее в журнал «Современник» (1852), она вошла в знаменитую автобиографическую трилогию «Детство. Отрочество. Юность» (1852 – 1854 и 1855 – 1857), которая принесла настоящее признание Толстому. 1854 Крымская армия, война в Севастополе, медаль и орден св. Анны за храбрость (Севастопольские рассказы). 1855 Петербург, член кружка «Современник» вместе с Некрасовым, Островским, Тургеневым, Гончаровым и др. 1879 – 1882 «Исповедь» написана на почве конфликтов и споров писателей кружка. 1857 поездка за границу (рассказ «Люцерн»). 1859 открытие народной школы на основе собственной педагогической системы, основанной на свободе личности; публикует учебные пособия и труды по педагогике и применяет их на практике. 1863 начало работы над романом «Война и мир», где должна была отразиться русская история периода борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 в. 1865 1-ая часть напечатана в «Русском вестнике», роман спровоцировал горячие споры вокруг идеи фаталистической философии истории. Также Толстой в мировой литературе известен такими произведениями как роман «Анна Каренина» 1873 – 1877, «Смерть Ивана Ильича» 1884 – 1886, повесть «Крейцерова соната» 1887 – 1889, «Отец Сергий» 1890 – 1898, незавершенная драма «Живой труп» 1900, рассказ «После бала» 1903, роман «Воскресенье» 1889 – 1899.

Война и мир

Опера в 5 действиях, 13 картинах с с хоровым эпиграфом-прологом по одноименному роману Л. Н. Толстого. Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой. Действие происходит в России с 1908 по 1912. Создавалась опера 12 лет. Первоначальный план возник в 1941 г. и совместно с либреттистом в течение нескольких месяцев большая часть произведения была создана под патриотическим порывом. Позже оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 г. опера была в основном дописана, а в 1945 г. впервые показана в концертном исполнении в Москве. В 1946 г. в Ленинграде на сцене Малого оперного театра состоялась премьера 1 части (8 картин). К этой постановке была дописана 2 картина «Бал у екатерининского вельможи» и 10 картина «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», которые задумывались как 2 часть. Над этим произведением Прокофьев работал до конца своих дней.

13 картина «Смоленская дорога» открывается оркестровым вступлением, которое с поразительным реализмом имитирует разбушевавшуюся метель и завывание ветра. Здесь динамику событиям предает чередование контрастных эпизодов: отступление французских войск, убийство Каратаева, приход русских партизан. Завершается опера обращением Кутузова к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом «За отечество шли мы в смертный бой».

Анализ музыкального текста хорового произведения. Опера завершается монументальной хоровой сценой, по своей мощи и размаху приближающейся к эпилогу «Ивана Сусанина». Обращение Кутузова к народу вызывает всеобщий подъем. Звучит торжественный, величавый хор, основанный на музыке арии Кутузова.

Хор написан в форме рондо, где рефреном служит главная тема. Оркестровое вступление; A1(«За отечество шли мы в смертный бой»); В («Мы победили, враг повержен во прах»); А2 («Слава Родине святой, слава армии родной»); оркестровая интерлюдия; С («День торжества настал»); А3 («Русь великую отстоял народ»). Функционально хор создает специфический колорит (образ непобедимой России). Тема – индивидуализированный музыкальный материал, выражающий основную музыкальную мысль произведения (по Г. В. Заднепровской). Вид тематического развития – измененное повторение (вариантность – вид развития, основанный на изменении мелодических оборотов темы, а также возможном сокращении ил расширении ее структуры). В данном хоре музыкальная форма складывается из частей, которые связаны между собой оркестровыми ходами (это неустойчивое с точки зрения гармонии и структуры связующее построение, соединяющее темы ил разделы формы). Функции частей:

- оркестровое вступление;

- А1 главная тема – изложение мысли;

- В разработка – развитие мысли;

- А2 главная тема;

- оркестровая интерлюдия как переход и связующая часть;

- С разработка;

- А3 главная тема + дополнение – заключение мысли.

Мелодия. А1 апофеозно-величественная, широкая, смелые мелодические ходы, мощный архитектурно-стройный аккордовый склад, сдержанно, размеренно, ярко, празднично; В маршевый характер; А2 внезапная модуляция из H-dur в B-dur окрашивает мелодию в более мягкие тона; С подвижная мелодия переходит от одной хоровой партии к другой; А3 монументальная, эпико-героическая. Ритм. Его специфические особенности связаны с различными способами вокализации словесного текста. В данном хоре соотношение один слог на один звук господствует, что указывает на речитативный (декламационный) способ вокализации, что способствует ритмической простоте и четкости. Гармонический анализ. Гомофонно-гармонический склад, собственно гармоническая (аккордовая) фактура, в которой все голоса образуют ритмически однородное целое (А1, В, А2, А3); полифонический склад, смешанная фактура + элементы имитационной (С). Темп. Он определяет скорость движения, жанровость и интонационность. В партитуре встречаются следующие темпы:

- Allegro fastoso – скоро, великолепно, половинка = 84;

- Andante maestoso – умеренный темп в характере обычного шага («идя»), величественно;

- Meno mosso – медленнее;

- Allegretto – темп более медленный, чем allegro, и более скорый, чем andante.

Роль темпа в формообразовании очень велика. Ritenuto (замедленно) между оркестровым вступлением и частью А1 отмечает окончание раздела и подготавливает звучание хора. Poco ritenuto (немного замедленно) между частями С и А3 отделяет части и к последнему проведению темы-рефрена и дополнения. Ritardando assai (замедляя весьма) указывает на завершение данного хора. Динамика. Динамическая шкала pp, p, mp, mf, f, ff, fff (у оркестра). Тембр. Его качество определяет образную сферу. В данном хоре настроение радости и гордости будет передано открытыми звуками, но при этом стоит не забывать при непременном условии пребывания в зоне прикрытого звучания.

Анализ словесного текста хорового произведения. Идея: в войне побеждает только тот народ, который самоотверженно бьется за вою Родину. Тема: победа России во войне с французскими завоевателями. Образы: Кутузов как народный герой и освободитель России и его восхваление народом. Сюжетное развитие: статичное, воссоздание исторической картины и прославление народа-героя. Жанр: ода-гимн. Эмоциональное содержание: патриотическое, гимническое, торжественное, радостное. Структура: астрофическая (стихи, не делимые на строфы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: