Форма аттестации по МДК экзамен. Во время экзамена студенты представляют ответ на теоретический вопрос и выполняют практическое задание.
*На экзамене можно пользоваться НПА (можно с собой принести) и распечатанными материалами практических работ.
Примеры вопросов для подготовки к экзамену:
1. Каковы цели, задачи и функции методической работы учителя начальных классов? Обоснуйте значимость методической работы учителя начальных классов на современном этапе развития системы образования, укажите нормативно-правовые документы, регулирующие методическую работу педагога.
2. Каково содержание и соотношение понятий «методическая работа», «методическая деятельность», «профессиональное мастерство педагога», «методическое обеспечение и сопровождение профессиональной деятельности», «методическая готовность педагога»? Обоснуйте необходимость систематичности и системности методической работы учителя начальных классов.
3. Направления и принципы методической работы учителя начальных классов. Какова необходимость научно-методической работы педагога в современных условиях?
4. Виды деятельности, содержание и уровни методической работы учителя начальных классов. Каковы критерии эффективности методической работы учителя начальных классов?
5. Формы методической работы педагога. Каковы условия выбора форм методической работы в деятельности педагога? Дайте подробную характеристику одной активной групповой формы (по выбору) методической работы педагога, определите значение данной формы для повышения профессионального мастерства педагога.
6. Подходы к классификации форм организации методической работы педагога. Какие формы организации методической работы считаются наиболее действенными и соответствуют современным требованиям?
7. Повышение квалификации педагога: понятие, формы, способы. Какова примерная структура повышения квалификации в РФ? Как и где педагог может повысить свою квалификацию в РФ?
8. Организационная структура и принципы построения методической службы в ОУ. Какая модель методической службы в ОУ является наиболее актуальной на современном этапе развития образования?
9. Цели, задачи и содержание деятельности методического объединения учителя начальных классов. Каковы эффективные формы организации работы методического объединения учителей начальных классов?
10. Педагогический опыт: виды, источники, критерии передового педагогического опыта,этапы работы с педагогически опытом. Каково значение заполнения информационных карт положительного, передового педагогического опыта?
11. Особенности обобщения, представления и распространения педагогического опыта. Каковы источники, уровни, формы обобщения и представления педагогического опыта?
12. Тезисы, статьи как способы обобщения педагогического опыта. Каковы правила составления, оформления тезисов и статей?
13. Доклад как форма представления педагогического опыта. Требования к оформлению и содержанию доклада. Каковы этапы и условия успешного выступления с докладом?
14. Требования к оформлению реферата. Этапы работы над рефератом. Каковы требования к содержанию, структуре и оформлению реферата?
15. Конспектирование по итогам изучения педагогического опыта. Какие требования предъявляются к конспектированию научного текста?
16. Оформление различных видов отчетов в деятельности учителя начальных классов. Требования к оформлению, структура и алгоритм отчетов. Какие предъявляются требования к аналитическому отчету педагога за межаттестационный период?
17. Профессиональная рефлексия в деятельности педагога: понятие, функции, виды, этапы.Какие можно выделить наиболее распространенные проблемы методического характера в деятельности учителя начальных классов и их причины?
18. Планирование профессионального роста педагога.Каковы особенности составления плана методической работы, плана профессионального самообразования учителя начальных классов?
19. Виды, структура и назначение портфолио (сайт учителя НОО) педагогических достижений. Каковы требования к оформлению и содержанию портфолио (сайт учителя НОО) педагогических достижений?
20. Требования к созданию предметно-развивающей среды в начальной школе. Каковы подходы к организации предметно-развивающей среды в зависимости от типа и вида, педагогических систем и возрастных особенностей детей?
21. Ведение документации кабинета начальной школы. Какие требования предъявляются к документации кабинета начальной школы?
22. Планирование образовательного процесса в начальной школе, понятия «планирование, виды», «примернаяобразовательная программа», «примерная программа по учебному предмету».Что включает в себя образовательная программа ОУ? Перечислите примерные образовательные программы для ступени НОО. Какую примерную образовательную программу вы бы выбрали и почему?
23. Вариативные программы начального образования, концептуальные основы и содержание. Произведите анализ одной вариативной программы на предмет соответствия требованиям ФГОС НОО?
24. Формы планирования в деятельности учителя начальных классов. Какие требования предъявляется к разработке рабочих программ, КТП в начальной школе на современном этапе развития образования?
25. ФГОС НОО как основа планирования деятельности учителя начальных классов. Каковы последние изменения были внесены в ФГОС НОО. Каковы критерии эффективности и механизмы реализации системно-деятельностного подхода в НОО, каковы черты современного урока?
26. Особенности современных подходов и приоритетных педагогических технологий в области начального общего образования. Какие педагогические технологии начального образования в большей мере соответствуют требованиям ФГОС НОО?
27. Подходы к классификации педагогических технологий в системе начального образования. Проанализируйте педагогическую технологию (по выбору), на предмет соответствия ее выбора требованиям ФГОС НОО, вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся.
28. Подходы к классификации методов начальногообразования.Сравните эффективность применяемых методов начального образованияс позиции учета вида образовательного учреждения, особенностей возраста обучающихся, требований ФГОС НОО.
29. Типы и виды методической продукции разрабатываемой педагогом.Каковы правила оформления и создания методической продукции (сборников методических материалов, методических картотек, папок и др.)?
Примеры практических заданий
Практическое задание | Необходимые материалы для выполнения задания на экзамене |
1. Заполните информационную карту положительного педагогического опыта на основе представленного описания педагогического опыта. | Описание положительного педагогического опыта учителя начальных классов |
2. Проанализируйте представленные материалы для стендового доклада на предмет соответствия предъявляемым требованиям. | Текст доклада, презентация, раскадровка |
3. Проанализируйте представленные тезисы на предмет соответствия предъявляемым требованиям | Тезисы |
4.Сформулируйте и проанализируйте педагогическую проблему методического характера в деятельности учителя начальных классов | |
5.Проанализируйте представленный индивидуальный план методической работы учителя начальных классов, внесите коррективы и дополнения | План методической работы учителя начальных классов |
6.Проанализируйте представленный план профессионального самообразования учителя начальных классов, внесите коррективы и дополнения. | План профессионального самообразования учителя начальных классов |
7. Проанализируйте годовой аналитический отчет учителя начальных классов, предложите рекомендации по его улучшению. | Аналитический отчет |
8. Проанализируйте план методической работы школы, определите его целесообразность с позиции планируемых условий, способовповышения профессиональной квалификации конкретного учителя начальных классов данной школы | План методической работы школы |
8. Проанализируйте план работы ШМО учителей начальных классов, определите предполагаемый результат методической работы конкретного учителя начальных классов данной школы кзавершению учебного года | План работы ШМО учителей начальных классов |
9. Составьте плановый конспект научной статьи по проблеме НОО, обоснуйте свои действия. | Научная статья по проблеме НОО |
10. Отберите формы методической работы и способы повышения квалификации начинающего учителя начальных классов, обоснуйте свой выбор | |
11.Составьте визитку мастер-класса для учителей начальных классов по теме «Методы, приемы развития УУД младших школьников» (определите тему, цель, оборудование, этапы мастер-класса, опишите практический этап мастер класса) | |
12.- 15. Проанализируйте рабочую программу по учебному предмету начальной школы на предмет соответствия ФГОС НОО | ФГОС НОО, Рабочие программы по разным предметам (5шт.) |
16. Проанализируйте примерную образовательную программу для НОО | Примерная образовательная программа НОО |
17. Проанализируйте КТП по учебному предмету начальной школы на предмет соответствия ФГОС НОО | ФГОС НОО КТП |
18.-22. Проанализируйте предложенную методическую разработку (сборник, картотека) на предмет соответствия требованиям к оформлению и содержанию, предложите рекомендации по совершенствованию методической разработки | Методическая продукция (сборники, картотеки) |
23-25.Обоснуйте выбор методов, приемов, технологий обучения с учетом возрастных особенностей младших школьников (5) | Схемы «Классификация методов обучения», «Классификация педагогических технологий» |
26-28.Обоснуйте выбор методов, приемов, технологий обучения с учетом индивидуальных особенностей младших школьников (5) | Схемы «Классификация методов обучения», «Классификация педагогических технологий» |
29-30. Составьте макет паспорта учебного проекта для начальной школы, сформулируйте рекомендации по его заполнению для учителя, докажите эффективность использования метода проектов в современных условиях. | Макеты учебных паспортов разного качества. |
31 Проанализируйте реферат по проблеме НОО, предложите рекомендации по его совершенствованию. | Реферат |