Вальдорфская педагогика – как международное культурно-образовательное движение.




Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецким ученым философом и педагогом, видным деятелем, родоначальником антропософии (науки о познании человеческой духовности). Им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Ближайшей соратницей Рудольфа Штейнера была его жена - Мария фон Сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия).

Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская. Поскольку первая школа была основана в Германии, поэтому иногда можно услышать, что и штайнеровская педагогика является немецкой.

На самом деле такие утверждения являются огромным заблуждением. Неоспоримо, что в Германии шла и идет огромная работа по развитию штайнеровской педагогики, но по своей внутренней сущности она, несомненно, интернациональна. Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов.

Вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 1015 (по данным на август 2010), которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.

Цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.

Как сущность человека везде едина, независимо от страны проживания, цвета кожи или культурной среды, так и стремление к совершенному обучению и воспитанию, познанию законов человеческого развития и роста в своей основе едино и не зависит от существующих в мире границ. С другой стороны, следует понимать и то, что обучение должно основываться на культурной традиции конкретной страны.

Естественно, что к школьникам больших городов следует обращаться иначе, чем к детям, живущим, скажем, в маленьком селении среди лесов, в горах или в степи. Американское, российское или китайское общество требует различных форм обучения. Ребенок из христианской семьи впитывает моральные нормы сквозь призму иной культурной традиции, чем ребенок-мусульманин. Песни, которые поют матери детям и на основе которых маленький человек получает первое музыкальное образование, у разных народов различны.

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города считал Рудольф Штейнер. Чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

Форм совершенной педагогики существует так же мало, как совершенных людей. Но из всех известных течений педагогической мысли штайнеровская педагогика является самой интернациональной по своей внутренней сути. Она способна воспитать открытость к миру и уважение к многообразию культур и людей, способна принимать различные формы в зависимости от окружающей культурной среды. Именно по этим глубинным сущностным причинам нельзя называть штайнеровскую педагогику немецкой или чьей бы то ни было педагогикой. И в то же время можно говорить о немецкой, английской, русской, казахской, украинской или южноафриканской штайнеровской педагогике. Ведь человечность не принадлежит какому-то одному народу, она едина для всех и лишь принимает различные национальные формы.

Вальдорфская педагогика – это совокупность методов и приемов воспитания и обучения, способствующих развитию человека на основе целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Этот подход является главным принципом на всех стадиях вальдорфского образования.

Вальдорфская педагогика ориентирована на личность ребёнка независимо от его интеллекта, возраста, национальности, вероисповедания, социального статуса, материального положения.

Вальдорфская педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит исключительно по заранее заданной генетической или социальной программе.

Вальдорфская педагогика рассматривает возрастные периоды развития как этапы высвобождения уникальной человеческой личности для творческой работы на благо общества.

 

 

2. Рудольф Штейнер как основоположник антропософии

Антропософия - эзотерическая школа, основоположником которой был немецкий мыслитель Рудольф Штайнер. Им было написано 20 книг и более 600 различных статей, в которых затронуты такие разделы знания, как философия, наука, религия, искусство.

Антропософия и является закономерным продолжением теософии. Р. Штейнер утверждает свою теософию как западную и христианскую и, в отличие от теософии восточной, ставит ее под знак Христова импульса.

В последние годы Штейнер особенно настаивает на своеобразии своего пути.

Основными принципами антропософии являются:

· Всестороннее изучение человеческой природы и духовных способностей человека

· Познание окружающего мира сквозь призму познания человека, ведь человек является микокосмом, т.е. отражает в себе всю модель мироздания в сжатом виде

· Духовная эволюция человека

Сам термин "антропософия" в переводе с древнегреческого означает человекомудрие (от греч. antropos - человек, sofia - мудрость). Отличительной чертой антропософии является интериоризированный характер познания (т.е. направленность вектора познания внутрь человеческого сознания), в то время как теософию характеризует экстериоризированный характер познания (т.е. направленность вектора познания на окружающий человека мир). Вот несколько цитат самого Р. Штайнера:

"Под антропософией я понимаю научное исследование духовного мира, которое прозревает односторонность как просто природопознания, так и обыкновенной мистики и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, сначала развивает в познающей душе бездеятельные в обычном сознании и обычной науке силы; они-то и делают возможным такое проникновение".

"Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной. Она возникает в человеке как потребность сердца и чувства. Свое оправдание она должна находить в том, что она способна утолить эту потребность.

Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души. Поэтому антропософами могут стать лишь те люди, которые подобно голоду и жажде ощущают жизненную потребность в решении известных вопросов о существе человека и Вселенной".

Понятие «Антропософия» уходит корнями в древность. Есть мнение, что истинным основателем Антропософии был Сократ. Это есть общий закон: "Если один человек достиг некое сознание, то это сознание доступно также другим людям". Сократ был первый человек, который достиг сознания той мудрости во Внутреннем, которая может быть названа Антропософия (см. также четвертый доклад в Марка-Евангелии, GA 139).

"Теософская литература, опирающаяся на неоплатонические источники и на Плотина, связала свои хронологические исследования с принятием (предположением, допущением) того, что с Сократом было дано мгновение, в которое, ранее инспирирующая и использующая человека как инструмент, мудрость, погрузилась в человека, в Антропос, и постепенно стало его Достоянием (Владением), его Заданием (Задачей, Целью), его Долгом (Обязанностью). Сократ должен был еще выстрадать смерть за то, что он, истины из Мистерий, сообщал своим ученикам". (Оккультные истины древних мифов и саг, GA 92)

Аналогично тому, как слово Теософия, переведенное с Греческого, означает не знание, мудрость или учение о Боге, но "Божественная мудрость", так также слово Антропософия означает не учение, знание или мудрость о человеке, но "человеческая мудрость", которая человеком настоящего времени может сознательно извлекаться из своего Внутреннего с помощью сил мышления, чувствования и воления или методами Имагинации, Инспирации и Интуиции.

Вальдорфская педагогика представляет собой сплав многих компонентов, поистине драгоценных в современной педагогической ситуации: гармоничное сочетание академического, эстетического и практически-трудового аспектов образования; новые методы естественно-научного образования, преподавания живописи, иностранных языков, музыки, искусства речи; новая система построения «учебного расписания»; новая форма социальной организации школы, новое понимание деятельности учителя и путей его подготовки.

Учитель вальдорфской школы стремится не только передать определенную сумму знаний, а и затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ко второму и от второго – к третьему.

Рудольф Штайнер поэтично сравнивал развитие мышления ребенка с появлением у растения цветка. Если мы хотим вырастить цветок, то мы ухаживаем за почвой, следим за светом и теплом, создаем все условия для роста растения. Тогда в нужное время у него распускается прекрасный цветок.

Каждому возрасту присущи свои особенности развития и воспитания. В первые семь лет полноценное и здоровое развитие ребёнка происходит благодаря двигательной активности и подражанию правильному примеру окружающих.

Девиз первого семилетия «МИР ДОБР!»

Важным для возраста 7-14 лет является личность классного учителя «принцип правомерного авторитета»; преподавание искусств «живопись, музыка, лепка, эвритимия, театр»; пронизанная искусством дидактика преподавания других предметов.

Девиз второго семилетия «МИР ПРЕКРАСЕН!»

Третье семилетие характеризуется побуждением и развитием самостоятельных процессов познания и творческой мыслительной деятельности.

Девиз третьего семилетия «МИР ИСТИНЕН!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: