Ребенок все время учится. Он учится через пример и подражание.
В вальдорфском детском саду предложат целый спектр различных видов деятельности, подражание которым способствует развитию ловкости, умений, сноровки, творческих, эстетических и других способностей ребенка.
Разные виды рукоделия — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей; дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте колосьев и помоле зерна и выпечке хлеба; они работают молотком, убирают группу и т. д.
Связь деятельности с жизнью.
Все деятельности в вальдорфском детском саду никогда не являются самоцелью, они вплетены в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки — для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика; для различных праздников делают антураж, например, фонарики для Праздника Фонариков осенью или печенье на Рождество.
Например, когда ребенок своими еще неумелыми ручками пытается спрясть нить для коврика из живой и теплой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика, и осязательная активность пальцев. Так, без дополнительных ухищрений и особых программ, развивается и тонкая моторика, и чувственная сфера. Кроме этого осознается общий замысел, более широкий жизненный смысл деятельности, ее связь со всей остальной жизнью. Такой образ действий благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром.
Связь с искусствами
В вальдорфском детском саду дети постоянно занимаются живописью, лепкой, водят хороводы, играют в подвижные игры. Почти каждый день детям рассказывается сказка или какая-либо история, которая может быть впоследствии обыграна или театрализована в виде кукольного театра. И ко всему этому вальдорфский воспитатель побуждает детей через непосредственную собственную деятельность.
Свободная игра
Большое значение вальдорфская педагогика придает свободной игре.
Исследования последних десятилетий показали, что дети, которые много и интенсивно играли, показывают более высокие результаты в следующих областях:
1. В эмоциональной сфере — лучшее понимают и перерабатывают чувства, лучше справляются с негативными переживаниями; менее агрессивны;
2. В социальной сфере — дети лучше слушают партнера; имеют высокую готовность к кооперации, более высокие способности завязывать дружеские отношения;
3. В моторной сфере — более быстрая реакция; улучшенная координация глаз-рука; более дифференцированная грубая и мелкая моторика; лучше ощущение баланса тела; более высоко развита произвольность;
4. В когнитивной сфере — дети показывают более высокое развитие логического мышления; более высокую способность к концентрации внимания; лучшую память; более развитую речь и фантазию; лучшее понимание чисел и фигур;
Получается, что именно игра способствует развитию тех качеств и способностей, которые так необходимы будут при дальнейшем обучении в школе.
Задача вальдорфского воспитателя состоит в том, чтобы держать всю ситуацию в поле зрения, если необходимо — помогать и вмешиваться только в крайнем случае.
Философия вальдорфских игрушек
В вальдорфском детском саду детям предлагаются подчеркнуто простые игрушки в основном из природных материалов. В вальдорфской педагогики игрушки выполняют функцию «признака предмета», они должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, покрывалом Девы Марии, звездным небом.
Помимо игрушек в обычном смысле (кукол, материалов для строительства и т. п.), особенностью вальдорфского детского сада является то, что в игре «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить.
Другие виды игр
Помимо свободной игры, в которой дети предоставлены собственной творческой фантазии, в вальдорфском детском саду используются и другие виды игр — игры по заданным сценариям.
Все игры-хороводы связаны с кругооборотом года, с изменениями в природе. Таким образом, дети естественно включаются в смену времен года и переживают во всей полноте их сущность: холод зимы, пробуждение весной, цветение летом, засыпание осенью. Например, осень традиционно начинается с хоровода «Урожай», где через движение и песню раскрываем содержание различных видов человеческого труда: сев, жатву, молотьбу, сбор урожая.
Разновозрастная группа
Еще одна из особенностей вальдорфского детского сада в том, что в одной группе находятся дети разных возрастов: от трех до семи лет.
Поскольку ребенок учится всему через подражание, очень важно для него получить пример правильных социальных отношений.
Раньше, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с этим не было. У каждого члена семьи в зависимости от возраста были свои права и обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы социального поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка.
Разновозрастная группа – живой социальный организм, большая семья.