В условиях проведения рыночных реформ перед отечественными промышленными предприятиями встает ряд неотложных задач. Организация внутрипроизводственных экономических отношений относится к разряду ключевых задач, от решения которых зависит выживание и развитие отечественных промышленных предприятий.
Внутрипроизводственным экономическим отношениям предшествовал внутрипроизводственный хозяйственный расчет, система которого строилась на принципах планового ведения хозяйства в условиях государственной формы собственности. Он был един для всех предприятий, во многом носил формальный характер, не затрагивал всех участников производственного процесса.
Существовавшая в течение длительного времени система внутрипроизводственного хозрасчета оказалась неприемлемой в рыночных условиях. В настоящее время предприятие должно самостоятельно определять цели деятельности и, следовательно, организовывать систему внутрипроизводственных экономических отношений, обеспечивающую достижение поставленных целей, способную согласовать интересы каждого работника, подразделения и предприятия в целом. То есть, назрела необходимость организации внутрипроизводственных экономических отношений, адекватных современным условиям ведения хозяйства, что подтверждает актуальность исследуемой проблемы.
За последнее десятилетие условия функционирования отечественных промышленных предприятий претерпели значительные изменения. Изменились формы собственности, принципы ведения хозяйства. В условиях рыночных отношений предприятия приобрели право самостоятельно определять цели своей деятельности, номенклатуру выпускаемой продукции, выбирать поставщиков и потребителей, устанавливать цены, формировать системы планирования, оплаты и стимулирования труда и т.д.
|
Перед отечественными промышленными предприятиями встает ряд принципиально новых задач, одна из них – построение системы управления, которая обеспечила бы эффективное их функционирование в современных рыночных условиях.
Система управления отечественными предприятиями в условиях плановой экономики была жестко регламентирована государственными положениями и стандартами. Главная цель деятельности предприятия состояла в выполнении плановых заданий, определенных вышестоящими органами. Единственным комплексным методом управления как на уровне народного хозяйства, так и на уровне предприятия был хозяйственный расчет.
Под хозяйственным расчетом в самом общем виде понимали метод планового хозяйствования, основанный на использовании экономических рычагов и стимулов, инициативы и ответственности коллективов. Внутрипроизводственный хозрасчет рассматривался как органическая составная часть хозрасчета предприятия, и охватывал систему экономических отношений структурных подразделений с предприятием и между собой.
Существовавший в течение длительного времени внутрипроизводственный хозрасчет носил формальный характер, не затрагивал всех членов производственного коллектива, не учитывал особенностей отдельного предприятия, ввиду чего был недостаточно эффективен.
Задача 1
При инвентаризации основных средств были выявлены 10 фрезеровочных станков, числящихся на консервации полгода. Консервация проведена по приказу руководителя. По консервации ежемесячно осуществляются расходы:
|
Смазка станков – 1000 руб., которые списываются в дебет 20 счета, заработная плата охране – 2000 руб., которая списывается в дебет 26 счета, амортизация – 1000 руб.
По мнению ревизора, все расходы, связанные с консервацией, неправомерно отнесены на себестоимость, так как они не связаны с доходами.
1. Какими нормативными актами руководствовался ревизор?
2. Сделайте расчет завышения расходов на консервацию.
3 Сделайте следующие бухгалтерские записи:
– отражена сумму всех расходов;
– списана сумма расходов по консервации без амортизации;
– списана неправильно начисленная амортизация.
4. Какое наказание могут повлечь за собой эти ошибки?
Решение:
1. Ревизор руководствовался гл. 25 «Налогового кодекса РФ».
2. (1000+2000+1000)*6=24 000 руб.
3. Было:
Дт20 Кт10 – 6 000 руб. Списаны затраты на смазку станков.
Дт26 Кт70 – 12 000 руб. Заработная плата охране.
Дт20 Кт02 – 6 000 руб. Амортизация.
Нужно:
Дт 91.2 (расходы не принимаемые для расчета налога на прибыль) Кт10 – 6 000 руб. Расходы по смазке станков.
Дт91.2 Кт 70 – 12 000 руб. Заработная плата охране.
Амортизация оборудования на консервации не начисляется.
4. Наказания:
– доначисление налога на прибыль: 24 000*24%=5 760 руб.
– штраф (20%): 5 760*20%=1 152 руб.
– пеня: в зависимости от дней просрочки оплаты.
Задача 2
При сверке ревизором приходных ордеров по оприходованию оконного стекла с товарно-транспортными накладными были обнаружены расхождения. По товарно-транспортным накладным поступило 3000 м2 стекла по цене 50 руб. за м2, по приходным документам поступило 2960 м2 стекла. В договоре с поставщиком предусмотрена норма боя при транспортировке 0,5%.
|
По расчетам ревизора организация понесла убытки, которые должен возместить поставщик. Поставщик признал претензию и поставил в счет боя сверх норм 10 м2 оконного стекла.
1. Сделайте расчет убытка.
2. Сделайте следующие бухгалтерские записи:
– отражена стоимость всего боя;
– списана стоимость боя в пределах нормы;
– выставлена поставщику претензия;
– отражена стоимость 10 м2 стекла, полученных в счет удовлетворения претензии.
3. Каким первичным документом оформляется бой, выявленный при приемке ТМЦ.
Решение:
1. Бой по норме = 3 000*0,5% = 15 м2;
По факту = 3 000 – 2 960=40 м2;
Убыток = (40 – 15 – 10)*50 = 750 руб.
2. Дт 94 Кт 10 – 2 000 руб. (40*50) – отражена стоимость боя всего;
Дт44 Кт94 – 750 руб. Списана стоимость боя в пределах нормы.
Дт76 Кт94 – 1 250 руб. (25*50) выставлена поставщику претензия;
Дт 10 Кт 76 – 500 руб. (10*50) Отражена стоимость стекла, полученных в счет удовлетворения претензии.
3. Первичный документ – акт №М-7.
Список литературы
себестоимость ревизия затрата продукция
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: Ось-89, 2004 г. 384 с.
2. Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ 10/99 Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 года 33н (с изменениями от 30 декабря 1999 года, 30 марта 2001 года).
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 года 34н.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 года 94н.
5. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве (утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации 4 июля 1996 года П-4–24/2068).
6. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учебн. Пособие /под ред. Проф. М.В. Мельник. - М.: ИНФРА-М, 2007. 346 с.
7. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Новые правила ведения учета. - М.: Омега - Л, 2007.-335 с.; табл. – (практическое пособие).
8. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в РФ: Учебное пособие, М.: КНОРУС, 2006.-208 с.
9. Макоев О.С. Контроль и ревизия: учеб. Пособие для вузов /О.С. Макоев; под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ, 2006.-256 с.
10. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2005.-308 с.
11. Овсийчук М.Ф., Контроль и ревизия. Учебное пособие М.; КНОРУС, 2005.-224 с.
12. Федотова Е.С. Контроль и ревизия. Учебно-методический комплекс. М.: Издательство «Экзамен», 2004.-144 с.
13. Хамидуллина Г.Р. Ревизия и контроль на предприятиях торговли: учебн. пособие/Г.Р. Хамидуллина; под ред. Проф. М.В. Мельник. – 2-изд.. – М.: – КНОРУС, 2005.-96с