Развитие орфографических умений.




Разработка урока на тему «Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «- чик-» - «- щик-»

Тема: « Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «- чик» - «- щик-»;

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах.

Задачи:

Обучающие:

o научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);

o научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);

o устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;

o обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Методы обучения:

1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса -чик (-щик)».

Тип урока: урок получения новых знаний;

Форма урока: урок на основе ИКТ;

Оборудование, техническое оснащение: м ультимедийное сопровождение к уроку, раздаточный материал (карточки), сигнальные карточки, жетончики для рефлексии.

Этапы занятия (перечень):

1.Организационный момент.

2.Опрос. Актуализация.

3.Изучение нового материала.

Физкультминутка

4..Закрепление.

5. Подведение итогов урока.

6.Задание на дом.

7. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

-Добрый день, дорогие ребята, можете садиться. Начинаем наш урок. Попрошу Вас быть максимально внимательными и активными. На уроке у нас присутствуют гости: обернитесь и кивком головы поприветствуйте их. Наши гости пришли, чтобы убедиться в ваших знаниях и активности на уроке.

Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги, тетради, ручки) должны лежать на столе.

-Открываем тетрадочки, записываем число, «Классная работа». Как всегда оставляем 2 строчки для записи темы урока. Пишем красиво, аккуратно. Про поля не забываем.

 

1. Актуализация.

А)Фронтальный опрос.

Учитель: Ребята, цель этого этапа урока - вспомнить пройденный ранее материал.

1.Скажите мне, какую часть речи мы с вами начали изучать(имя существительное)

2. А теперь посмотрите на картинки. Запишите слова. Подчеркните первую букву. Какое слово получилось? (Слайд №1)

С обака, У литка, Ф отоаппарат, Ф ортепиано, И мператор, К нига, С веча.

3. А что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов).(Слайд №2)

 

Учитель: Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов.

Послушайте небольшую лингвистическую сказку и сформулировать тему нашего урока.

"Жили-были суффиксы - ЧИК и - ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс - ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс - ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только - ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор - ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".

-Сказка понравилась? Мне тоже, молодцы, ребята.

 

-Кто попробует сформулировать тему урока? (Буквы " ч " и " щ " в суффиксе имен существительных "- чик " ("- щик "). (слайд №3, запись темы)

- А вот цели нашего нашего занятия?(научиться находить суффиксы -чик (-щик), научиться правильно писать суффиксы -чик (-щик); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил). (слайд №4)

-Ребята, сейчас наша цель - пронаблюдать и выявить закономерность правописания суффиксов -ЧИК- /-ЩИК-, чтобы не допускать ошибки в будущем.

-Посмотрите на слова: (слайд №5)

- На что должны обратить внимание при выборе суффикса (на конечную букву корня).

Кто сформулирует вывод? (перед д-т,з-с,ж пишем ч, опознавательный признак-стечение согласных).

-Давайте сравним с правилом: чтение правила на стр.102.

- Есть еще один вариант подсказки в виде «звезды»(слайд №6).

-Давайте срисуем ее в наши тетради для правил.

Развитие орфографических умений.

Учитель: Обратимся у упр.244. Ваша задача распределить слова в два столбика с -чик, -щик, обозначая условия выбора изученной орфограммы.(Слайд №7)

Учитель: Орфографические ошибки очень хитрые, коварные. Они взяли и перепутали слова с суффиксами чик и щик. Распределите слова по колонкам в зависимости от значения суффикса. 1 колонка: суффикс чик со значением профессии. 2 колонка: суффикс щик со значением черт характера. 3 колонка: суффикс чик с уменьшительно – ласкательным значением.4 колонка; суффикс чик со значение предмета (механизм, аппарат или инструмент). Слова для распределения по колонкам: спорщик, лимончик, докладчик, наборщик, карманчик, зернопогрузчик, регулировщик, электросчётчик, костюмчик, прокатчик, обман…, кладовщик, супчик, рассказчик, газосварщик. (Суффикс в словах пропущен, учащиеся самостоятельно определяют суффикс и распределяют по колонкам слова). Вы выполнили задание, поменяйтесь тетрадями, проверьте эту работу и оцените её. (Взаимопроверка, учащиеся оценивают работу).

 

суффикс чик со значением профессии суффикс щик со значением черт характера. суффикс чик с уменьшительно – ласкательным значением суффикс чик со значение предмета (механизм, аппарат или инструмент)
докладчик спорщик лимончик зернопогрузчик
наборщик обманщик карманчик электросчётчик
регулировщик   костюмчик прокатчик
прокатчик   супчик  
кладовщик      
рассказчик      
газосварщик      

 

Рабочая тетрадь. Работа с текстом. Комментированное письмо.

Прочитайте текст писателя Носова.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Акимыч

Перевоз…иком на нашем пароме служил старик Акимыч. В молодости он освоил много специальностей: размёт…ика, свар…ика, сбор…ика, рез…ика, строгаль…ика. Всю войну он прошёл пулемёт…иком.

Кончилась война, и устроился Акимыч на железную дорогу путевым обход…иком и смаз…иком. Потом работал учёт…иком в конторе, а на старости лет сделался водником и почти судоход…иком. Сам себя Акимыч называл речным извоз…иком

 

Итоги.

-Над какой орфограммой мы работали? (тема)

-что нового узнали на уроке(что когда пишется)

-о чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?(пишем чик)

-с какими пчелками дружит суффикс –чик-?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: