Для того чтобы понятие единого информационного пространства стало доступным, а задачи и принципы его формирования актуальными для конкретного учебного заведения, необходимо:
• описать его структуру и информационные уровни;
• определить крут участников и степень их заинтересованности;
• формы их взаимодействия как внутри, так и за пределами информационного поля образовательного учреждения.
Мы уже перечислили основных пользователей единого информационного пространства ОУ. Остановимся на тех участниках учебного процесса, которые непосредственно вовлечены в функционирование единого информационного пространства.
Это:
• администрация (директор, его заместитель, бухгалтерия и т.д.);
• преподаватели (классные руководители, учителя-предметники и т.д.);
• учащиеся (независимо от параллели, класса и возраста);
• родители.
Практически все перечисленные выше участники объединены между собой соответствующими информационными потоками.
Информационное пространство учебного заведения предусматривает обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса как внутри заведения, так и вне его.
Решение задачи построения единого образовательного пространства на первом этапе сводится, по сути своей, к созданию общей базы данных (по пяти перечисленным выше методическим блокам) — компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, а также организации доступа к ней участников учебного процесса.
Единое информационное пространство учебного заведения строится таким образом, чтобы администрация и преподаватели могли достаточно оперативно получить любые необходимые им данные, например об учащихся (где живут, кем работают их родители, их телефоны и т.д.). Эти данные могут содержаться в информационной базе «Отдел кадров», в которую еще должна заноситься информация о преподавателях (паспортные данные, стаж работы, разряд, квалификация и т.д.). В базе данных «Медицинский кабинет» хранится информация о возрастных, психологических и медицинских показателях учащихся, информация о прививках и т.д.
При необходимости создается отдельная база «Успеваемость», в которую заносятся оценки учащихся (по возможности с детализацией, за что и как та или иная оценка получена).
3.Классификация информационных средств, составляющих единое информационное пространство учебного заведения
Средства, составляющие единое информационное пространство учебного заведения можно условно разделить на три группы:
• организации и управления;
• коммуникации;
• обучения.
К средствам организации и управления можно отнести информационно-аналитические системы, построенные на основе электронных баз данных. Их назначение — повышение оперативности и качества работы учреждения в целом и индивидуального пользователя (администратора, преподавателя, учащегося).
Средства коммуникации обеспечивают доступ к информационным ресурсам, доставку, хранение, обмен информацией. Наряду с традиционными средствами информационного взаимодействия (почтой, телефоном, факсом) уже стали привычными электронная почта
(Е-mail), веб-серверы сети Интернет, телеконференции, видеоконференции. Учебные заведения, ведущие дистанционное обучение, активно используют возможности этих средств.
Электронная почта обеспечивает доставку учебных материалов, создавая тем самым условия для регулярного оперативного общения преподавателя и ученика, администрации и преподавателя и т.д.
Сеть Интернет открывает доступ к неисчерпаемым информационным ресурсам. База данных учебного заведения предоставляет необходимые для организации учебного процесса сведения (расписание занятий, график проведения консультаций и т.д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, тематические образовательные порталы и т.п.).
Телеконференции (теле- от греч. «далеко» — часть сложных слов, обозначающая дальность, действие на большом расстоянии) являются активной формой групповой работы, они позволяют организовать обсуждение вопросов и обмен мнениями учеников между собой и с учителем.
Видеоконференция представляет собой современную технологию общения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы.
Потребности человека в более совершенных и эффективных формах, методах и средствах обучения непрерывно возрастают. Но в то же время следует помнить, что новые средства обучения целесообразно создавать только в том случае, если они расширяют возможности уже существующих средств. Следовательно, необходимо уметь прогнозировать, какой результат может быть достигнут с помощью того или иного средства обучения.
Вопросы для самоконтроля:
1.Для чего необходимо информационное пространство?
2.Кого относят к основным пользователям единого информационного пространства образовательного учреждения?
3. Как спроектировать информационное пространство учебного заведения?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1. https://www.myshared.ru/slide/1061844/ сайт Myshared
2. https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/polzovatelskii-interfeis-13898/re-9fab4086-6989-4ef8-8cb6-410ab988bffe сайт ЯКласс учебный портал