Методы обследования стоматологического больного




Методические рекомендации

Для практических занятий

Лексическая тема: Методы обследования стоматологических больных.

Грамматическая тема: Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов.

 

Курс: 1

Дисциплина: русский язык

 

 

Составитель: к.п.н.,доц. Озекбаева Н.А.

 

 

2015.

 

 

I. Лексическая тема: Методы обследования стоматологических больных.

Грамматическая тема: Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов.

II. Цель: сформировать и развить компетенции определения реферирования как одного из видов компрессии научного текста.

III. Задачи обучения:

· Когнитивно-языковая компетенция: сформировать умение различать виды рефератов.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки написания реферата как одного из видов компрессии научного текста.

IV. Основные вопросы темы:

1. Что такое реферат?

2. Как производится реферирование научного текста?

3. Какие стандартные речевые стереотипы, клише используются для написания реферата?

4. Какие методы обследования бывают стоматологических больных?

V. Методы обучения и преподавания:

- Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

- Наглядный: иллюстративный материал к лексической теме занятия, схемы, опорные таблицы.

- Репродуктивный: написание реферата с использованием прочно усвоенных алгоритмов речевых конструкций.

 

VI. Задания по теме.

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Запишите определение реферата. Составьте опорную схему, используя информацию о репродуктивных и продуктивных видах реферата.

Реферат – это краткое изложение содержания первоисточника (статьи, книги и др.), отражающее его структурную и содержательную стороны. Реферат, как и конспект, аннотация, тезисы, относится к вторичным текстам, так как создаются на основе уже имеющихся первичных текстов.

Признаки реферата:

полная зависимость содержания реферата от содержания реферируемых источников;

точное изложение основной информации реферируемых источников, без искажений и субъективных оценок;

постоянство структуры, своеобразие языковой организации;

ограниченный объем: текст реферата должен составлять примерно 5% объема первоисточника.

Структура реферата:

Титульный лист.

1. Автор, название. Введение с соответствующими клише:

Автор статьи - известный учёный… Статья называется… Статья носит название (заглавие)… Статья озаглавлена… Статья опубликована в… Статья содержит…страниц.

2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. Рекомендуется использовать следующие выражения: Тема статьи - … Эта статья на тему… Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)…

3. Композиция. Указывается, сколько и какие структурные части содержит источник (обычно книга). Рекомендуется использовать следующие выражения: Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т.п.), (включает в себя, содержит)…

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Рекомендуются следующие выражения: Во введении указывается (отмечается), что … В первой главе освещается … Автор отмечает (указывает, делает вывод), что … Вторая глава посвящена (содержит)… По мнению автора … В третьей главе …

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Рекомендуются выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы…

6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Рекомендуются выражения: Статья предназначена для специалистов в области … Представляет интерес для … (широкого круга читателей) и т.д.

В заключении подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации: Указывается (отмечается), что …

7. Библиография.

Виды рефератов:

Различаются два основных вида реферата: библиографические и учебно-научные.

По полноте изложения содержания библиографические рефераты подразделяются на информативные и индикативные: а) информативные (рефераты-конспекты) содержат в общем виде основные положения первоисточника; б) индикативные (указательные, рефераты-резюме) содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой текста; все второстепенное в таком реферате опускается.

По количеству реферируемых первичных документов рефераты делятся на: а) монографические, составленные по одному тексту; б) обзорные, составленные по нескольким текстам на одну тему.

По читательскому назначению рефераты делятся на общие, для широкого круга читателей, и специализированные, которые ориентированы на специалистов одной области знаний.

При написании курсовых, дипломных и других работ используются информативные рефераты двух видов: репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные предполагают творческое осмысление первоисточника.

Виды репродуктивных рефератов: реферат-конспект и рефера т- резюме. Реферат-конспект содержит в общем виде информацию, иллюстративный материал, сведения о полученных результатах и сферах их применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, обобщенные в выводах и тесно связанные с темой текста.

Виды продуктивных рефератов: реферат-обзор и реферат-доклад. Реферат-обзор составляется на основе нескольких первичных текстов с сопоставлением разных точек зрения по одной проблеме. Реферат–доклад – даёт представление об информации первоисточника и состоянии изучаемой проблемы.

Задание 2. Ознакомьтесь с рефератом-резюме текста «Как делаются научные открытия». Определите его тему. Прокомментируйте особенности реферата-резюме. Перечислите пункты, которые имеются в его структуре.

В тексте «Как делаются научные открытия» изучены проблемы природы научных открытий и творчества, отмечено, что толчком для поисков является наличие неизученного, неизвестного, скрытого, что требует все более глубокого познания мира, его закономерностей.

В тексте освещен поэтапный процесс исследовательской работы, приводящий ученого к открытию. Дается определение мыслительного творческого процесса, подчеркивается, что в исследовательской работе находит наиболее яркое выражение способность и талант человека к продуктивному мышлению.

Основное внимание в тексте уделяется тому, как ученый приходит к открытию от постановки задачи к поиску путей решения задачи. А также о состоянии вдохновения, которое переживает ученый в завершающей фазе работы.

В заключении можно сказать о том, что в тексте формулируется вывод: подлинное научное открытие – это всегда итог огромного творческого труда ученого, которому он отдает всю силу своего интеллекта, темперамента, характера.

 

Задание 3. Как вы понимаете высказывания Гиппократа? Какой общей мыслью они объединены? Запишите их.

1. Врач не имеет возможности заглянуть внутрь человека. Но он имеет возможность судить о состоянии внутренних органов человека по известным медицине признакам.

2. Врач должен понять причины болезни, определить ее начала и источники. Кто знает причины, тот сможет определить лечение и лечебные средства.

3. Врач должен делать свои выводы и заключения не на основании одного какого-либо признака, а на основании всех проявлений организма больного человека. Только тогда он сможет распознать болезнь и правильно поставить диагноз.

4. Врач должен постоянно наблюдать за состоянием больного. Прежде всего врач должен внимательно всмотреться в лицо больного. Выражение лица, глаза могут многое сказать о состоянии больного, о течении болезни и даже о приближении смерти.

5. Врач не должен стесняться расспрашивать людей.

А – Я

Локализация – сосредоточение

Патология – наука о болезненных процессах в оррганизме

Патологический – болезненное отклонение от нормы

Пальпáция – ощупывание

Пальпúровать – ощупывать

Перкуссия – выстукивание

Перкутировать – выстукивать

Анáмнез – сведения о болезни; совокупность медицинских сведений, получаемых путем опроса обследуемого

Синдром – сочетание симптомов, характерных для какого-л. заболевания

Атрофия – уменьшение какого-л. органа, потеря им жизнеспособности

Задание 4. Прочитайте текст. Подберите свой заголовок к нему. Составьте простой вопросный план. Трансформируйте вопросный план в назывной. Запишите оба плана.

 

Методы обследования стоматологического больного

Цель клинического обследования больного состоит в правильной постановке диагноза, необходимого для успешного лечения больного.

В стоматологии применяются различные методы обследования: сбор анамнеза, осмотр, температурная диагностика, электроодонтодиагностика, рентгеновское исследование, а также лабораторные (общий клинический анализ крови, цитологические, аллергологические и др.) исследования и пробы. Обследование любого больного складывается из трех этапов:

· выяснение жалоб и анамнеза заболевания;

· исследование при помощи физических методов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

· исследование при помощи специальных методов (лабораторные, рентгенологические).

Расспрос складывается из выяснения жалоб и других аспектов заболевания, а также иных сведений о больном, позволяющих поставить правильный клинический диагноз и провести в дальнейшем адекватное лечение.

Расспрос начинают с выяснения жалоб. Важную роль в постановке диагноза играет болевой симптом. Необходимо выяснить причины возникновения, характер (ноющие, дергающие, пульсирующие), продолжительность (приступообразные, постоянные), время появления (ночное, дневное время), локализованность или иррадиация болей, что позволяет получить ценные данные для постановки диагноза. Узнают о длительности существования симптомов, уточняют динамику патологического процесса. Затем следует узнать о проводимом лечении: проводилось ли вообще, а если проводилось, то насколько оно эффективно; выясняют перенесенные заболевания, условия труда, аллергологический и эпидемиологический анамнез.

Объективное обследование включает в себя осмотр, перкуссию, пальпацию (основные методы) и ряд дополнительных методов.

Осмотр схематически складывается из внешнего осмотра больного и обследования полости рта.

При внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, наличие припухлости, асимметрии конфигурации лица; цвет, наличие патологических образований на коже и видимых слизистых.

Осмотр полости рта начинают с осмотра преддверия рта при сомкнутых челюстях и расслабленных губах, подняв верхнюю и опустив нижнюю губу или оттянув щеку стоматологическим зеркалом. Осматривают красную кайму губ и углы рта. Обращают внимание на цвет, образование чешуек, корок. Отмечают уровень прикрепления уздечек верхней и нижней губы, измеряют глубину преддверия.

Затем с помощью зеркала осматривают внутреннюю поверхность щек, состояние протоков околоушных слюнных желез и характер выделяемого ими секрета. Обращают внимание на цвет, увлажненность слизистой оболочки. Важная роль принадлежит определению соотношения зубных рядов в положении центральной окклюзии — прикуса. Вслед за осмотром полости рта производят осмотр десны. В норме она бледно-розового цвета. Определяют наличие либо отсутствие патологических изменений, наличие и глубину пародонтальных карманов.

Проводят определение гигиенического состояния полости рта с помощью гигиенических индексов.

При осмотре собственно полости рта обращают внимание на цвет и увлажненность слизистой оболочки. Осматривают язык, состояния его слизистой, сосочки, особенно при наличии жалоб на изменение чувствительности или жжение и болезненность. Затем обследуют дно полости рта, состояние уздечки языка, выводных слюнных протоков.

Осмотр зубных рядов и зубов: при обследовании полости рта необходимо произвести осмотр всех зубов. Осмотр зубов производят с помощью набора инструментов: стоматологическое зеркало, зонд, шпатель. Определяют форму и целостность зубных рядов. Обращают внимание на форму и величину зубов, цвет отдельных зубов, блеск эмали, выявляют дефекты твердых тканей зубов кариозного и некариозного происхождения.

(Интернет-материал)

Задание 5. Прочитайте текст и определите его тему.Выясните значение термина анамнез. Подберите антонимы к выделенным словам. Запишите основные факторы риска здоровья. Напишите реферат-резюме к данному тексту, соблюдая должную структуру и используя клише.

Анамнез болезни.Важно уяснить, что стоматологические заболевания являются болезнями целостного организма, и диагностика их должна основываться на общеклинических принципах. Это требует глубоких и разносторонних знаний как в области стоматологии, так и в других разделах медицины. Методология распознавания заболеваний полости рта и челюстно-лицевой области базируется на анамнестическом и объективном исследованиях, которые могут усложняться в зависимости от характера болезни, требовать более сложных приемов и использования новых технологий диагностических исследований.

Анамнез жизни.Собирают сведения об особенностях родов, здоровье родителей, условиях труда, быта, питания, отдыха, занятиях физической культурой, злоупотреблении алкоголем, курением, приеме наркотиков и т.д. Это позволяет получить правильное представление о физическом и нравственном здоровье. Следует выяснить, какие заболевания перенес больной, как они протекали, какое проводилось лечение и его результаты.

Необходимо выявить наследственные болезни и в дальнейшем, при диагностике стоматологического заболевания учитывать генетические факторы. Большое значение генетический анамнез имеет при врожденных пороках развития, особенно множественных. Следует уточнить отягощенный акушерский анамнез и обратить внимание на такие факты, как бесплодие, выкидыши, мертворождение, ранняя детская смертность, вредные факторы воздействия на организм матери во время беременности: курение, прием алкоголя, наркотиков.

При сборе анамнеза надо выяснить, не наблюдались ли у близких родственников аллергические, аутоиммунные, иммунопролиферативные болезни, не было ли злокачественных опухолей в нескольких поколениях, а также психических болезней, в том числе шизофрении.

 

Необходимо уточнить у пациента возможную связь болезни с укусами насекомых или животных, нахождением в природных условиях, предрасполагающих к редким инфекциям, эпидемии их в местности, где пребывал пациент.

Сопутствующие заболевания.Определенное внимание должно быть уделено ранее перенесенным заболеваниям, их течению, эффективности проводившегося лечения.

Обследование больного начинают с общего осмотра.

Внешний осмотр.При внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, наличие припухлости, асимметрии, образований на красной кайме губ. Так, при воспалительных процессах челюстно-лицевой области, опухолях, травме изменяется конфигурация лица. Она может меняться и при некоторых эндокринных заболеваниях, в частности при микседеме (слизистый отек), акромегалии. При гиперфункции щитовидной железы (базедова болезнь) отмечается выпячивание глазного яблока (экзофтальм), увеличение щитовидной железы (зоб). Конфигурация лица может меняться за счет отечности при нефрите, заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Цвет, отечность кожных покровов, а также наличие пигментации и состояние волосяного покрова и ногтей нередко помогают врачу в выборе правильного пути дифференциальной диагностики.

(Интернет-материал)

 

Задание 6. Прочитайте внимательно текст. Во время чтения постарайтесь сформулировать ответы на вопросы: О чем текст? Чему посвящен? Что рассматривается? Трансформируйте текст и передайте его содержание в реферативном изложении.

Осмотр пациента проводят в стоматологическом кресле. Его голова должна быть хорошо фиксирована на подголовнике; можно поднимать и опускать кресло, менять положение спинки (прямо, под тупым углом) и подголовника (голова больного запрокинута или подбородок приближен к груди). При состоянии средней тяжести и тяжелом больного осматривают в кровати, на столе в перевязочной или в стоматологическом кресле, приведенном в горизонтальное положение.

Для обследования используют лоток со стерильными инструментами: шпателем (для отведения губ, щек и осмотра преддверия рта и собственно полости рта, отведения языка и осмотра подъязычной области, тела языка, миндалин, глотки) и стоматологическим или анатомическим пинцетом (для определения подвижности зубов и их перкуссии). В ходе обследования пользуются стоматологическим зеркалом (для осмотра зубов, подъязычной области, неба), зубным зондом, чаще под углом (для зондирования дефектов коронки зубов, десневых сосочков, десневого края ручкой зонда можно также проводить перкуссию зубов), тонким зондом Баумана, специальными слюнными зондами (для зондирования протоков, свищевых ходов), пуговчатым зондом (для зондирования ран, свищей, перфорационных сообщений с верхнечелюстной пазухой, дефектов неба и др.). Полость носа, глотки, наружного уха лучше осматривать с помощью лобного рефлектора, носового и ушного зеркал.

 

Наружный осмотр заключается в определении симметрии лица: его рельефа, обусловленного соединением костей лицевого скелета, уровнем развития подкожного жирового слоя, состояния хрящевого отдела носа, ротовой и глазных щелей, ушных раковин и кожного покрова. Лицо в норме чаще бывает симметрично. Важно определить нарушение его симметрии вследствие воспалительных, травматических, опухолевых и других изменений. При заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области следует обратить внимание на характер нарушения пропорций лица и шеи (отек, инфильтрат, опухолевидное образование, деформация и т.д.).

Необходимо провести наклоны, повороты, запрокидывание головы, чтобы определить объем ее движения.

Пальпаторное исследование позволяет уточнить границы патологических изменений, консистенцию тканей, способность кожи собираться в складку, наличие рубцов, свищевых ходов. При наличии припухлости околочелюстных мягких тканей определяют ее консистенцию, спаянность кожи с подлежащими тканями, ее цвет. Если тупой конец инструментов при давлении оставляет след, то это указывает на отек воспалительной природы. Он может иметь место при различных воспалительных заболеваниях и травме лица и челюстей.

(Интернет-материал)

 

Задание 7. Прочитайте текст и выполните к нему послетекстовые задания.

Внешний вид человека

Наш внешний вид является результатом внутреннего душевного состояния. Жизнь и жизненный опыт человека отражены прежде всего на его лице. Здесь отчетливо проявляются ясность духа, чистота мыслей, все наши колебания и устремления. Таким образом, лицо – это не только зеркало нашей души, но и отражение состояния нашего здоровья.

С незапамятных времен люди стремятся на основании видимых внешних признаков сделать вывод о недоступном глазу внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь благодаря тому, что все, что бы ни делал человек, является выражением его сущности. Любая внешняя характерная особенность человека обусловлена его внутренним состоянием, и все, что происходит в человеке, отражается на его внешности.

Тело не может лгать; словно зеркало, оно отражает лишь фактическое положение вещей. Все характерные особенности организма человека при внимательном рассмотрении представляют собой определенные симптомы, своего рода зашифрованную «в крови и мясе» информацию, позволяющую увидеть внутреннее, невидимое, состояние нашего сознания.

Если мы хотим узнать, каково состояние нашего здоровья или здоровья наших близких, один опытный взгляд скажет нам зачастую больше, чем многочасовое диагностическое исследование с помощью медицинской техники. Такой «диагностический взгляд» может быть приобретен благодаря опыту и упражнениям, и выработать его в себе – долг каждого человека, ответственно относящегося к своему здоровью.

По внешнему виду глаз, кожи, рук, губ, ушей, зубов и языка можно сказать, каково состояние внутренних органов человека в настоящий момент.

(Из книги К.Теппервейн «Лицо – зеркало здоровья» СПБ, 1995).

Смысловой анализ текста:

? 1)Любая внешняя благоприятельность имеет внутренние основания. Разве это так?

2) Тело не может лгать. Как Вы это понимаете?

3) Разве душевные недостатки человека отражаются на его внешности?

4) Почему лицо – это и зеркало нашей души?

5) Можно ли диагностировать болезнь по внешнему виду человека?

 

Ø Сделайте вывод о том, что лицо – зеркало души и здоровья. Аргументируйте выводы примерами своих наблюдений за жизнью других людей.

 

Лексико-грамматические задания:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: