Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский писал «Психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между всеми науками.» «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Педагогическая психология как отрасль психологической науки возникла во второй половине 19 века. Ее развитие шло в неразрывной связи с развитием психологии в целом и определялось прежде всего теоретико-методологическими основами последней.
Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874, его книга «Педагогическая психология» в 1876 г. вышла.
По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология, комплексная область знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения.
В фундаменте педагогической психологии находятся общепедагогические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности. Формируется она на основе знания о психическом развитии, его движущихся силах, индивидуальных и гендерных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т.д.
Педагогическая психология изучает процесс обучения, развития и мотивацию человека, социальное обучение, личностные характеристики, дисциплину и другие аспекты управления в аудитории, измерение и оценку развития обучающегося и др.
Педагогическая психология – это наука, изучающая изменения личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что же происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организационную систему обучения и воспитания. В.Г. Казанская.
|
Педагогическая психология - отрасль психологии, которая изучает психологические механизмы и закономерности обучения и воспитания. Зимняя И.А.
Педагогическая психология исследует закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития. Она также устанавливает связь процессов учения с процессами развития, т.е. выясняет, при каких условиях первые обеспечивают возможность последних. Габай Т.В.
С точки зрения Габай Т.В ., объектом педпс. являются деятельностные процессы передачи усвоения социального опыта. Предметом – нормативная структура совместной деятельности, в которой учащийся усваивает социальный опыт, а обучающий ему создает благоприятные условия для усвоения.
Объект пед.пс. – субъекты педагогического процесса.
Предмет пед. Пс. – процессы и результаты воздействия одного человека или учебно-воспитательного учреждения на становлении личности.
Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).
А.Н.Леонтьев говоря о предмете педпс. «…действительное содержание педагогической психологии составляют исследования психологической деятельности ребенка в процессе его воспитания и обучения
|
Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. В том и другом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика). Во втором педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации, стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем - о процессе воспитания и обучения в целом.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Зимняя И.А.
|
Педпсихология связана с другими науками. В первую очередь с педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой и др. Особые отношения пед.пс. с возрастной психологией. Они обе изучают развивающегося человека.
Цель пед.пс. – изучить условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования.
2. Функции, задачи, приоритетные направления.
Функции педагогической психологии:
· Изучение и распространение информации о механизмах и закономерностях обучающего и воспитывающего воздействия на ученика (воспитанника).
· Определение механизмов и закономерностей освоения ребенком социокультурного опыта, его структурирования, сохранения и использования в различных ситуациях.
· Психологический анализ процессов организации и управления учебно-познавательной деятельностью.
· Исследование психологических основ деятельности педагога.
· Изучение психологических основ организации детского коллектива и системы его воздействия на личность.
· Разработка новых технологий обучающего и воспитывающего воздействия на ученика.