1. Педагогические основы развивающего образования с ориентацией на разработку психологического обеспечения личностно-ориентированных образовательных систем;
2. Подготовка и повышение психологической квалификации педагогов;
3. Психология обучения и воспитания одаренных детей.
4. Психология индивидуальных различий и ее учет в обучении и воспитании;
5. Психология обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
6. Психологические основы здоровьесберегающего образования.
Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
Педагогическая психология имеет определенную структуру, в ее состав входят:
· психология воспитания и самовоспитания;
· психология учения;
· психология обучения;
· психология педагогической деятельности и личности учителя.
Другой подход
Психология высшей школы
Педагогическая психология школьного обучения
Психология профессионального образования.
Психологическим основанием педагогического процесса являются:
· Теории личности (З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, К. Левин, Э. Фромм, Л.И. Божович).
· Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
· Возрастная психология (психология развития).
· Теории научения (восходящие к бихевиоризму).
· Психология познавательных процессов (когнитивная психология, гештальтпсихология, психология речи).
· Психология индивидуальных различий (темперамент, характер, способности).
· Социальная психология коллективов, общения и личности.
· Инженерная психология (взаимодействие человека с ТСО, ЭВМ).
· Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский).
· Системный подход в психологии (В.М. Бехтерев, М. Вертгеймер, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов)
|
· Нейропсихология (А.Р. Лурия).
· Психодиагностика.
· Сравнительная психология.
· Гуманистическая психология.
· Психотерапия.
А.В. Петровский выделил следующие задачи психологического обеспечения педагогического процесса:
· Обеспечить опережение педагогической практики в психологическом исследовании, поиск нового.
· Учитывая факт того, что научная информация быстро устаревает, необходимо, чтобы ученик в результате обучения мог бы самостоятельно осваивать появившуюся новую информацию.
· Определение общих закономерностей возрастной психологии в онтогенезе.
· Дать психологическую характеристику личности и давать ее на каждом возрастном этапе.
· Выяснить психологические механизмы усвоения общественного опыта.
· Изучить психологическую основу индивидуального подхода.
· Изучить основы и причины отклонений в психическом развитии детей. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К. Д. Ушинский).
Задачи педагогической психологии
1)исследование возможностей ученика как субъекта учебной деятельности и саморазвития;
2)исследование резервов психологического развития учащихся в процессе обучения и воспитания;
3)разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса с учетом психологических особенностей учащихся: чему учить? Что воспитывать? Кого учить? Кого воспитывать? Как учить? Как воспитывать?
4)Приложение психолого-педагогической теории к решению практических задач школы: теория имманентности – массовая школа; теория взаимосвязи – ученики-новаторы; теория обучения как формы психологического развития – экспериментальная школа;
|
5)пересмотр идей психодиагностики, которая базировалась на следующих основаниях:
Врожденность способностей; распределение по способностям; оценка по результатам учебной деятельности; количественный подход к способностям; сравнение со средней нормой.
В психологии разработан иной подход, но он не реализован полностью в образовательной практике:
- способности формируются;
- существует возможность управлять распределением по способностям
- осуществляется диагностика деятельности, а не результата;
Проводится качественный анализ несформированных элементов деятельности;
Используется формирующий эксперимент, предполагающий диагностику в процессе становления новых действий;
Реализуется критериальный подход к определению способностей
Психодиагностике учитывается зона ближайшего развития и содержание обучения осуществляется с учетом зоны ближайшего развития (содержание обучения не концентрируется в зоне актуального или перспективного развития);