Изложение с дополнительным творческим заданием




ПЕВЕЦ МОРЯ

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года. Из окон небольшого домика были видны синие просторы моря, то бурного и сурового, то спокойного и ласкового. На противоположном берегу залива тянулись бесконечные степи, и ветер примешивал полынную горечь к соленому запаху моря.

Море, корабли он любил пламенно. Он полюбил их еще тогда, когда не умел ходить и, еще на руках матери, тянулся к белокрылым входящим в гавань судам.

Позже он бегал в порт, чтобы посмотреть, как разгружаются торговые корабли. Грузчики, сгибались под тяжестью, проносили мимо него большие тюки, которые тревожно пахли ароматами далеких, неизвестных стран. И на стенах домов, на страницах книг, на листах бумаги, когда он мог ее достать, возникали силуэты шхун и бригов, вздымались волны прибоя, и трепетали паруса.

Шестнадцатилетним юношей Айвазовский уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. А через четыре года мальчик из Феодосии стал маринистом-художником, изображающим морские пейзажи. Его картины появились на выставках, он посетил Италию и другие страны.

Родина присвоила ему звание академика, но прославленный художник покинул Петербург и навсегда поселился в Феодосии. Его манил к себе родной город, а море давало бесконечную смену впечатлений. Он стремился запечатлеть изменчивые, проходящие состояния природы - движение облаков, порывы ветра, всплески волн, необычное освещение, придающее сказочность давно знакомому пейзажу.

Каждый день с шести часов утра, надев широкий яркий халат, художник становился к мольберту. Он написал около шести тысяч картин и работал даже в день своей смерти, оставив незаконченным последнее творение «Взрыв турецкого корабля».

Некоторые художники годами собирали этюдный материал. Айвазовский писал свои картины по совершенно исключительной зрительной памяти. Он ничего не выдумывал. Все, что он изображал, он видел в действительности. Чаще всего он рисовал бурное море, ураганы, кораблекрушения, передавая неуловимый ритм морского прибоя.

Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине «Девятый вал» изображено ранее утро после бури. Первые лучи солнца освещают еще бушующее море. Вода кажется прозрачной и как бы светится изнутри, словно художник писал не обычными масляными красками, а какими-то невидимыми составами. Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей, которые судорожно цепляются за обломок мачты погибшего корабля. Весь драматизм момента передан состоянием моря, видом волн, воздуха и неба. Лучи солнца пронизывают воду, насыщают утренний воздух и как бы вселяют уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.

Долгие годы прожил Айвазовский в Феодосии. Его знал и любил весь город.

На памятнике, воздвигнутом на могиле Айвазовского, начертано: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память». (397 сл.)

(По М. Ануриевой)

 

ЯНУШ КОРЧАК

Жил в Польше, в Варшаве, удивительный доктор. Он редко лечил богатых, а все больше ходил по квартирам бедняков и помогал им, не требуя платы. Особенно жалел и любил он детей.

Доктор стал писать про них книги. И это были замечательные книги! Про то, как взрослые не понимают и не уважают детей, как трудно приходится ребятам в холодном взрослом мире. Вскоре доктор Корчак стал известным писателем. Но и тогда он не оставил своих бедняков.

Особенно тяжелым тогда в Варшаве было положение еврейской бедноты, живущей в еврейских кварталах. Там было много детей-сирот. Корчак решил построить для них детский дом. Польское правительство не дало ни копейки. Сам писатель был человеком небогатым, но пожертвовал все свои сбережения на строительство. Однако этого было слишком мало. Тогда Корчак обратился к различным благотворительным организациям и просто богатым людям и деньги были собраны.

Януш Корчак был и директором, и главным воспитателем, и доктором Дома сирот. Ему помогали педагоги-энтузиасты, которые за скромное жалование готовы были отогревать и воспитывать детишек, повидавших в жизни много тяжелого.

Это был необычный детский дом. Корчак ввел детское самоуправление. Все вопросы, касающиеся их жизни в доме, решали сами дети.

По вечерам, когда дети укладывались спать, директор присаживался на кровать то одного, то другого загрустившего малыша, ласково гладил по головке и рассказывал сказку.

И только когда все дети засыпали, Корчак садился писать свои книги. До глубокой ночи горел свет в его кабинете.

А в мире было неспокойно. Фашистская Германия развязала мировую войну. Одной из первых стран, оккупированных Германией, была Польша. Фашисты вошли в Варшаву. Согласно расистской теории, которой они придерживались, евреи были одной из самых низших рас. Фашисты отправляли евреев в концлагеря и там уничтожали. Узнав, что в Доме сирот находятся дети из еврейских кварталов, а директор дома – тоже еврей, немецкое командование отдало приказ отправить детей в лагерь смерти. Дом был оцеплен солдатами. Корчаку было приказано на следующее утро построить детей и привести их на вокзал.

Корчак скрывал от детей страшную правду. Малыши думали, что их просто перевезут в другое место. Однако старшие ребята понимали все. Они учились мужеству у своего директора и помогали ему отвлекать младших от беспокойных мыслей, читали им книжки, рассказывали сказки.

Утром Корчак построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети пели, маршируя. Это выглядело бы, как обычный поход в цирк, если бы детей не сопровождали солдаты с автоматами.

Стройными рядами, со знаменем и песнями, шел Дом сирот по перрону вдоль поезда, приближаясь к своему вагону. Это так поразило сопровождавших поезд немецких офицеров, что некоторые из них, не выдержав, даже отдали детям честь. Ведь обычно люди, которых гнали к поезду смерти, рыдали.

Началась погрузка. И вдруг немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в директоре Дома сирот автора своих любимых книг. Он подошел к Корчаку и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободны. Я не стану вас задерживать». Но Корчак отказался оставить своих воспитанников. До последней страшной минуты он ободрял их. Вместе с ними вошел он в газовую камеру и погиб вместе с ними.

Великий гуманист не мог ненавидеть никого. Он мечтал о том времени, когда в мире не будет больше жестокости и ненависти и все люди будут ощущать себя членами единого всечеловеческого братства. (517 сл.)

(По Л. Ковалевой)

 

Изложение с дополнительным творческим заданием

СОЛНЦЕ С БЕЛЫМИ ЛУЧАМИ

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

— Мама, мы нашли странный цветок!

— Он растет за домом, около клена с красными листьями.

— Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

— Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал:

— Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

-Это ромашка, — тихо сказала бабушка.

– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали.

-Зачем? – спросили дети.

— Просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:

— Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (416 сл.)

(По Ю. Яковлеву)

Задание к тексту

Напишите творческое изложение по плану, постройте рассуждение о том, права ли бабушка, считая, что люди в ответе за ромашку.

1. Незнакомый цветок.

2. Никто не узнает растение.

3. Оказывается, он из бабушкиного детства.

4. Не уберегли родной цветок!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: