ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Волшебная глина» - дополнительная образовательная программа художественной направленности.
Работа с детьми в кружке связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.
Работа с детьми данного детского объединения строится на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу.
Детское объединение «Волшебная глина» даёт учащимся, проявляющим склонность и интерес, возможность окунуться в удивительный мир популярной в прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки, глубже узнать народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества; углубить знания о пластической выразительности формы игрушек различных художественных школ; овладеть приёмами работы с глиной, техникой декоративного оформления, приёмами стилизации, особенностями образа в декоративном искусстве.
Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети этого возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объёме.
Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.
Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.
Цель программы:
формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.
Задачи программы:
· Формировать знания, умения работы с глиной: раскатывание, сглаживание, промазывание, оттягивания; смывание водой.
· Учить лепить по образцу, передавая характерные признаки.
· Раскрыть индивидуальные способности ребенка.
· Раскрытие чувства гармонии, художественного вкуса;
· Знакомить с народным промыслом: с Филимоновской, Тверской, Торжокской, Каргопольской, Дымковской игрушкой.
· Учить раскрашивать игрушку, накладывая одну краску на другую не сливая узор.
· Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение оценивать работу других
Программа рассчитана на детей с 7 лет.
Курс обучения планируется на 4 года, включая в себя теорию, практику и индивидуально-творческую работу. В программе курса уделяется внимание экскурсиям на природу. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы и методы обучения
1.Словесные:
· Рассказ
· Лекция
· Беседа
· Дискуссия
2.Практические:
· Практическая работа
3.Наглядные:
· Демонстрация
· Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
· Проблемное изложение материала
· Создание проблемных ситуаций
5.Метод игры:
1. Игра – конкурс
2. Игра – путешествие
3. Игра – викторина и т.п.
Ожидаемые результаты
1. Владение знаниями, умениями, формами лепки.
2. Владение чувствами цветовой гармонии и индивидуальностью воспитанников.
3. Умение самостоятельно выполнять изделия средней сложности.
К концу 1 года обучения учащиеся
Должны знать:
- общие сведения о традиционных русских народных промыслах лепной игрушки;
- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда;
- правила организации рабочего места;
- правила и приёмы обработки глины;
- правила общения
Должны уметь:
- узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе;
- различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- выполнять правила и приёмы обработки глины;