Сущность и особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА И ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Сущность и особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои запросы, решать проблемы общества [2, с. 21].

Такую личность несомненно можно назвать творческой. Творческая личность представляет собой тип личности, характеризующийся стойкостью, высоким уровнем направленности, на творчество, мотивационно-творческой активностью, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [38, с. 203].

При определении сущности способностей психологи долгое время (более 50-ти лет) ссылались на работы Б.М. Теплова. Ученый трактовал способности как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. В настоящее время существуют разные подходы к определению способностей. С.Л.Рубинштейн рассматривает способности как специфические качества личности, необходимые для той или иной деятельности. К.К. Платонов отмечал, что успешность в той или иной деятельности зависит и от мотивации, и от личностных особенностей. Поэтому ученый относил к способностям любые свойства психики, определяющие успех в конкретной деятельности. При всем разнообразии подходов к определению способностей ученые единодушно подчеркивают связь конкретных способностей с конкретными видами деятельности. Другими словами, нужно говорить не о способностях в принципе, а о способностях к конкретной деятельности (музыкальной, научной, художественной и др.). Из всех видов способностей наибольший интерес вызывают творческие способности, что связано с их исключительной важностью для достижения значимых результатов в любой сфере жизнедеятельности. Вместе с тем не все ученые признают необходимость рассматривать творческие способности как отдельный вид способностей. Объяснить это можно следующими обстоятельствами.

Во-первых, многие ученые включают творческие способности в структуру всех высоко развитых способностей. Другими словами, определяя способности как творческие, авторы указывают на высокий уровень их развития. Талант, по определению К.К.Платонова, и есть ни что иное, как высшая способность к творчеству.

Во-вторых, существует мнение, что творческих способностей как таковых не существует. При этом одни ученые (Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу, В.Э.Чудновский, Е.Яковлева и др.) первостепенное значение в детерминации творческого поведения отводят мотивации, ценностям, личностным чертам. Другие (специалисты в области интеллекта Д.Векслер, У.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.) считают, что новый, оригинальный продукт является результатом деятельности высоко развитого интеллекта. Вместе с тем в работах Дж.Гилфорда, К.Тейлора, А.Я.Пономарева отмечается абсолютная независимость интеллекта и творческих способностей. Работы Э.Торренса внесли некоторые дополнения в этот подход. Разработанная и экспериментально проверенная им теория «интеллектуального порога» отмечает связь интеллекта и креативности до определенного уровня IQ (ниже 115-120), выше этого уровня интеллекта творческая способность становится независимой величиной [39, с. 6].

Признание существования творческих способностей основано на факте наличия деятельности, в которой они развиваются и проявляются, - творческой деятельности. Так как отличительным признаком последней выступает новизна, оригинальность конечного результата или способа его получения, то и творческие способности можно определить, как синтез свойств и особенностей личности, необходимых для создания нового. В младшем школьном возрасте речь может идти о создании субъективно нового. Возможность развития способностей определяется соотношением в них биологического и социального начал.

Современная психология признает зависимость способностей от биологических особенностей человека и от социальных факторов. Природную основу способностей составляет система задатков, которые, отмечает Л.Б. Ермолаева-Томина, определяют не столько возможный уровень проявления способностей, сколько своеобразие подхода к развитию последних. Необходимо отметить также, что уровень наследуемости разных способностей разный. Так результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (например, математических). Вместе с тем креативность (способность к творчеству), предполагают В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова, в большей мере зависит от социальных факторов.

Суть процесса формирования способностей (механизм) А.А.Бодалев описывает как переход умений и навыков, образующихся в ходе осуществления деятельности, в обобщенные умения, т.е. это процесс интериоризации, оспособления (овладения способами деятельности), приводящий к перестройке всех сфер личности.

Диапазон творческих задач необычайно широк и по специфике деятельности, и по уровню сложности. Но суть их одна: при их решении создается нечто новое (знания, способ деятельности, произведение искусства и др.) благодаря не какой-то одной способности, а их совокупности. Например, Дж.Гилфорд, Э.Торренс считают, что для создания нового в самых разных сферах необходимы следующие творческие способности:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность, высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремиться найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Систематическая гибкость. т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта т. е., чтобы видеть его новые, скрытные от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть, способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, и в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. как, беглость, гибкость, оригинальность, точность (разработанность) [29, с.852].

Так М.К. Тутушкина к творческим способностям («особым качествам ума») относит конвергентное и дивергентное мышление, зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу опыта, широко распределенное внимание, готовность памяти, цельность восприятия, способность к сближению понятий, гибкость мышления, способность к оценке, способность к «сцеплению» и «антисцеплению», оригинальность и легкость генерирования идей, воображение, беглость мышления, способность к доработке, смелость («мужество»).

B.И. Андреев выделяет следующие группы творческих способностей в учебно-творческой деятельности:

1) мотивационно-творческая активность и направленность личности;

2) интеллектуально-логические способности личности;

3) интеллектуально-эвристические способности;

4) мировоззренческие свойства (качества) личности;

5) нравственные свойства;

6) способности к самоуправлению личности в учебно-творческой деятельности;

7) коммуникативно творческие способности личности;

8) эстетические свойства (качества) личности;

9) индивидуальные особенности.

Творческие способности, согласно Г.И. Вергелес и А.И. Раеву, проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее, готовности использовать новые возможности, в условиях постоянно обновляющейся деятельности. В процессе обучения, по мнению авторов, следует уделить внимание развитию таких творческих способностей, как вариативность, гипотетичность, импровизационность [7, с.5].

Способность к вариативности - общая творческая способность, позволяющая выделять разнообразные оригинальные способы решения проблем практического и теоретического плана, генерировать большое количество различных идей. В основе психологического механизма функционирования данной способности лежат аналитические компоненты мышления, позволяющие конкретизировать общую проблему в виде множества частных ее свойств, признаков и условий. Развитие способности к вариативности предполагает специальный подбор задач, требующих нахождения разных вариантов решений, причем с последовательным их усложнением по всем намеченным параметрам. Важно, чтобы предлагаемые задачи носили как стандартный, так и нестандартный характер.

Способность к гипотетичности - общая творческая способность, заключающаяся в возможности высказывать разнообразные идеи, предположения о перспективах и причинах развития каких-либо явлений действительности. Механизм, лежащий в основе гипотетичности, связан с функционированием общего умственного действия установления причинно-следственных связей. Формирование способности к гипотетичности должно осуществляться при постоянном усложнении предлагаемых задач, что создает условия, все в большей мере затрудняющие выдвижение и обоснование гипотез.

Способность к импровизации – общая творческая способность, заключающаяся в возможности на основе интуиции порождать творческие продукты в сжатый период времени. Импровизация представляет собой реакцию обучающихся в условиях недостатка информации, в связи с чем формирование данной способности необходимо осуществлять в условиях изменения предельно доступной меры информации.

Обобщая представленные виды творческих способностей, можно сделать вывод, что для творческой деятельности младших школьников необходимы мотивация к творчеству, качественные знания в определенной сфере, интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические и организационные способности.

Рассмотрим возрастные особенности творческих способностей младших школьников. В отношении творчества могут быть выделены два рода потребностей человека: потребность в безопасности и чувство «мы», характеризуемое как стремление «быть как все», и потребность в самоактуализации, стремление проявить себя, выделиться из общей массы (А.Э. Симановский) [49, с.9].

В младшем школьном возрасте доминирует потребность овладеть новой социальной ролью, соответствовать требованиям, предъявляемым к ученикам. Эта потребность проявляется в ортодоксальности младших школьников, безусловном авторитете учителя. Вместе с тем младшие школьники с увлечением занимаются творческой деятельностью, активно используют свое воображение. Опыт младших школьников ограничен, к тому же дети склонны сохранять структуру знания в таком виде, в каком оно было преподнесено. Реконструирование и перекомбинирование дается им с трудом. Способность применять знания в различных условиях (подлинное овладение) имеет место не так часто, как простое механическое заучивание материала (данные C.Л.Рубинштейна).

Высокий уровень развития логических приемов характерен лишь для незначительной части младших школьников (исследования Н.Ф.Талызиной). Но с каждым годом уровень развития мыслительных процессов повышается. На протяжении младшего школьного возраста происходят значительные сдвиги в развитии обще учебных умений. Они приобретают выраженный произвольный, управляемый характер (хотя часто произвольность возникает лишь на пике волевого усилия). Недостаточная развитость у младших школьников волевой сферы определяет своеобразие их познавательных процессов: они часто непроизвольны и наиболее эффективны при наличии познавательного интереса и «близких» целей.

Важную роль в процессе творчества играют творческое воображение и творческое мышление. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активацией функции воображения (вначале воссоздающего, а затем творческого). Кроме того, в возрасте 7-11 лет воображение становится произвольным, т.е. ребенок может управлять появлением и развитием образов воображения, побуждать или прерывать свободный поток ассоциаций.

Основным приемом создания нового детьми 6-10 лет является комбинирование имеющихся в опыте образов, представлений и т.п. На качественно новый, более высокий уровень в младшем школьном возрасте переходит способность видеть проблемы и формулировать их в виде вопросов, т.е. чувствительность к проблемам (данные Н.Б.Шумаковой). Вопрос младшего школьника выражает обнаруженное противоречие между каким-либо фактом и прежними представлениями. При этом младший школьник проявляет активность и самостоятельность в поиске ответа.

Высоким уровнем развития характеризуется такое важное для творчества качество ума младших школьников, как цельность восприятия (способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее). Эта способность зависит от доминирования левого или правого полушария (исследования И.П.Павлова). Дети поневоле «правополушарные», поэтому мир они воспринимают не аналитически, а в образах. В этом отношении дети имеют преимущество перед взрослыми.

Таким образом, специфика творческой деятельности в младшем школьном возрасте определяется такими характеристиками детей, как доминирование мотивации «быть как все», рост самостоятельности, критичности мышления, цельность восприятия, яркость образов воображения, эмоциональность, ограниченный опыт, недостаточная развитость произвольности и логического мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: