Ф.И., группа студента:
Тема: Рассматривание колосьев и зерен злаковых растений (пшеницы, ржи и овса).
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Образовательная область: познавательное развитие
Задачи:
Заметить и назвать части злаковых растений: корни, стебель, листья, колос.
Сравнить корни, стебли, листья, колосья, зёрна пшеницы, ржи и овса.
Узнать о том, кто выращивает злаковые растения (хлеборобы, агроном) и что изготавливают из пшеницы, ржи, овса.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие. Описать злаковые растения: особенности корня, стебля, листьев, колосьев, зёрен.
Объяснить новые слова: хлеборобы, агроном.
Планируемый результат занятия: называют части растений, сравнивают и описывают злаковые растения; объясняют, кто выращивает злаковые растения, как их использует человек.
Материалы и оборудование: колосья и зерна пшеницы, ржи, овса на каждом столе, иллюстрации злаковых растений, растущих в поле злаковых растений, лупы, конверт с письмом, угощение - поднос с кусочками черного, белого хлеба, овсяное печенье.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | - Переключить внимание детей на предстоящую деятельность. - Стимулировать интерес к ней. | - Ребята, отгадайте загадки: Он злак, он в поле колосится, Он не ячмень и не пшеница, Из злака хлеб ржаной хорош, Когда созреет в поле ( рожь ) Весной – травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, К столу - булочкой душистой (пшеница) - Где растут злаки? (в поле) - Кто видел, как они растут? | Словесный - художественное слово, беседа. | Отгадывают загадки Отвечают на вопрос, опираясь на опыт. | Заинтересованы, отвечают на вопросы. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | -Поставить проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельности. -Мотивировать (процесс вовлечения в деятельность). | - Ребята, Незнайка сегодня поспорил со своими друзьями, откуда берется хлеб и батон. Он утверждает, что хлеб растет на деревьях, а друзья с ним не соглашаются. - Как вы думаете, прав ли Незнайка? - Рассмотрим злаковые растения и узнаем. | Словесный и практический – постановка проблемного поискового вопроса. | Высказывают предположения. Проявляют желание рассматривать растения. | Проявляют желание решить проблему Выбирают способ решения проблемы. Проявляют инициативу. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | -Актуализировать имеющиеся представления. -Сформировать новые представления (умения). | - Давайте с вами рассмотрим злаковые растения. - Из одного из этих злаков делают очень полезную кашу. Как вы думаете, что это за злак? (овес). - Чем он отличается от остальных колосьев? - Давайте рассмотрим колос ржи, чем он отличается? Обратите внимание на усики колоса, потрогайте, какие они? -А теперь возьмите колос пшеницы, как его можно узнать? Чем отличаются усики колосьев? - Посмотрите на овес. Чем отличается и похож овес на пшеницу и рожь? - Посмотрите на картинки. Какие части есть у растения пшеница? - Обратите внимание на корни растений. Чем отличаются? Как вы думаете, почему? - Зачем растениям нужен стебель? Листья? Какую форму имеют листья у пшеницы/ржи/овса? - А теперь возьмите лупы, посмотрите на зерна этих злаковых растений. Они тоже разные. Посмотрите внимательно на зерна: какой они формы, какого цвета? Величины? Что можно сказать о твёрдости? Как догадались? - Как люди используют зёрна злаковых растений? Расскажите, какое значение имеет для человека рожь/пшеница/овес? - Для чего используются стебли злаковых растений? - Как вы считаете, откуда берется хлеб? Из чего его изготавливают? - Из чего делают муку? - Где растут эти растения? - Как вы думаете, можно назвать эти растения дикорастущими? Почему нет? - Кто выращивает злаковые растения? - Я вам расскажу: Хлеборобы – это люди, которые работают в поле, пашут землю, сеют, выращивают семена злаковых растений, ухаживает за будущим хлебом, убирают урожай. Агроном – это особый специалист, который следит за созданием условий для жизни растений. Весной проверяет почву, прогрелась ли она, готовит зерно к посеву. Летом борется с сорняками. | Наглядный –рассматривание растений. Словесный – вопросы об увиденном, рассказ воспитателя. Практический – исследовательская деятельность (потрогать, создать специальные условия), трудовая деятельность. | Сравнивают колосья, называют признаки отличия. корни, стебель, листья, колос, зерна Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи. Находят их отличия. Рассматривают и называют особенности, отличительные признаки Из пшеницы получается мука пшеничная, из нее изготавливают белый хлеб, крупу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель. Из ржи-ржаную муку, из нее пекут темный (чёрный) хлеб. Из овса-овсяную кашу, муку, корм для животных. | Получают представления об особенностях внешнего вида злаковых растений, о выращивании и использовании человеком. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Актуализировать сформированные представления. | Физминутка «Колоски» - Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети приседают). - Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками (дети встают, поднимают руки вверх). -Колоски тянутся к солнышку (дети тянут руки вверх). -Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище). -И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу. - Ребята, мы с вами узнали, откуда берется хлеб, из чего его делают. - Что вы теперь скажете Незнайке? Докажите Незнайке, что он не прав. | Практический – игровой. Словесный – беседа, рассказы детей. | Дети выполняют движения. Хлеб пекут из муки, изготовленной из злаковых растений, которые выращивают в поле хлеборобы и агроном. | Разрешают проблему, отвечают на проблемный вопрос, рассказывают откуда берётся хлеб из чего его делают. |
3. | Заключительный этап | -Закрепить сформированные представления (умения). -Обобщить сформированные представления. -Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки. | Дидактическая игры «знай по описанию» - Ребята, я буду читать вам небольшой рассказ про растения, а вы попытайтесь угадать, что же это за растение. Кто больше отгадает, тот выиграет. -Злаковое растение, которое человек специально выращивает. - Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. - Из зёрен этого растения делают муку, пекут белый хлеб. - Самое высокое злаковое растение. - Это растение не боится холодов. - Из неё пекут тёмный хлеб. - Злаковое растение, имеющее пышную метёлку. - Из неё делают муку и крупу «Геркулес». - Ребята, друзья Незнайки благодарны за рассказ о злаковых растениях и поэтому прислали нам угощение (поднос с кусочками черного, белого хлеба, овсяное печенье). - Из каких злаков это печенье изготовлено? Какие ещё злаковые растения вы знаете? - Как узнаете в поле пшеницу? Рожь? Овес? - Что мы с вами рассматривали? - Кому помогли? Как узнали о растениях? - Кто сможет нарисовать рожь, пшеницу и овес? Как нарисуете? | Практический – дидактическая игра. Словесный – беседа, рассказы детей. | Называют растения по отдельным признакам Описывают злаковые растения, называют их отличительные признаки. | Демонстрируют сформированные представления о злаковых растениях, об их потребностях, о выращивании и использовании человеком; умения отличать злаковые растения. |
|