Экономическая безопасность региона — это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Одновременно это степень, с одной стороны, интеграции региональной экономики с экономикой Федерации, а с другой — региональной независимости.
Степень экономической безопасности того или иного региона, таким образом, зависит от 2 основных групп факторов – внутренних (в первую очередь сюда входит государственное управление регионом, а также эндогенные для региона факторы экономического характера) и внешних (отношения с федеральным центром, внешнеэкономические факторы).
Основными задачами власти в области экономической безопасности региона, в частности, являются:
• выявление и мониторинг факторов, влияющих на устойчивое развитие территории в текущей ситуации и перспективе:
• формирование экономической политики в русле общегосударственной стратегии экономической реформы:
• недопущение дискриминации со стороны федеральных органов по отношению к территории:
• паритетное участие в федеральных программах по развитию регионов, размещении государственных заказов и т.п.
Постоянный мониторинг всех важнейших экономических показателей в Чувашской Республике ведется планомерно и носит системный характер. Внутри республики основную часть данных дает статистическая отчетность (Чувашстат), регулярные отчеты и рейтинги Минэкономразвития ЧР, которые являются ориентиром, обратной связью для органов власти республики в плане оценки эффективности управления. На уровне Федерации сравнительные рейтинги социально-экономических показателей подводятся федеральными министерствами и рядом авторитетных финансовых и экономических изданий («Коммерсантъ», «Эксперт» и др.).
|
Основу стратегического планирования в сфере социально-экономической политики в Чувашской Республике составляет «Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.», соответствующая основным тенденциям современной экономики и социальной сферы, а также аналогичным программным документам, принятым на федеральном уровне.
Чувашская Республика является «пилотным» регионом для опробации целого ряда важнейших социально-экономических программ, что с одной стороны дает бесценный опыт для менеджмента региона и преимущества в сфере инновационного управления, а с другой – привлекает в Республику существенные финансовые средства из федерального бюджета.
Можно выделить следующую структуру угроз экономической безопасности региона:
1. внешнеполитические (территориальный сепаратизм, политические угрозы, политическое противостояние с центром).
2. внутренние угрозы безопасности (угрозы в реальном секторе экономики, разрушение инвестиционно-инновационного комплекса, угрозы в социальной сфере, энергетические и продовольственные угрозы).
3. внешнеэкономические угрозы (валютно-финансовые, экономические).
Чувашия характеризуется политической стабильностью, межэтническим и межконфессиональным согласием, а также полной согласованностью действий с федеральным центром, инновационным характером социально-экономической политики и эффективностью бюджетной системы. Сформировался имидж республики как надежного и проверенного партнера. Налажено сотрудничество с группой Всемирного банка, Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями, имеется положительная кредитная история, наличие ответственной долговой стратегии, прозрачная система общественных финансов, высокая диверсификация собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, официально признанная современная система государственного управления, развитое и активно поддерживаемое государственной властью местное самоуправление, эффективная на фоне других регионов деятельность государственных гражданских служащих Чувашской Республики и муниципальных служащих.
|
На фоне столь благоприятных по многим параметрам исходных условий для дальнейшего развития республики имеется так же ряд угроз, которые обусловлены незначительным удельным весом конкурентоспособных производственных мощностей, жесткой конкуренцией на мировых рынках технологий, обусловливающей трудности выхода с инновационной продукцией на мировой рынок, усилением отставания в техническом развитии организаций ряда производств, снижением их эффективности, отставанием в экономическом развитии и снижением финансово-экономической самостоятельности отдельных муниципальных образований, что приводит к неравному доступу населения к основным социально-экономическим благам и услугам, т.е. в первую очередь внутриэкономическими факторами.
Слабыми сторонами, а по сути, прямыми угрозами являются недостаточная бюджетная обеспеченность и зависимость от федерального центра, ограниченность минерально-сырьевых ресурсов республики, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых, неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки и производства, недофинансирование прикладной науки и неразвитость инвестопроводящих структур, недостаточная практика выхода организаций на фондовый рынок.
|
Кроме того нельзя исключать влияние мирового финансового кризиса, в условиях кторого любое долгосрочное планирование находится под вопросом. В целом Чувашская Республика может быть характеризована как регион с достаточно низким уровнем экономических угроз, одна существует ряд проблем, которые требую особого внимания и скорейшего решения.
Заключение
Понятие «экономическая безопасность» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Экономическая безопасность региона — это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Одновременно это степень, с одной стороны, интеграции региональной экономики с экономикой Федерации, а с другой — региональной независимости.
Степень экономической безопасности того или иного региона, таким образом, зависит от 2 основных групп факторов – внутренних (в первую очередь сюда входит государственное управление регионом, а также эндогенные для региона факторы экономического характера) и внешних (отношения с федеральным центром, внешнеэкономические факторы).
В структуре угроз экономической безопасности Чувашской Республики выделяются внутренние угрозы безопасности (угрозы в реальном секторе экономики) и внешнеэкономические угрозы (валютно-финансовые, экономические – в первую очередь спровоцированные мировым финансовым кризисом).
В целом Чувашская Республика может быть характеризована как регион с достаточно низким уровнем экономических угроз, одна существует ряд проблем, которые требую особого внимания и скорейшего решения. Кроме того нельзя исключать влияние мирового финансового кризиса, в условиях кторого любое долгосрочное планирование находится под вопросом.