Проблема защиты экономической безопасности весьма остро стоит не только для страны в целом, но и для отдельного региона. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы безопасности, которые определяются особенностями региона: географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения и культурно-историческими традициями его поведения.
Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по предотвращению и преодолению опасных для экономики регионов тенденций и явлений и обеспечению экономической безопасности этих регионов.
Экономическая безопасность региона рассматривается как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения. Рост благосостояния населения региона - основа отсутствия (или слабого проявления) социальных конфликтов, сепаратистских намерений и обеспечения единства Федерации.
Система экономической безопасности региона включает в себя ряд блоков. Первый - интересы региона в области экономики. Второй - оценка внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона. Третий - формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства. Необходимо создание таких методов формирования экономической политики региона, которые обеспечивали бы органичное встраивание в этот процесс детальной проработки проблем экономической безопасности. И четвертый блок - это организационное обеспечение защиты экономической безопасности региона. Защита экономической безопасности требует постоянной деятельности по выявлению и диагностике угроз региональным интересам в области экономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.
Для реализации этих блоков системы экономической безопасности региона необходим определенный инструментарий. Таким инструментарием служат индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения. Пороговые значения количественно выражают региональные интересы в области экономики, встраиваемость экономики региона в экономику страны и общероссийский рынок. Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения должны учитывать соответствующие параметры в этой сфере в целом по России, во всяком случае, не противоречить им, но не обязательно повторять их, а также специфику экономики и социальной сферы данного региона.
Главными региональными национальными интересами в области экономики, на наш взгляд, являются повышение благосостояния населения и интеграция региональной экономики, кооперация ее отраслей с другими регионами.
В сферу регионального интереса входит увеличение всех видов доходов населения, снижение уровня бедности и безработицы, доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи и коммунальных услуг. Особое значение следует придать оплате наемного труда. Первоочередным условием защиты главного регионального интереса в социальной сфере необходимо сделать достижение того, чтобы квалифицированный, добросовестный труд мог обеспечить достойный уровень жизни работника и его семьи. Социальная безопасность, оторванная от своих корней - экономики, не достижима. Это будет очередная утопия, вроде построения социализма в отдельно взятой стране. Вместе с тем, социальные индикаторы с учетом их взаимодействия с другими индикаторами экономической безопасности могут и должны являться ориентиром при установлении региональной системы пороговых значений экономической безопасности региона.
Учитывая специфику проблем обеспечения региональной экономической безопасности необходима выработка особой системы параметров, ориентированной на регионы. В соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ утвержденной Указом Президента РФ в 2000 г., в ряде публикаций рассматривались проблемы определения показателей (пороговые значения) экономической безопасности. Однако в них предметом обсуждения были в основном системы показателей для оценки экономической безопасности на федеральном уровне. Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей для регионов, основанная на регионально-ориентированном методическом подходе, который должен обеспечить:
· оценку кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере регионов;
· оценку влияния региональных кризисных ситуаций на национальную безопасность России;
· выделение приоритетов и траекторий социально-экономического развития региона;
· разработку и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона.
Разработка системы критериев и параметров экономической безопасности регионов должна базироваться на использовании следующих общеметодологических признаков: 1) комплексности, необходимости анализа и учета всех сторон объекта изучения; 2) системности, учета ряда взаимосвязей и взаимозависимостей; 3) вариантности (альтернативности), выявления и обоснования нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации; 4) безусловного примата экономической безопасности как важного элемента оценки жизнедеятельности населения и экономики в регионе; 5)приемлемого риска, т.е. выявления и реализации доступных мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций.
Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и качественно оценить грядущие угрозы, а также реализовать комплекс программно-целевых мер по стабилизации обстановки.
К принципиальным требованиям системы параметров экономической безопасности регионов относятся:
· возможность использования данного параметра в федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Федерации;
· совместимость данного параметра с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;
· достаточная степень конкретности и определенности, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики страны в целом, отрасли и региона с позиций обеспечения экономической безопасности;
· возможность осуществлять мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.
К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность, целостность общества и экономики, относятся:
· способность экономики функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;
· границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;
· госконтроль над стратегическими ресурсами;
· устойчивость финансовой системы; поддержание научного и инновационного потенциала;
· сохранение экономического единства в регионе;
· обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
Для экономической безопасности региона принципиальными являются пороги показателей — предельные значения, несоблюдение (превышение или недостижение) которых приведет к началу разрушительных нерегламентированных процессов в регионе. Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:
· макроэкономические показатели состояния экономики (общий объем производства, ВВП и ВРП на душу населения и др.);
· демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования);
· динамика занятости, в том числе по крупным экономическим районам, половозрастным и социальным группам населения;
· динамика производства, обеспеченность ресурсами, работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность;
· состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд, расчетная дисциплина, дотации, убыточность;
· развитие рыночных структур, структура собственности, доля собственников в общей численности населения, социальная активность населения;
· действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования.
Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики экономической безопасности является определение системы общих пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Общие пороговые значения безопасности можно охарактеризовать системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономического и финансово-экономического плана, отражающих предельно допустимые уровни снижения: экономической активности, объемов производства, инвестирования, без сохранения которого невозможно самостоятельное экономическое развитие региона; уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию нации; затрат на сохранение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого лежит опасность разрушения элементов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.
Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости. Поэтому совершенно не ясно, например, что означает превышение отдельных предельно допустимых уровней — либо мы уже находимся в условиях экономического краха, пока не ощущая в должной мере его последствий, либо пределы допустимого для России являют собой еще неведомый миру феномен, либо мы просто не знаем реального положения дел в стране (поскольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому не можем сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны