Тема 3. Дизонтогенез и его психологические параметры.




Тема 1. Структура нарушенного развития.

 

Задание 1. В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 2. Охарактеризуйте основные подходы в решении проблемы «норма-патология»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 3. В чем состоят основные трудности решения проблемы «норма-патология»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Дайте характеристику первичному дефекту

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Охарактеризуйте вторичный дефект

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 6. Каково соотношение между первичным и вторичными дефектами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Определите правильность ниже предложенных положений, поставив Х в соответствующей колонке.

 

Положения верно неверно
  Л.С.Выготский рассматривал дефект как ''социальный вывих''    
  Развитие должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой обучение ребенка    
  При работе с ребенком нужно учитывать актуальный уровень развития и его потенциальные возможности    
  Коррекционное воздействие на ребенка должно осуществляться с позиций динамического и системного подхода    
  ''Слепота, глухота, слабоумие'' как психологический фактор оказывает негативное воздействие на развитие ребенка    
  Среда ведет развитие ребенка за собой    
  Л.С.Выготский был сторонником инвалидно-филантропического подхода к лицам с различными особенностями в развитии    
  Психолого-педагогические идеи и концепции специальной психологии создавались на основе сравнительного анализа нормально развивающегося и аномального детей    
  Детским способностям надо давать количественную оценку    
  С психологической точки зрения физический дефект вызывает нарушение социальных форм поведения    

Задание 8. Каково соотношение спонтанного и направленного развития в условиях дизонтогенеза?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Основные понятия темы

Аномалия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефект

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарушение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарушения первичные, ядерные

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Нарушения вторичные, системные

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патология

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Развитие дефицитарное

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сензитивный период

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экзогенный

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эндогенный

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Закономерности психического развития аномальных детей

Задание 1. Какими причинами вызываются отклонения в психическом развитии ребенка?

________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Какую роль играют биологические и социальные факторы в нормальном и аномальном развитии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Распределите факторы риска возникновения недостаточности психофизического развития человека по группам.

Пренатальные Натальные Постнатальные  
     

А. Инфекционные заболевания матери во время беременности

Б. Социальная депривация

В. Внеплановое кесарево сечение

Г. Асфиксия

Д. Мозговые травмы в ранние годы жизни

Е. Алкоголизм родителей

 

Задание 4. Перечислите общие закономерности психического развития, характерные как для лиц с недостатками развития, так и для нормально развивающих­ся детей

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Перечислите специфические закономерности психического развития детей с проблемами

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные понятия темы

Высшие психические функции

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Гетерохронность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Зона актуального развития

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Зона ближайшего развитии

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________

Тема 3. Дизонтогенез и его психологические параметры.

 

Задание 1. Что такое психический дизонтогенез, каковы его основные клинические типы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____

Задание 2. Традиционно клиницисты выделяют два основных типа психического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. Охарактеризуйте их.

Ретардация__

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Асинхрония

__________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. В. В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза. Укажите их.
I — Недоразвитие

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

II — Задержанное развитие

__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III — Поврежденное развитие

__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV — Дефицитарное развитие

__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V — Искаженное развитие

__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI — Дисгармоничное развитие

__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Моделью какого варианта психического дизонтогенеза является синдром раннего детского аутизма?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Рассмотрите классификацию нарушений в психическом развитии Семаго Н.Я. и Семаго М.М.

 

Задание 6. Составьте библиографию статей журналов «Дефектология», «Практическая психология и логопедия», «Специальная психологии» за последние пять лет по теме занятия.

 

Название журнала Автор, название статьи
   

Задание 7. Соотнесите вид психического дизонтогенеза с его клинико-психологической структурой.

 

Виды психического дизонтогенеза Клинико-психологическая структура
1. Общее психическое недоразвитие 1. Аномальные личностные свойства, не имеющие самостоятельной тенденции к пргрессированию, но видоизменяющиеся под влиянием ряда социальных и биологических факторов
2. Задержанное развитие 2. Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающим
3. Поврежденное развитие 3. Аномалии развития сенсорной или моторной сферы обусловленные недостаточностью различных отделов нервной системы
4. Дефицитарное развитие 4. Парциальность расстройств обусловленное повреждением мозговых структур
5. Искаженное развитие 5. Специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы
6. Дисгармоническое развитие 6. Явления необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь – лобных и теменных отделов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: