Тема 1. Структура нарушенного развития.
Задание 1. В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 2. Охарактеризуйте основные подходы в решении проблемы «норма-патология»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 3. В чем состоят основные трудности решения проблемы «норма-патология»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 4. Дайте характеристику первичному дефекту
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Охарактеризуйте вторичный дефект
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
________________________________________________________________________________
Задание 6. Каково соотношение между первичным и вторичными дефектами?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Определите правильность ниже предложенных положений, поставив Х в соответствующей колонке.
№ | Положения | верно | неверно |
Л.С.Выготский рассматривал дефект как ''социальный вывих'' | |||
Развитие должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой обучение ребенка | |||
При работе с ребенком нужно учитывать актуальный уровень развития и его потенциальные возможности | |||
Коррекционное воздействие на ребенка должно осуществляться с позиций динамического и системного подхода | |||
''Слепота, глухота, слабоумие'' как психологический фактор оказывает негативное воздействие на развитие ребенка | |||
Среда ведет развитие ребенка за собой | |||
Л.С.Выготский был сторонником инвалидно-филантропического подхода к лицам с различными особенностями в развитии | |||
Психолого-педагогические идеи и концепции специальной психологии создавались на основе сравнительного анализа нормально развивающегося и аномального детей | |||
Детским способностям надо давать количественную оценку | |||
С психологической точки зрения физический дефект вызывает нарушение социальных форм поведения |
Задание 8. Каково соотношение спонтанного и направленного развития в условиях дизонтогенеза?
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные понятия темы
Аномалия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дефект
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарушение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарушения первичные, ядерные
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Нарушения вторичные, системные
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патология
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
________________________________________________________________________________
Развитие дефицитарное
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сензитивный период
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экзогенный
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эндогенный
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Закономерности психического развития аномальных детей
Задание 1. Какими причинами вызываются отклонения в психическом развитии ребенка?
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Какую роль играют биологические и социальные факторы в нормальном и аномальном развитии?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Распределите факторы риска возникновения недостаточности психофизического развития человека по группам.
Пренатальные | Натальные | Постнатальные | |
А. Инфекционные заболевания матери во время беременности
Б. Социальная депривация
В. Внеплановое кесарево сечение
Г. Асфиксия
Д. Мозговые травмы в ранние годы жизни
Е. Алкоголизм родителей
Задание 4. Перечислите общие закономерности психического развития, характерные как для лиц с недостатками развития, так и для нормально развивающихся детей
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Перечислите специфические закономерности психического развития детей с проблемами
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные понятия темы
Высшие психические функции
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Гетерохронность
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Зона актуального развития
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Зона ближайшего развитии
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________
Тема 3. Дизонтогенез и его психологические параметры.
Задание 1. Что такое психический дизонтогенез, каковы его основные клинические типы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____
Задание 2. Традиционно клиницисты выделяют два основных типа психического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. Охарактеризуйте их.
Ретардация__
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Асинхрония
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. В. В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза. Укажите их.
I — Недоразвитие
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
II — Задержанное развитие
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III — Поврежденное развитие
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV — Дефицитарное развитие
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V — Искаженное развитие
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI — Дисгармоничное развитие
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Моделью какого варианта психического дизонтогенеза является синдром раннего детского аутизма?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Рассмотрите классификацию нарушений в психическом развитии Семаго Н.Я. и Семаго М.М.
Задание 6. Составьте библиографию статей журналов «Дефектология», «Практическая психология и логопедия», «Специальная психологии» за последние пять лет по теме занятия.
Название журнала | Автор, название статьи |
Задание 7. Соотнесите вид психического дизонтогенеза с его клинико-психологической структурой.
Виды психического дизонтогенеза | Клинико-психологическая структура |
1. Общее психическое недоразвитие | 1. Аномальные личностные свойства, не имеющие самостоятельной тенденции к пргрессированию, но видоизменяющиеся под влиянием ряда социальных и биологических факторов |
2. Задержанное развитие | 2. Отсутствие или значительное снижение контактов с окружающим |
3. Поврежденное развитие | 3. Аномалии развития сенсорной или моторной сферы обусловленные недостаточностью различных отделов нервной системы |
4. Дефицитарное развитие | 4. Парциальность расстройств обусловленное повреждением мозговых структур |
5. Искаженное развитие | 5. Специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы |
6. Дисгармоническое развитие | 6. Явления необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь – лобных и теменных отделов |