Семинарское занятие 8. Семья как субъект педагогического
Взаимодействия
Понятийный аппарат темы
Семья, школа, социальное сотрудничество
План рассмотрения теоретических вопросов:
I. Вопросы репродуктивного характера.
Основы и особенности социальной работы.
Воспитание в семье как одна из ключевых функций семьи
Правила семейного воспитания.
Педагогическая поддержка семьи.
Школа и семья – механизмы взаимодействия.
II. Вопросы и задания проблемного и творческого характера
· Психолого-педагогические основы семейного воспитания
· Основные проблемы развития семьи как социального института в современной России.
· Современная государственная семейная политика.
· Социально-педагогическая деятельность с семьей
· Основные виды социально-педагогической помощи асоциальной семье.
· Социально-педагогическая деятельность с семьей группы риска. Характеристика семей группы риска.
· Охарактеризуйте социальный статус семьи группы риска.
· Назовите основные проблемы детей в семьях группы риска.
· Специфика работы школы с семьей группы риска.
· Социально-педагогические проблемы неполных семей в России.
· Социально-педагогическая поддержка детей в многодетной семье.
· Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
· Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.
· Охарактеризуйте семейное воспитание
Практический блок
Предложите программу взаимодействия школы и семьи
Блок самостоятельной работы
Разработайте план проведения работы с семьей классного руководителя 6 класса образовательной организации.
|
Список литературы
1. Гаранина Е.Ю., Коноплева Н.А., Карабанова С.Ф. Семьеведение. – М.: МПСИ, 2009, тема 10.
2. Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – Глава 2.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник/. Л.В. Мардахаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – Главы 9-10.
Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Понятие семьи. Основные функции семьи
Социальный статус семьи и ее типология
Типология семьи. Категории семей по уровню социальной адаптации
Воспитательный процесс в семье. Стили семейного воспитания.
Барьеры и ошибки в воспитании.
Семья и школа как два воспитательных института общества
Список литературы
1. Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: РечьЮ 2007.- 384 с.
2. Гаранина Е.Ю. Коноплева Н.А., Карабанова С.Ф. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 384 с.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб: Питер, 2008 176 с.
4. Педагогика и психология семейного воспитания/М.П. Осипова и др.; под ред. М.П. Осипова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.
5. Слепкова В.И. Психология семьи. – Минск: Харвест, 2006. – 496 с.
Понятие семьи. Основные функции семьи
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, человеческих отношений, своей семьи. Став взрослым, ребенок следует правилам, которые были в семье его родителей.
Семья рассматривается как самая малая - первичная ячейка общества, как социальная ячейка.
От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. Видный отечественный социолог А.Г. Харчев дает следующее определение семьи: "Семья - это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения".
|
Основная функция семьи - репродуктивное, биологическое воспроизводство населения (А.Г. Харчев).
Другие функции:
✓ воспитательная - социализация молодого поколения;
✓ хозяйственно-бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
✓ экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
✓ социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, старшего поколения за младшее;
✓ духовного общения - духовное обогащение каждого члена семьи;
✓ социально-статусная - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
✓ досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
✓ эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи; организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
Социальная функция семьи состоит в том, что она как основная социальная ячейка общества:
✓ объединяет людей; регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности;
✓ вводит ребенка в общество; именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью;
✓ укрепляет здоровье детей, развивает их задатки и способности; заботится об образовании, развитии ума, воспитании гражданина; решает их судьбу и будущее;
✓ закладывает гуманные черты характера, доброту и сердечность ребенка; учит его отвечать за свои поступки;
✓ приучает ребенка трудиться, помогает выбрать профессию, готовит к самостоятельной семейной жизни, приучает продолжать традиции своей семьи.