Ожидаемые личностные и возможные предметные результаты курса




Дополнительный класс

(ФГОС НОО ОВЗ, 6.3)

 

1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе ФГОС НОО ОВЗ (6.3) и адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с НОДА (6.3) МБОУ СОШ №30 г.Пензы.

Цель курса: формирование предметно-игровой деятельности, стимуляция моторики.

Задачи:

вовлечение детей в предметную, сенсомоторную игровую деятельность;

улучшение коммуникативных навыков детей с опорой на эмоционально-волевые компоненты взаимодействия;

стимуляция моторики;

стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

сбор диагностических данных, используя метод наблюдения.

Форма работы — групповая.

 

2. Общая характеристика курса

Курс рассчитан на группу обучающихся с двигательными нарушениями разной степени выраженности (они, как правило, осложнены нейросенсорными нарушениями, возможны и дизартрические нарушения, системное недоразвитие речи) и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

Современные требования общества диктуют необходимость реализовывать идею индивидуализации обучения для таких детей (учитывать степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности). Поэтому программа может быть приведена к уровню СИПР.

При сниженном интеллекте особенности личности таковы: сниженный познавательный интерес, недостаточная критичность, безразличие, слабость волевых усилий и мотивации; чувство неполноценности не выражено.

Основа программы - стимулирование сенсомоторных функций. Их задействование является одним из самых доступных детям приемов отработки навыковых действий, которые являются базовыми при формировании успешной совместной деятельности.

На занятиях также происходит формирование сенсорных эталонов — систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками (величина, цвет, форма и др.), и обучение использованию перцептивных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет часть общей работы и занимает в ней определенное место.

В качестве основной формы работы с детьми программой предлагается предметная, сенсомоторная игровая деятельность. Эта форма работы позволяет разрешить несколько задач: от стимулирования сенсомоторных функций, через формирование сенсомоторных навыков и навыков взаимодействия, позволяет подойти к волевой регуляции деятельности, а также позволяет работать с эмоциональным компонентом деятельности.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), поэтому в программе есть тренировочные упражнения для этих психических функций. Задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к осуществлению произвольного внимания (в тех пределах, в которых оно доступно).

Занятия направлены на организацию совместной деятельности детей, имеющих спектр особенностей развития.

Основной метод работы — формирующий эксперимент.

3. Описание места курса в учебном плане

Коррекционный курс «Психомоторика и развитие деятельности»входит в раздел "Коррекционно-развивающая работа" (внеурочная деятельность, социальное направление), является частью, формируемой участниками образовательных отношений.

Количество занятий в неделю - 1, количество занятий в год - 33, исходя из 33 учебных недель в 1 дополнительном классе. Продолжительность одного занятия не превышает 20 минут.

 

Ожидаемые личностные и возможные предметные результаты курса

Достижения обучающихся с НОДА регламентированы приобретением необходимого для жизни в обществе социального опыта и формированием принимаемой обществом системы ценностей, поддерживанием развития и социализации обучающегося.

Личностные результаты, минимальный уровень

Формирование умений/навыков (при организующей, направляющей помощи):

- определять и выражать положительное отношение к элементам школьной дисциплины.

- в предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на правила поведения в группе.

- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».

- осуществлять совместную деятельность с другими обучающимися при направляющей помощи взрослого.

Личностные результаты, достаточный уровень

- умение соотносить свои поступки с принятыми нормами поведения при направляющей помощи взрослого;

- способность связывать успех с усилием, трудолюбием, старанием при направляющей помощи взрослого;

- умение понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- позитивно-эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Предметные результаты, минимальный уровень

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

- различать основные цвета и геометрические фигуры. Называть их (если это возможно).

- ориентироваться по схеме тела с опорой на показ взрослого.

- под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения.

- под контролем выполнять действия по инструкции взрослого.

- выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты, достаточный уровень

- различение и называние (если это возможно) основных цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) без помощи со стороны.

- сравнение объектов по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине) с помощью наложения.

- ориентировка в схеме тела при направляющей помощи.

- различение право – лево с опорой на маркер.

- выполнение по показу и инструкции простых двигательных упражнений совместно со взрослым, со сверстниками.

- непрерывное выполнение упражнений в течение 1-2 минут.

Прохождение курса позволяет формировать компоненты базовых учебных действий (БУД):

Регулятивных — принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательных – выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, наблюдать;

Коммуникативных – слушать и понимать инструкцию, доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Личностных — приобретение знаний о себе, об общественных нормах; опыт переживания ситуаций успеха и неуспеха, приобретение позитивного отношения к ценности «человек», «учебная группа», ценностное отношение к социальной реальности в целом.

Средствами формирования БУД служат следующие методы:

· элементы тренинга;

· психологические игры, упражнения;

· психогимнастика;

· организация практических действий;

· использование дидактических игр.

Формы организации детей на занятии могут быть разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за партами или расположившись в разных концах кабинета, а также занятия в сенсорной комнате.

 

5. Содержание курса

Содержание курса реализует один из основных принципов работы с обучающимися, имеющими НОДА — деятельностный подход. В курсе «Психомоторика и развитие деятельности» два раздела:

1) Сенсомоторная деятельность.

2) Предметная деятельность.

Сенсомоторной деятельности отводится немного большая часть времени, так как посредством ее осуществляется отработка возможных двигательных навыков, имеющих значение в последующей учебной деятельности и в быту.

Работа с эмоционально-волевыми компонентами деятельности проводится на протяжении всего курса.

Занятия организуются так, чтобы собрать достаточный диагностический материал, используя метод наблюдения (так как особенности обучающихся не всегда позволяют напрямую использовать другие психодиагностические приемы).

 

Планирование занятий с определением основных видов деятельности

Разделы   Кол-во часов Основные виды деятельности
  Сенсомоторная деятельность   Упражнения: 1) Звучание: тренируемся и «создаем свое пространство»; 2) Упражнения с сенсорными ковриками. Моторные и сенсомоторные игры: «Мама-папа-жаба-цап», «Мемо», «Прячьте в ладошки!», «Движения по образцу», «Запрещенное движение», «Передай другому», «Повтори звук», «Звучим вместе», «Мяч по кругу», пальчиковые сенсомоторные игры. Панно «Ладошки». Рассказ по картинкам с переходом роли ведущего.
  Предметная деятельность     Упражнения «Я беру мяч», «Играем с цветом». Предметные игры: «Чего не хватает», с предметами-заместителями (камушки, детали конструктора, мячи и проч.), сортировщики, «Винтики и гаечки» (с наложением). Составные картинки эмоций и проч. Изо-деятельность (изображение цветовых пятен). Аппликация из изо-цветовых пятен «Цикл года».
Итого за год: 33 часа

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: