Реализация здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста.




Панфилова М.В., Жемотина Т.В.,

Лактюшина Е.В., воспитатели МБДОУ

«Детский сад комбинированного

вида №73», г.Златоуст.

 

Аннотация: в статье описаны методы и приёмы реализации здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, двигательная активность, формирование навыков здорового образа жизни, психологический комфорт.

Снижение заболеваемости детей, а также продолжительности каждой болезни находятся в прямой зависимости от системы работы по здоровьсбережению, от взаимодействия специалистов ДОУ, от рационального использования здровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающиетехнологии - это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Общеизвестно, что раннее детство – это особый период становления всех органов и систем ребёнка, именно в этот период закладываются основы здоровья и характер человека. Поэтому самым маленьким воспитанникам в нашем детском саду уделяется особое внимание. Здоровьесберегающие технологии предполагают обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности в условиях дошкольного учреждения.

Создание условий для укрепления здоровья детей, формирования навыков здорового образа жизни, безопасного поведения, развития различных видов двигательной активности – основные задачи педагогов по организации образовательного процесса оздоровительной направленности.

Авторы отечественных исследований в области физической культуры (А.К. Акимова, А.В. Кенеман, С.Я. Лайзане, и др.) выяснили, что увеличение двигательной активности детей в режиме дня является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно - сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Увеличению объёма и интенсивности двигательной активности в режиме дня способствует организация подвижных, пальчиковых игр, игровой массаж; разминки, динамические паузы, различные виды гимнастики (дыхательная, артикуляционная, ортопедическая, гимнастика после сна).

Для того чтобы пробудить у детей интерес к физическим упражнениям, воспитатели проводят их в игровой форме с использованием вооб­ражаемых ситуаций и игровых образов. Детям очень нравится выполнять подражательные движения вместе с воспитателем («прыгаем, как зайчики», «ходим, как мишка», «птички полетели», «цветочки растут» и т.п.). При этом воспитатель стимулирует и поощряет желание малышей придумывать элементы движений.

Используя данные виды деятельности, педагоги не только решают задачу физического и психического развития ребёнка, но и создают особую среду доверия, психологического комфорта в отношениях с взрослыми и детьми, что характеризует личностно-ориентированную направленность образовательной деятельности.

При организации двигательной активности де­тей учитываются их возрастные особенности, в частности, мяг­кость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость.

Развитие двигательной активности детей требует индивидуального подхода. Поэтому педагоги ориентируются на состояние здоровья каж­дого ребёнка, темпы его физического развития, медицинские показа­ния; наблюдают за самочувствием детей, варьируют содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, соблюдая баланс между подвижными и спокойными заняти­ями, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Контроль развития помогает своевременному обнаружению отставания в развитии и организации индивидуального подхода к каждому ребёнку. Сбор информации и наблюдение за каждым воспитанником помогают установить динамику развития его психологиче­ских, физических и личностных качеств. Карты развития заполняются воспитателями совместно с медицинскими работниками.

В группах раннего возраста создаются условия для положительного эмоционального состояния детей:

– При организации игр-занятий с детьми используются приёмы сюрпризности, занимательности, наглядности.

– При формировании культурно-гигиенических навыков в режимных моментах используются стихи, потешки, игрушки.

– После дневного сна дети просыпаются под мелодичную, тихую музыку. Воспитатель постепенно поднимает детей, выполняет поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание, вызывая улыбку на лице малыша.

– Создана пространственно – развивающая среда, которая стимулирует развитие ребёнка: разнообразный дидактический материал, пособия, игры, игрушки.

В режимных моментах нами используются следующие оздоровительные технологии:

Гимнастика для глаз – направлена на предупреждение утомления; укрепление глазных мышц; снятие напряжения. При проведении гимнастики для глаз используются предметы или задания в стихотворной форме, движения глаз по определённым дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы, и т.п.

Такие оздоровительные технологии, как упражнения и игры с массажёрами и в сухом бассейне в режиме дня способствуют расслаблению ребёнка, его сенсомоторному развитию, профилактике плоскостопия.

Пальчиковая гимнастика регулярно проводится для улучшения зрительно-моторной координации, памяти, развития речи. Она включает в себя упражнения для пальцев и для всей кисти руки.

В комплекс оздоровительных технологий включены элементы дыхательной гимнастики, поскольку дети в этом возрасте поверхностно дышат. Одна из основных задач - научить ребёнка правильно, достаточно глубоко дышать.

Общение с взрослыми является одним из решающих факторов раз­вития личности и самосознания ребёнка. Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реа­лизуется через все виды деятельности детей – с помощью фольклора, сказок и стихов, игровых методов и проблемных ситуаций «Мишка съел грязное яблоко, и у него заболел животик», «кукла на прогулке промочила ножки», «моем руки чисто-чисто», и многие другие.

Родители – главные воспитатели ребёнка. От того, как правильно организован режим дня ребёнка в домашних условиях, как родители заботятся о здоровье ребёнка, зависит его физическое и психическое здоровье. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в образовательном учреждении, никогда не станет значимым для него, если перед глазами будет отрицательный пример родителей.

Поэтому в работе с родителями мы используем технологии валеологического просвещения и социально-педагогическую и психологическую поддержку, которая обеспечивается:

– организацией работы с тяжело адаптирующимися детьми; с семьями группы риска;

– организацией родительских консультаций с целью ознакомления взрослых с возрастными особенностями воспитания и обучения детей;

– обучением родителей приёмам игрового развивающего взаимодействия с детьми раннего возраста.

Организация жизни детей в адап­тационный период предусматривает создание индивидуального комфортного режима. По мере необходимости уста­навливается щадящий режим, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. В этот период организуется ра­циональный двигательный режим; в занятия, режимные моменты ребёнок включается с учётом преобладания положительных эмоций и желания.

Таким образом, комплекс здоровьесберегающих технологий, реализуемый в условиях дошкольного учреждения, даёт возмож­ность успешно решать задачи по фор­мированию физического и психического здоровья ребёнка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: