И если скажут фитначи и захириты, а также нормальные братья не знающие этот вопрос: «А как же хадис Аиши о том, что Посланник Аллаха, мир ему, не превышал ни в Рамадан ни вне его ночью 11 ракаатов, и не спрашивай об их длинне и их красоте!»?
То будет отвечено: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал это для себя, потому что его молитва была лучшей в Умме, и он был самым терпеливым к выстаиванию, а его ракааты были самыми длинными.
Передал имам Муслим в «Сахихе» от Хузейфы, от что чтение Пророка было такое, что в одном ракаате он читал суру «Аль-Бакара», «Аль Имран», и «Ан-Ниса»! И передал аль-Бухари в «Сахихе» от аль-Мугиры, да будет доволен им Аллах, что его ступни трескались от длинноты его выстаивания.
И так он выстаивал молитву сам для себя – что же касается того, кто выстаивает с людьми, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал не удлиннять ее, потому что не каждый из людей вытерпит это.
Передал имам аль Бухари от Абу Мас’уда аль-Ансари, что он сказал:
قال رجل: يا رسول الله، لا أكاد أدرك الصلاة؛ مما يطول بنا فلان. فما رأيت النبي - صلى الله عليه وسلم - في موعظة أشد غضبًا من يومئذ، فقال: (أيها الناس إنكم منفِّرون! فمن صلى بالناس فليخفف؛ فإن فيهم المريض والضعيف وذا الحاجة
|
«Сказал один человек Пророку: «О Посланник Аллаха, я почти не понимаю молитвы – настолько затягивает ее с нами такой-то». И я не видел Пророка в увещевании сильнее гневом, чем в этот раз. Сказал он: «О люди, вы – отвращатели! Кто молится с людьми пусть облегчает молитву, ведь среди них есть больной, слабый, и тот у кого есть дела»
Источник: «Сахих аль Бухари», 670
Поэтому, когда Умар (да будет доволен им Аллах) собрал людей на постоянном чтении таравиха с имамом, он учёл приказ Посланника Аллаха, и сократил время выстаивания, увеличив число ракаатов – чтобы люди могли выдержать это стояние – и это из его великого фикха и понимания религии, благодаря которым Аллах возвысил его помимо прочих людей - чего постоянно не могут уяснить тупоголовые захириты, обвиняющие то Умара, то Усмана (за второй азан) в нововведениях.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
فْسَ قِيَامِ رَمَضَانَ لَمْ يُوَقِّتْ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِيهِ عَدَدًا مُعَيَّنًا؛ بَلْ كَانَ هُوَ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - لَا يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلَا غَيْرِهِ عَلَى ثَلَاثَ عَشْرَةِ رَكْعَةً لَكِنْ كَانَ يُطِيلُ الرَّكَعَاتِ فَلَمَّا جَمَعَهُمْ عُمَرُ عَلَى أبي بْنِ كَعْبٍ كَانَ يُصَلِّي بِهِمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً ثُمَّ يُوتِرُ بِثَلَاثِ نَ وَكَانَ يُخِفُّ الْقِرَاءَةَ بِقَدْرِ مَا زَادَ مِنْ الرَّكَعَاتِ لِأَنَّ ذَلِكَ أَخَفُّ عَلَى الْمَأْمُومِينَ مِنْ تَطْوِيلِ الرَّكْعَةِ الْوَاحِدَةِ ثُمَّ كَانَ طَائِفَةٌ مِنْ السَّلَفِ يَقُومُونَ بِأَرْبَعِينَ رَكْعَةً وَيُوتِرُونَ بِثَلَاثِ وَآخَرُونَ قَامُوا بِسِتِّ وَثَلَاثِينَ وَأَوْتَرُوا بِثَلَاثِ وَهَذَا كُلُّهُ سَائِغٌ فَكَيْفَمَا قَامَ فِي رَمَضَانَ مِنْ هَذِهِ الْوُجُوهِ فَقَدْ أَحْسَنَ. وَالْأَفْضَلُ يَخْتَلِفُ بِاخْتِلَافِ أَحْوَالِ الْمُصَلِّينَ فَإِنْ كَانَ فِيهِمْ احْتِمَالٌ لِطُولِ الْقِيَامِ فَالْقِيَامُ بِعَشْرِ رَكَعَاتٍ وَثَلَاثٍ بَعْدَهَا. كَمَا كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي لِنَفْسِهِ فِي رَمَضَانَ وَغَيْرِهِ هُوَ الْأَفْضَلُ وَإِنْ كَانُوا لَا يَحْتَمِلُونَهُ فَالْقِيَامُ بِعِشْرِينَ هُوَ الْأَفْضَلُ وَهُوَ الَّذِي يَعْمَلُ بِهِ أَكْثَرُ الْمُسْلِمِينَ فَإِنَّهُ وَسَطٌ بَيْنَ الْعَشْرِ وَبَيْنَ الْأَرْبَعِينَ وَإِنْ قَامَ بِأَرْبَعِينَ وَغَيْرِهَا جَازَ ذَلِكَ وَلَا يُكْرَهُ شَيْءٌ مِنْ ذَلِكَ. وَقَدْ نَصَّ عَلَى ذَلِكَ غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ الْأَئِمَّةِ كَأَحْمَدَ وَغَيْرِهِ. وَمَنْ ظَنَّ أَنَّ قِيَامَ رَمَضَانَ فِيهِ عَدَدٌ مُوَقَّتٌ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يُزَادُ فِيهِ وَلَا يُنْقَصُ مِنْهُ فَقَدْ أَخْطَأَ
|
|
"Само выстаивание Рамадана - Пророк не установил в нём какого то конкретного числа.
Однако он сам -ни в Рамадан, ни в другое время года, не молился больше 13 ракаатов, однако, он очень удлинял каждый ракаат.
И когда Умар собрал людей, чтобы они читали таравих в джамаате под руководством Убейя Ибн Каба - он молился с ними 20 ракаатов, а затем делал витр 3 ракаата, и уменьшал чтение в каждом ракаате по мере того, сколько добавилось ракаатов (чтобы в общем длина чтения осталась такой же) - потому что так было легче тем, кто читал за имамом, чем очень длинные ракааты, чьё число мало.
Затем же, группа саляфов выстаивала таравих 40 ракаатов и добавляла витр 3, другая группа - 36 ракаатов, и добавляла 3.
И всё это является дозволенным, и как бы не выстаивал человек Рамадан из этих способов - всё это будет хорошим.
Что же касается наилучшего из этих способов, то это может различаться в зависимости от состояния молящихся.
Если у молящихся собравшихся для таравиха есть терпение для длительного выстаивания, то лучшим будет выстаивание 10 ракаатов а затем 3 ракаатов витра после них - как делал Пророк для себя в Рамадан и вне Рамадана.
Если же они не вытерпят длинное выстаивание, то лучшим будет выстаивание в 20 ракаатов, и на этом действие большинства мусульман - ведь это среднее мнение между 10 и между 40
И если кто то выстаивал 40, то это разрешено тоже, и не является нежелательным ничто из этого, и прямо сказали об этом многие имамы - как Ахмад Ибн Ханбаль и другие.
И кто подумал, что в выстаивании Рамадана есть какой то конкретное установленное число от Пророка и нельзя к нему ни добавить ни убавить - тот ошибся"
Источник: "Маджму аль фатава", 22/272
И сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
تَنَازُعُ الْعُلَمَاءِ فِي مِقْدَارِ الْقِيَامِ فِي رَمَضَانَ فَإِنَّهُ قَدْ ثَبَتَ أَنَّ أبي بْنَ كَعْبٍ كَانَ يَقُومُ بِالنَّاسِ عِشْرِينَ رَكْعَةً فِي قِيَامِ رَمَضَانَ وَيُوتِرُ بِثَلَاثِ. فَرَأَى كَثِيرٌ مِنْ الْعُلَمَاءِ أَنَّ ذَلِكَ هُوَ السُّنَّةُ ؛ لِأَنَّهُ أَقَامَهُ بَيْن الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَلَمْ يُنْكِرْهُ مُنْكِرٌ. وَاسْتَحَبَّ آخَرُونَ: تِسْعَةً وَثَلَاثِينَ رَكْعَةً ؛ بِنَاءً عَلَى أَنَّهُ عَمَلُ أَهْلِ الْمَدِينَةِ الْقَدِيمِ وَقَالَ طَائِفَةٌ: قَدْ ثَبَتَ فِي الصَّحِيحِ عَنْ عَائِشَةَ { أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يَكُنْ يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلَا غَيْرِهِ عَلَى ثَلَاثَ عَشْرَةَ رَكْعَةً } وَاضْطَرَبَ قَوْمٌ فِي هَذَا الْأَصْلِ لَمَّا ظَنُّوهُ مِنْ مُعَارَضَةِ الْحَدِيثِ الصَّحِيحِ لِمَا ثَبَتَ مِنْ سُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ وَعَمَلِ الْمُسْلِمِينَ. وَالصَّوَابُ أَنَّ ذَلِكَ جَمِيعَهُ حَسَنٌ كَمَا قَدْ نَصَّ عَلَى ذَلِكَ الْإِمَامُ أَحْمَد رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ وَأَنَّهُ لَا يتوقت فِي قِيَامِ رَمَضَانَ عَدَدٌ فَإِنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يُوَقِّتْ فِيهَا عَدَدًا وَحِينَئِذٍ فَيَكُونُ تَكْثِيرُ الرَّكَعَاتِ وَتَقْلِيلُهَا بِحَسَبِ طُولِ الْقِيَامِ وَقِصَرِهِ. فَإِنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُطِيلُ الْقِيَامَ بِاللَّيْلِ حَتَّى إنَّهُ قَدْ ثَبَتَ عَنْهُ فِي الصَّحِيحِ مِنْ حَدِيثِ حُذَيْفَةَ { أَنَّهُ كَانَ يَقْرَأُ فِي الرَّكْعَةِ بِالْبَقَرَةِ وَالنِّسَاءِ وَآلِ عِمْرَانَ فَكَانَ طُولُ الْقِيَامِ يُغْنِي عَنْ تَكْثِيرِ الرَّكَعَاتِ }. وأبي بْنُ كَعْبٍ لَمَّا قَامَ بِهِمْ وَهُمْ جَمَاعَةٌ وَاحِدَةٌ لَمْ يُمْكِنْ أَنْ يُطِيلَ بِهِمْ الْقِيَامَ فَكَثَّرَ الرَّكَعَاتِ لِيَكُونَ ذَلِكَ عِوَضًا عَنْ طُولِ الْقِيَامِ وَجَعَلُوا ذَلِكَ ضِعْفَ عَدَدِ رَكَعَاتِهِ فَإِنَّهُ كَانَ يَقُومُ بِاللَّيْلِ إحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً أَوْ ثَلَاثَ عَشْرَةً ثُمَّ بَعْدَ ذَلِكَ كَانَ النَّاسُ بِالْمَدِينَةِ ضَعُفُوا عَنْ طُولِ الْقِيَامِ فَكَثَّرُوا الرَّكَعَاتِ حَتَّى بَلَغَتْ تِسْعًا وَثَلَاثِينَ
«Разногласили ученые касательно длительности выстаивания в Рамадане.
Ведь достоверно от Убейя Ибн Каба что он выстаивал с людьми 20 ракаатов в Рамадан, а затем делал 3 ракаата витра.
И многие ученые посчитали, что именно это – Сунна, потому что Убей делал это среди мухаджиров и ансаров, и не порицал на него ни один человек.
И другие ученые посчитали желательным 39 ракаатов, опираясь на старое действие людей Медины.
А группа сказала – достоверно в «Сахихе» от Аиши, что Пророк мир ему не прибавлял ни в Рамадан, ни в другие ничего к 13 ракаатам»
И запуталась группа в этой основе, потому что подумали, что этот достоверный хадис противоречит тому что достоверно из Сунны праведных халифов и действия мусульман.
И истиной является то, что все эти способы являются хорошими – как прямо сказал об этом имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, и что нет в выстаивании Рамадана обязательного числа.
Ведь Пророк (мир ему) не задал для выстаивания в Рамадан конкретное обязательное число, поэтому увеличение числа ракаатов или уменьшение – будет в зависимости от длительности стояния и короткости.
Ведь Пророк (мир ему) удлиннял стояние ночью до такой степени, что достоверно в «Сахихе» от Хузайфы, что он читал в одном ракаате аль-Бакару, аль Имран и ан Ниса», и столь длительное выстаивание делало не нужным большое число ракаатов.
А Убей Ибн Каб когда стал выстаивать с людьми – их был большой джамаат, и он не мог удлиннять с ними стояние до такой степени, и поэтому он выстаивал большее количество ракаатов, чтобы они стали длинного выстаивания, и они за счет выстаивания удвоили количество ракаатов – ведь Пророк за ночь выстаивал 11 или 13 ракаатов.
Затем же, люди в Медине ослабли и от такого выстаивания, и увеличили число ракааатов, что стали молиться 39»
Источник: «Маджму аль фатава», 23/114
Заключение
Предшествовали ясные доводы из Сунны Пророка (мир ему) и действий его сподвижников и саляфов и иджма мусульман, указывающие на дозволенность молиться в Рамадан и вне его более 11 ракаатов.
Затем знай, что тот кто утверждает обратное – у него нет ни единого саляфа в его словах, потому что даже если бы был кто-то, кто выбирал читать 11 ракаатов – то ни один из имамов-саляфов не говорил, что добавка к 11 ракаатам – нововведение, и кто так говорит – внес новое слово, и расколол джамаат мусульман, и сам является нововведенцем в этом.
И если кто то последовал за ним в этом, опираясь на ошибочно понятый хадис и не зная доводов имамов мусульман – он должен покаяться перед Аллахом от этого мнения, особенно, если он порицал мусульман и вносил споры в Умму, следуя этому человеку.
И в общем – кто молится дома – сам для себя выбирает наилучшее для него лично количество ракаатов в таравих, тот же кто молится за имамом – читает так, как читает джамаат, и не вносит смуту и фитну и споры своими нововведенными мнениями.
И еще одно примечание напоследок – пусть не думает читающий, что если ашариты и матуридиты, утверждавшие что надо читать 20 ракаатов были правы в этом – то они правы и в другом
Они правы в этом лишь потому, что последовали за имамами саляфами – однако они открыто отказались следовать за ними в акыде, следуя своим тагутам, подобным Абу Мансуру аль-Матуриди, (https://sunnaonline.com/firki/ashariti/1526-2016-05-28-10-05-26 разьяснение его состояния) и отвергая Коран, Сунну, и иджма саляфов Уммы и разумных людей
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!
[1] Заблудшая секта, не признающая никаких доводов кроме Корана и Сунны – ни единогласия Уммы, ни суждения по аналогии, ни слов сподвижников, отклонившаяся от пути саляфов в фикхе
[2] Некоторые невежды попытались ослабить этот асар тем, что Ибн Хусейфа – якобы сказал про него имам Ахмад, что его хадисы отвергаемые.
И они умолчали о следующем:
1. То что сам имам Ахмад в передаче своего ближайшего ученика аль-Асрама сказал: «Он достоверный передатчик!»
2. То, что его удостоверили все остальные имамы кто говорил о нём, как Ан-Насаи, Абу Хатим ар Рази, Яхья Ибн Маин – которые между прочим известны очень жёсткой критикой передатчиков, а также Ибн Шахин, Ибн Са’д, Ибн Абдуль Барр, Сказал Яхья Ибн Маин: «Он был достоверным, а его хадисы – доводом в религии!». См. «Ат Тахзиб», «Тарих асма ас-Сикат», и др.
3. То что его хадисы передавали аль-Бухари и Муслим в своих двух «Сахихах»
4. То что эту передачу от имама Ахмада передал Абу Убейд аль Аджурри – о состоянии которого ничего не известно, и он иногда передает странные вещи от Абу Дауда.
Так как же можно оставлять удостоверние всех имамов, и самого Ахмада в передаче его главных учеников – и брать передачу неизвестного передатчика? Разве это не следование своим страстям?