СКЛАДЫ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ЛЕСНЫХ БАЗАХ




 

Площадки для выгрузки лесоматериалов на грузовых дворах железнодорожных станций располагают в районе переработки навалочных грузов. Это позволяет использовать краны для грузовых операций с лесоматериалами те же, что и для операции с навалочными или тяжеловесными грузами. Краны оснащают сменными грузозахватами. В проектах грузовых дворов, выполненных Гипро-промтрансстроем, для грузовых операций с лесоматериалами предусмотрено использование мостовых и козловых кранов грузоподъемностью 5 и Ют, стреловых кранов на железнодорожном ходу и автопогрузчиков. По исследованиям ВНИИЖТа для грузовых дворов со среднесуточным прибытием лесных грузов 5—10 вагонов для выгрузки из вагонов и погрузки на автотранспорт могут быть эффективно использованы стреловые краны с грейфером для леса или стропами. При грейферной перегрузке бригада состоит из трех человек: один машинист и двое рабочих (стропальщики). Производительность составляет от 230 до 350 т/смену. Если в сутки прибывает 19—40 вагонов, то используются козловые краны К-05 и К-09 со специальными грейферами для леса. Обслуживающая бригада: один машинист и двое рабочих. Производительность составляет от 230 до 350 т/смену. При объеме прибытия от 40 вагонов в сутки, выше эффективно применение козловых кранов ККС-10 пролетом 32 м с набором сменных захватных приспособлений для пиломатериалов и грейфера для круглого леса. Время выгрузки из одного вагона составляет около 1 ч.

При -выгрузке из вагонов и погрузке на автотранспорт лесоматериалы в пакетах с полужесткими стропами захватываются крюками перегрузочных строп за петли, имеющиеся на боковых стяжках полужестких строп. Круглый лес, загруженный на платформы и в полувагоны непакетированными штабелями, выгружают кранами с применением для захвата универсальных и специализированных строп и грейферов. Для перегрузки бревен, перевозимых в штабелях пачками, эффективно применять грейферные захваты, изготовленные -в виде одинарных, сдвоенных или трехлап-ных захватов, пластинчатых или вильчатых.

Для перегрузки круглого леса длиной 1,5—6,5 м применяются челюстные захваты с одинарными или сдвоенными лапами вместимостью пачки 4,5 м3, а также трехлапные вильчатые и пластинчатые захваты вместимостью пачки до 8 м3. Для перегрузки круглого леса длиной 4—6,5 м рекомендуются трехлапные вильчатые захваты вместимостью тачки до 10 м3, а для круглого леса длиной 6—18 м — трехлапные и четырехлапные захваты вместимостью пачки до 12 м3.

При выгрузке круглого леса из открытого подвижного состава козловыми кранами К-09 грузоподъемностью 5 т, пролетом 16 м краны оснащают специальными челюстными грейферами. Грейфер подвешивается к специальной поворотной головке. Объем одновременно захватываемого грейфером круглого леса 4,5 м3 при длине бревен 6,5 м. Производительность крана, оборудованного этим грейфером, при разгрузке четырехосного полувагона с круглым лесом 60 м3/ч, продолжительность загрузки автолесовоза 12 мин, бортового автомобиля — 7 мин. Обслуживают грейферные захва-^ы один-два рабочих, не считая машиниста. Выгрузка длинномерного круглого леса из полувагонов может выполняться передвижными стреловыми кранами с грейфером, а также автопогрузчиками 4008 и 4028, оборудованными грейферными захватами для леса. Площадка между штабелем и разгруженным полувагоном должна обеспечивать свободный разворот автопогрузчика на 180°. Производительность автопогрузчика при расстоянии перемещения бревен на 20 м до 100 т/ч.

Пакетированные пиломатериалы с применением унифицированных полужестких строп перегружают так же, как и круглый лес, с помощью захватных строп. Пиломатериалы, пакетированные с, применением полужестких строп, брусково-проволочной обвязки или обвязки стальной лентой, перегружают специальными шарнирными и автоматическими крановыми манипуляторами-захватами.

При /пакетных перевозках пиломатериалов для (перегрузки применяют шарнирные трех- и четырехзвенные захваты. При полужестких стропах применяются пространственная траверса и автоматические захваты с поворотными лапами в горизонтальной плоскости. Применение унифицированных быстросъемных захватных приспособлений для автопогрузчиков (крановых стрел, клещевых захватов, грейферов, зажимных устройств, удлинителей вил и др.) позволяет более эффективно <их использовать на перегрузке и штабелировании лесных материалов.

Разработан ряд типовых проектов комплексно-механизированных лесных складов лесообрабатывающих заводов, баз строительных материалов и приобъектных строительных складов. На складах применяют козловые или башенные краны. Используются преимущественно козловые краны ККУ-7,5, ККУ-10 и ККУ-12,5, предназначенные специально для перегрузки лесных материалов.

На складах находят применение башенные краны-погрузчики, оборудованные стропами или специальными грейферными захватами. В этом случае железнодорожный путь обычно располагают в пролете портала, а при оборудовании склада беспортальным краном — параллельно подкрановым путям.

Штабеля лесоматериалов располагают по одну или обе стороны пути.

Сейчас вместо выпускаемых ранее башенных кранов-погрузчиков БКСМ-14ПМ, БКСМ-14ПМ2 освоено производство модернизированного крана-погрузчика БКСМ-14ПМЗ. Серийно выпускаются краны КБ-1003, КБ-405, КБ-572, БКСМ-8П.

На крупных складах применяют кабельные краны с пролетами 100—600 м, грузоподъемностью 7,5; 20 и 30 т и мостовые кабельные краны грузоподъемностью 10 т. Эффективны автопогрузчики с боковым расположением выдвижного грузоподъемника 4063, 4065, 4070 грузоподъемностью соответственно 3,2; 5 и 10 т.

Для перегрузки отходов деревообработки (сучьев, щепы, горбыля и др.) и погрузки короткомерной древесины используют многочелюстные грейферы. Штабелер-лесоукладчик КМ-2Л оснащен грейфером 1,5 м3, грузоподъемностью 1,5 т с шестью челюстями, массой 800 кг.

Склады пиломатериалов при годовой грузопереработке 12 — 60 тыс. м3 наиболее часто оснащают консольно-козловыми кранами ККУ и башенными кранами-погрузчиками, оборудованными специальными захватами. При оснащении складов консольно-козловыми кранами при переработке пиломатериалов 12—60 тыс. м3 в год стоимость строительства склада составляет 25—46 тыс. руб., себестоимость переработки — 0,7—0,3 руб/м3, при башенных кранах соответственно составляет 30—60 тыс. руб. при себестоимости 0,8—0,35 руб/м3.

Подготовка верхней палубы. Верхняя палуба должна быть подготовлена для наилучшей укладки леса и приемки наибольшего его количества при допустимой высоте палубного груза. Подготовка поверхности палубы, шпигатов и шторм-портов производится в обычном порядке, описанном в гл. I. Помимо этого, требуется освободить верхнюю палубу от всего, что может мешать укладке лесного груза или может быть повреждено грузом при погрузке.

Все трапы, ведущие с верхней палубы на надстройки, нужно снять и убрать в места, предназначенные для их хранения, на все время нахождения груза на палубе.

Раструбы вентиляторов, расположенные в пределах высоты палубного лесного груза, следует снять и убрать в защищенные от волн места. Горловины комингсов вентиляторов нужно закрыть деревянными или металлическими крышками и обтянуть парусиновыми чехлами.

Поперечные и бортовые релииги в местах погрузки леса необходимо снять и убрать. Вместо бортовых релингов в местах погрузки леса необходимо поставить заменяющие их брусья.

Материалы из судовых запасов, особенно такие, которые могут загрязнить лесные грузы, следует убрать с верхней палубы в специальные помещения для их хранения.

Все участки палубы, которые не должны закладываться грузом (отверстия мерительных трубок, отростки пожарной магистрали, пространства на палубе, необходимые для открытия дверей, проходы для членов экипажа в места, куда требуется иметь доступ для нормального управления судном), ре-, комендуется очертить белой краской или мелом, чтобы при размещении лесного груза на палубе они оставались свободными.

Если штуртрос проходит по верхней палубе, его следует надежно оградить. Штуртрос должен быть хорошо осмотрен, а звенья проверены на степень износа. Все шкивы и соединения тщательно осматриваются и смазываются.

Следует, предусмотреть ограждение дверей жилых и служебных помещений от закладки палубным лесным грузом. При этом необходимо помнить, что каждое отдельное жилое помещение должно иметь два выхода на палубу.

Люки трюмов и другие отверстия в палубе, поверх которых будет уложен лесной груз, должны быть надежно задраены.

По боргам судна устанавливают прочные деревянные или металлические стоики на расстоянии но более 3,05 м друг от друга. На лесовозах для таких стоек предусмотрен:: специальные башмаки на палубе и скобы на планшире. На судах, ни имеющих подобного рода приспособлении, стоики крепятся к фальшборту тросом пли мягкой железной проволокой диаметром 8—10 мм. Высота стоек должна быть такса, чтобы они выступали не менее чем на 1,2 м над верхним уровнем палубного груза.

Найтовы для крепления леса на палубе должны быть подготовлены заранее. Они представляют собой либо юротко-звенные цепу с диаметром цепного железа не менее 19 мм. либо гибкий проволочный трос эквивалентной прочности с глаголь-гаками и винтовыми талрепами Найтовы из проволочного троса для регулировки их длины должны заканчиваться короткими кусками длиннсзвеннои цепи. Эти найтовь: должны быть закреплены одним своим концом за палубные рымы или обухи, расположенные вдоль каждого борта на расстоянии друг от друга не более 3.05 л/, и вывалены через фальшборт за борт до конца погрузки леса на палубу.

На палубу и люки трюмов укладывают прокладки::: брусьев или дюймовых досок по диагонали к диаметрально: плоскости, на расстоянии 75—90 см друг от друга, чем обеспечивается сток воды, попавшей на палубу, а также равномерное распределение давления от груза по всей площади палубы и на подпалубные бимсы.

Перевозка лесных грузов в каботаже. До начала погрузки на судно лесных грузов, перевозимых в межпортовом и прямом водном сообщениях, грузоотправитель обязан представить порту отправления погрузочные ордера со спецификациями (грузовыми списками) па весь лесной груз, подлежащий отгрузке на данном судне. Если погрузка будет производиться в пунктах, где отсутствуют порты Министерства морского флота, то эти документы представляются капитану судна.

Погрузочные ордера должны быть заполнены по установленной форме на каждую отдельную партию лесного груза и по каждому грузополучателю, с указанием в этих ордерах полного наименования груза в соответствии с «Алфавитом к номенклатуре сухогрузов», объема лесного груза и способа его определения (расчетным путем по обмеру или условно). К каждому погрузочному ордеру прилагается спецификация, данные которой используются для составления грузового плана.

Спецификация содержит в себе следующие данные:

а) точные наименования и сорта предъявляемых к перевозке лесоматериалов, количество их (в штуках, когда груз принимается морским транспортом счетом — в пакетах, пачках, связках и т. п. — или в кубометрах):

б) точное наименование грузоотправителя и грузополуча теля, их адреса и банковские реквизиты;

в) место погрузки (с каких причалов, с берега пли воды), способ погрузки "(судовыми грузовыми средствами пли бере-

говой механизацией).

Если погрузка производится у нескольких причалов, то на каждое место погрузки грузоотправителем должны быть предъявлены порту (при погрузке на причалах грузоотправителя—капитану судна) отдельные погрузочные ордера и спецификации.

В случае непредъявления спецификации или предъявления ее с неполными сведениями лесоматериалы к погрузке на судно не принимаются и простои судна по этой причине относится на счет грузоотправителя.

Погрузка лесоматериалов на судно, как правило, должна производиться не более чем у двух причалов, а выгрузка у одного причала. Дополнительные перестановки судна под погрузку или выгрузку, выполняемые по требованию грузовладельца, производятся пароходством при условии оплаты грузоотправителем пли грузополучателем всех расходов, связанных с такими перестановками, по их себестоимости (прямые и накладные расходы плюс 5% накоплений), за все время, затраченное на перестановку судна.

Лесные грузы в межпортовом сообщении перевозятся по коносаментам установленной на морском транспорте формы, а в смешанных видах сообщений —по накладным установленной для этих видов сообщений формы.

В коносаменте, если груз принят морским транспортом счетом мест (концов, пакетов, пачек, связок), делается отметка: «Объем, вес, состояние лесоматериалов определены отправителем и транспорту неизвестны», означающая, что транспорт несет ответственность только за количество мест. Если лесоматериалы приняты к перевозке по количеству и объему, заявленному грузоотправителем, в коносаменте делается отметка: «Количество, объем и состояние лесоматериалов определены грузоотправителем и транспорту неизвестны».

При перевозке лесоматериалов в трюмах, опломбированных пломбами грузоотправителя, об этом делается соответствующая отметка в коносаменте.

В \1ежпортовом сообщении лесные грузы принимаются к

перевозке следующим образом:

а) бревна, капбалки, телеграфные столбы, кряжи, пропсы длиной от 3 до 4.8 м и толщиной в верхнем отрезе /,э см. шпалы, брусья —по количеству штук (концов или пакетов, если груз пакетирован) и условному весу согласно заявлен ному грузоотправителем объему всей партии груза:

б) доски —по количеству штук (концов) и условному ве су согласно заявленному грузоотправителем объему всей партии груза или по договоренности между пароходством;: грузоотправителем — по обмеру и условному весу;

в) клепка бочарная, паркет, тарные пиломатериалы, плит ки кровельные и облицовочные, рейки и планки, всякие диски в пакетах, дрань штукатурная, а также другие лесоматериа лы, упакованные в пакеты, пачки, связки,— по количеству мест (пакетов, пачек, связок) и условному весу согласно заяв ленному отправителем объему всей партии груза;

г) круглые лесоматериалы диаметром менее 8 см в ниж нем отрубе (шесты, колья, обручный хлыст и т. п.), а также изделия из лесных материалов в несобранном виде и отходы обработки лесных материалов — по количеству мест (пучков, связок, пачек и т. п.) и условному весу согласно заявленному отправителем объему всей партии груза;

д) балансы, дрова всех видое — по весу и объему, заявлен- ному грузоотправителем.

По требованию грузоотправителя перевозка лесных грузов допускается навалом без счета мест, без упаковки (в пакеты, пучки, связки и т. п.) и нанесения установленной маркировки —- по весу и объему, заявленному грузоотправителем и под его ответственность. Лесные грузы, перевозимые навалом, по прибытии в пункт назначения в исправном виде, выдаются получателю без проверки количества груза.

При перегрузках лесных грузов, следовавших в прямом водном или прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, с речных судов в морские или, наоборот, вес перегруженного груза проверяется по осадке морского судна, о чем составляется акт, подписываемый капитаном морского судна и капитаном (шкипером) речного судна или представителем грузовладельца, если он находится в пункте перегрузки. Один экземпляр этого акта прикладывается к транспортным документам и следует вместе с грузом.

Порядок приема лесных грузов к морской перевозке определяется морским пароходством.

В зависимости от местных условий, особенностей и условий перевозки лесных грузов в тех случаях, когда эти перевозки осуществляются грузоотправителем систематически, стороны (пароходство и грузоотправитель) обязаны заключить между собой договор на перевозку лесных грузов, которым должен быть определен порядок приема и сдачи лесных грузов, их перевалки, а также другие условия перевозки. Договор заключается на срок не менее одного года.

Когда лесной груз перевозится в пачках, связках и т. п., упаковка его должна соответствовать требованиям ГОСТов и иметь достаточную прочность, обеспечивающую сохранность груза при перевозке и перевалках.

В случае прибытия в порт назначения лесного груза на судне, потерпевшем в пути следования аварию, проверяется кубатура доставленного груза необходимых случаях — ко-личество мест. Если обнаружится недостача груда, она оформляется коммерческим актом со ссылкой на морской протест. заявленный капитаном судна.

Лесной груз выдается грузополучателю в пункте назначения тем же порядком, каким он был принят к перевозке в пункте отправления по копосаментным партиям.

После' окончания выгрузки каждой коносаментной партии с судна грузополучатель обязан расписаться на коносаменте (накладной) в получении груза.

При перевозке лесных грузов з межпортовом сообщении, а также в смешанных видах сообщении, когда конечным пунктом перевозки является морской порт, последний обязан своевременно известить грузополучателя о времени прибытия судна с лесным грузом в его адрес.

Грузополучатель или его представитель обязан явиться к приходу судна в порт назначения для принятия груза.

При неявке или опоздании получателя акт, удостоверяющий количество прибывшего груза, оформляется морским портом с участием представителя администрации судна и портового надзора, и груз сдается получателю в соответствии с количеством, определенным в этом акте.

Перевозка лесных грузов на экспорт. До начала погрузки на судно лесных грузов, перевозимых в заграничном сообщении, грузоотправитель обязан представить порту отправления спецификацию на весь подлежащий погрузке на данное судно лесной груз, на основании его составляется грузовой план.

В спецификации должно быть указано:

а) точное наименование грузоотправителя и грузополуча- теля;

б) порт выгрузки лесного груза;

в) сорта лесных грузов с разбивкой по каждому коноса менту, с указанием количества их и объема в установленных объемных единицах измерения;

г) какие партии груза необходимо погрузить в трюмы суд на и какие могут быть погружены на палубу;

д) место погрузки в порту; причем, если она должна про изводиться у двух или нескольких причалов, то не допускается погрузка одной коносаментной партии у разных причалов.

В грузовом плане должно быть указано место расположения партии леса в трюме (или на палубе), номер коносамента, число мест в партии и цвет краски, которой отсепарирова-на данная партия груза от других.

Чпвло мест и кубатура леса, погруженного на палубу, указывается в коносаменте отдельно.

Лесные грузы в заграничном сообщении перевозятся в соответствии с существующими Правилами и условиями договора между судовладельцем и фрахтователем.

Экспортные лесные грузы принимаются от грузоотправителя и выдаются грузополучателю у борта судна. Прием:р; ьЛ у борта судна — обязанность фрахтователя. С момента 3:Д-грузки и сдачи коносаментной партии груза у борта судна ответственность администрации судна за данную партию груза прекращается.

Прием и сдача экспортного тесаного, пиленого и кр\слога леса, за исключением упакованного в пакеты, производится счетом мест («концов»).

Для определения количества слипперов и полуслппперов в одном лоде следует пользоваться нормальной шкалой, разработанной Балтийско-Беломорской конференцией судовладельцев, и Данцигской шкалой (табл. 9).

 

Размеры слипперов и полуслипперов Количество штух

(длина, ширина, толщина), дюймы в одном лоле

Нормальная шкала для определения количества слипперов в лоде

107x12x12 5

107x10x10 8

107хЮх 6 14

107хЮх 5 16

107 х 9Х 9 10

107X 9х -4 20

107Х 8Х 8 13

Данцигская шкала для определения количества слипперов в лоде

107x10x70 8

102хЮхЮ 9

107-Х 9x9 10

107хЮх 6 14

107Х10Х 5 17

102ХЮХ 5 18

 

Экспортный пиленый лес при перевозке его совместно с другим грузом на судах Каспийского пароходства принимается к перевозке только в пакетированном виде.

При погрузке на судно пропсов и балансов одинаковой длины или в пакетах допускается счет погруженного на судно груза по количеству пакетов или подъемов со специальных установленных на причале мерных станков стандартного размера. В этих случаях подъем балансов или пропсов измеряется высотой, шириной и длиной вместившегося в станок груза. Станки должны заполняться до уровня высоты стоек. Балансы или пропсы укладываются в станок так, чтобы комли и вершины их поочередно располагались в противоположные стороны.

Лесные грузы, погруженные в грюмы и на палубу судна, должны учитываться раздельно, чтобы можно было определить количество груза, принятого на палубу.

Погрузка лесных грузов на судно. На одно судно могут быть погружены лесные грузы назначением, как правило, только в один порт. Загружать судно лесными грузами назначением в два и больше портов можно в виде исключения с особого в каждом отдельном случае согласия пароходства.

Пиленый лес, перевозимый в подпалубных грузовых помещениях совместно с другими грузами, нельзя размещать вблизи грузов, которые могут явиться источником его подмочки и загрязнения. К таким грузам относятся: соленая рыба в бочках, растительные и минеральные масла, смолы, краски, цемент и т. п.

Погрузка на судно пиленого леса совместно с волокнистыми (хлопок, лен, пакля, шерсть и т. п.) допускается лишь при обеспечении его защиты от загрязнения волокнами.

Лесные грузы вне зависимости от того, грузят ли их у причалов портов Министерства морского флота или у причалов грузоотправителя, подает к борту судна грузоотправитель.

При перевозке пиломатериалов наиболее выгодной композицией груза является такая, когда доля толстых досок (дил-сы и баттенсы) составляет две трети, а доля тонких досок (бордсов)—одну треть. При этом соотношение в количестве лилсов и оаттенсов не лимитируется: в пределах двух третей может быть любое количество тех или других, либо целиком одни дилеы или баттенсы. Такую композицию принято обозначать формулой


Судно сможет принять в свои трюмы максимальное количество леса только в том случае, если в составе груза будет достаточное количество эндсов, файервуда и прочих мелких и тонких досок для заполнения остающихся свободных пространств в трюмах. Почти все лесные чартеры включают оговорку, что грузоотправитель должен представить не менее2% общего количества груза в виде эндсов, файервуда и т. п. Этот лес во время грузовых операций должен находиться у борта судна и подаваться на него по мере надобности. Для обеспечения максимального использования грузоподъемности судна и необходимой его остойчивости в рейсе тяжелые сорта леса крупных размеров нужно размещать в цилиндрической части судна возможно ниже, оставляя помещения в оконечностях под погрузку леса менее крупных размеров. Более легкие и габаритные грузы целесообразно погружать на палубу судна.

Погрузка на суда лесных грузов производится береговыми механизмами или судовыми грузовыми средствами одновременно на все люки. Груз следует подавать к борту судна в подсортированном виде в сответствии с планом размещения грузов на судне по грюмам и строго по хоносаментным партиям.

При погрузке лесоматериалов нужно соблюдать меры предосторожности, чтобы не повредить груз и судно, используя необходимой прочности стропы. Подъемы (пакеты) с пиломатериалами следует оберегать от ударов о борта судна, комш-гсы люков и т. п. Для предохранения кромок досок от повреждении применяют стропы из мягкого растительного несметного троса либо другие захватные приспособления, обеепечипаюшие сохранность груза. В елvчаях, когда грузовые операции осуществляются судовыми средствами, необходимо следить ш тем, чтобы веса подъемов не превышали допустимого максимума. Если вес одного подъема пилелееа редко превышает 3 г. то при работе с круглым лесом вес подъема может оказаться значительно больше. Нельзя допускать формирования подъемов, имеющих вес больше грузоподъемности грузовых стрел: контроль за этим возлагается на трюмных матросов, тальма-нов и лебедчиков.

Опыт показывает, что повреждения грузового устройства чаще всего бывают при погрузке круглого леса, особен; о бревен непосредственно из плавающих у борта плотов, а также при выгрузке такого леса из трюмов судна. Когда вес подъема превышает грузоподъемность стрелы, происходит обрыг гоге-нанта. шкентеля или оттяжек.

Состояние топенантов, шкентелей, оттяжек и контроттяжек стрел имеет весьма важное значение. При работе стрел «на телефон» (двумя стрелами) нужно следить, чтобы угол между шкентелями не превышал 120°. При большем угле нагрузка на каждый шкентель резко возрастает; это обусловлено применением длинных стропов при работе с лесными грузами либо необходимостью стропить груз почти под ноком стрелы, что бывает при окончании погрузки или в начальный период выгрузки высоко уложенного палубного груза. Во всех этих случаях шкентели работают «в раздрай» и испытывают болыиое напряжение, что может вызвать их разрыв и связанную с этим опасность для людей.

При размещении пиломатериалов в трюмах для обеспечения максимальной плотности укладки дилсы и баттенсы. а по возможности и бордсы укладывают на ребро. После укладки каждого ряда доски уплотняют по ширине судна и в образующиеся пустоты забивают доски вровень с уложенными. Доски забивают деревянными кувалдами (мушкелями).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: