План
Введение
Развитие фантазии
Виды воображения
Бессознательная фантазия
Заключение
Список литературы
Введение
«Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»
Альберт Энштейн
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.
Цель работы – изучить особенности развития фантазии.
|
Задача раскрыть природу творческого воображения на основе анализа различных подходов к изучению.
Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображение, зависит от прожитого им периода жизни от 1 года до 3 лет. В это время малыши еще не играют, а изучают свойства предметов.
Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже “хвастаются” друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь (например: уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила). Эти фантазии нередко вредят таким детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дразнят их “врунами”. Тем не менее ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно действующее воображение.
Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.
|
Теперь становится понятным, почему так интенсивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста.
Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. “Поле неопределенности” в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.
В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный “багаж” ребенка очень мал и возможность оценки “Что я вижу?” ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.
Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.
Их игры — плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.
Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, “проигрывает” в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода “пищи”. Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).
Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
Развитие творческого воображения основывается на следующих принципах:
1. Необходимость сформировать у детей речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Схема воображения, его видов и способов развития
![]() |
|
(фантазия)
психологическая функция,
направленная на создание
новых образов
Виды воображения
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.
Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.
Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов.
Бессознательная фантазия - это кладовая смысла психики. Когда мы открываем ранее неосознаваемый смысл в симптомах, чертах характера, установках эго, аффективных проявлениях и паттернах речи и действия, мы начинаем очерчивать бессознательную фантазию. Как только мы выходим за пределы поверхностных манифестаций в нашей клинической работе, фантазии становятся центральными клиническими единицами психоаналитического исследования.
В попытке приблизиться к пониманию истоков и развивающихся особенностей фантазии полезно не упускать из виду взаимосвязь между фантазией и теми прогрессивными изменениями в организации психической жизни, которые происходят в ходе развития. Можно выделить следующие сменяющиеся уровни психической организации (взятые из психологии Пиаже и психоанализа):
1. Сложная, согласованная инстинктивная организация, существующая с рождения и продолжающая действовать на протяжении первых месяцев жизни, то есть в период стадии биологического единства. "Инстинктивный" относится здесь к биологическому, а не к психоаналитическому использованию данного термина: к "врожденной предрасположенности... проявляющейся в действиях, которые кажутся рациональными, хотя совершаются без сознательного плана или целенаправленной адаптации средств к целям".
2. Сенсорно-моторная организация психической жизни, которая начинается вскоре после рождения, возникает из инстинктивной организации новорожденного и достигает своего пика в 15-18 месяцев.
3. Ранний этап образования понятий, начинающийся в 15-18 месяцев и продолжающийся до 30-36 месяцев. Эта психическая организация включает в себя слабо дифференцированные понятия и образы, многие из которых определяются через связь с теми или иными аспектами влечений.
4. Период переходных понятий - от 30-36 месяцев до 5-7 лет. Понятия определяются всё более четким образом, но они все еще крайне уязвимы к регрессивной расплывчатости вследствие их связанности с аспектами влечений.
5. Период относительной стабильности понятий, за исключением тех, которые остаются соединенными с теми или иными аспектами влечений, такими как зачатие, рождение, возмездие и смерть. От 5-7 лет до юношеского возраста.
6. Начало способности контролируемого, логически последовательного проникновения в превратности фантазии и связанных с влечениями аспектов, а также рассудочного (propositional) мышления в целом. Юность и взрослая жизнь.
С началом образования понятий создаются фантазии, как сознательные, так и бессознательные.Формирование фантазии зависит от мыслительной способности к образованию понятий, которая развивается постепенно после первых 15-18 месяцев жизни.
Психологические проблемы, которые стимулируют формирование фантазии, могут быть разделены на две тесно связанные друг с другом группы. В первую группу входят проблемы, которые связаны с выражением влечения на различных уровнях развития - проблемы физической и эмоциональной стимуляции и близости на оральном, анальном, фаллическом и генитальном уровнях, вместе со связанными с ними чувствами любопытства по поводу зачатия, рождения, соревнования, возмездия и смерти. Многие бессознательные фантазии порождаются обеими группами проблем: сексуальными и агрессивными тревогами, которые связаны с переживаниями беспомощности.
Человеческие условия жизни, как физические, так и культурные, обеспечивают наличие универсальных тем во многих бессознательных фантазиях. Мы даем названия этим универсальным темам - семейный роман, тема всемогущества, тема оральной зависимости, тема мазохизма и т.д. Все же точная форма и содержание фантазийной жизни каждого индивида неизменно характеризуются уникальными характерными чертами, во многом подобными вариациям в форме и внешнем виде частей человеческого тела.
Фантазия раннего детства с вербальными репрезентациями, то есть сознательная фантазия, часто вовлекает ребенка в конфликт, как внешний (с его родителями), так и интрапсихический (между несовместимыми желаниями), и поэтому может быть подвержена защитному искажению. Таков источник ядерных бессознательных фантазий, темы которых впоследствии тщательно разрабатываются в широкое разнообразие форм, придающих особый акцент выражению влечения, защитной реакции или требованиям совести. С другой стороны, первичные фантазии, тенденции влечений, которые никогда не были сознательными, могут быть заново сформулированы в форме фантазии, но никогда ранее не воспринимались в этой форме и никогда не воскрешаются как сознательные воспоминания.
Заключение
Мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.
Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.
Список литературы
1. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника// Вопросы психологии - 1995.
2. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001. - №1(49)- с.14.
3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. - М - 1995.
4. Даулинг С. Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика // 2001, №1-2
5. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.
6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль - 1997.
7. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. - М - 1995.