Какую цель в таком случае должен преследовать процесс познания?




Семинар «Я знаю, что я ничего не знаю»

Задание 1.

Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Эта фраза – упрощенное изложение мыслей Сократа, изложенных Платоном в «Апологии Сократа» и «Тэетете». Мог ли, по вашему мнению, Сократ сказать именно эту краткую фразу? Для ответа на вопрос сравните ее с более полным пересказом:

 

Апология Сократа (отрывок): Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того, в чем она состоит, я приведу вам бога, который в Дельфах. Ведь вы знаете Херефонта. /…/ Ну вот же, приехав однажды в Дельфы, дерзнул он обратиться к оракулу с таким вопросом. /…/ Вот он и спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее. /…/

Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым. Ну и когда я присмотрелся к этому человеку /…/ (да побеседовал с ним), то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет… /…/

Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь. /…/

А на самом деле, о мужи, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, 23b а пользуется моим именем для примера, все равно как если бы он говорил, что

из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.

Как бы вы теперь прокомментировали утверждение Сократа о своем знании и незнании?

 

задание 2. Николай Кузанский. «Ученое незнание» (извлечения)

Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может… в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чем-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. /…/

Итак, об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть она неуловима: наш разум относится к истине, как возможность – к абсолютной необходимости, не могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Недаром суть вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине.

На каком основании Николай Кузанский считает, что наш разум не в состоянии постичь абсолютную истину?

Какую цель в таком случае должен преследовать процесс познания?

Задание 3. Блез Паскаль «Мысли» (извлечения):

Ибо что такое человек во Вселенной? Небы­тие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небыти­ем, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей — конца, мироздания и его начала... и равно не может постичь небытие, из которого возник, и бесконеч­ность, в которой растворяется. Он улавливает лишь видимость явле­ний, ибо не способен познать ни их начало, ни конец. Все возникает из небытия и уносится в бесконечность... Люди, не задумываясь над этими бесконечностями, дерзновенно берутся исследовать природу, словно они хоть сколько-нибудь соразмерны с ней... Уясним же, что мы такое: нечто, но не все; будучи бытием, мы не способны понять начало начал, возникающее из небытия, будучи бытием кратковре­менным, неспособны охватить бесконечность... Таков наш удел. Мы неспособны ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведе­нию. Плывем по безбрежности, не ведая куда, что-то гонит нас, бро­сает из стороны в сторону. Стоит нам найти какую-то опору и укре­питься на ней, как она начинает колебаться... Вокруг нас нет ничего незыблемого... Кто твердо это усвоит, тот, я думаю, раз и навсегда откажется от попыток переступить границы, начертанные самой природой. Середина, данная нам в удел, одинаково удалена от обеих крайностей, так имеет ли значение — знает ли человек немного боль­ше или меньше?

Начни человек с изучения самого себя, он понял бы, что ему не дано выйти за собственные пределы. Мыслимо ли, чтобы часть по­знала целое? — Но, может быть, есть надежда познать хотя бы те части целого, с которыми он соизмерим? Но в мире все так перепле­тено и взаимосвязано, что познание одной части без другой и без всего в целом мне кажется невозможным. Например, человек связан в этом мире со всем, что доступно его сознанию. Ему нужно про­странство, в котором он находится, время, в котором длится, движе­ние, без которого нет жизни, элементы, из которых он состоит, тело и пища, чтобы восстанавливать себя — словом, ему все сопричастно. Следовательно, чтобы изучить человека, необходимо понять, зачем ему нужен воздух, а чтобы изучить воздух, необходимо понять, ка­ким образом он связан с жизнью человека, и так далее... чтобы изу­чить одно, надо изучить и другое. Итак, поскольку все в мире — причина и следствие, движитель и движимое, непосредственное и опосредованное, поскольку все скреплено природными и неощути­мыми узами, соединяющими самые далекие и непохожие явления, мне представляется невозможным познание частей без познания целого, равно как познание целого без досконального знания всех частей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: