Вопрос 13 Руководство власть и партнерство




Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Власть может быть формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объемом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть особого влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.

Согласно классификации американских ученых Фpэнчa и Рэйвeнa, имеется пять основных форм власти: Власть, основанная на принуждении – это не эффективная форма власти, основанная на чувстве страха: потерять работу, лишиться каких-либо полномочий и пр., она демонстрирует возможность наказывать таким образом, чтобы помешать удовлетворению какой-либо насущной потребности человека. Власть, основанная на вознаграждении – это эффективная форма власти, основанная на положительном подкреплении подчиненного с целью добиться от него желаемого положительного поведения. Экспертная власть осуществляется посредством веры в реальные достижения и эффективность результатов человека, стоящего у власти, веры в человека, владеющего необходимыми специальными знаниями, находящегося в близи от фактической деятельности. Эталонная власть – это власть примера, характеристики которого настолько привлекательны для подчиненного, что появляется потребность в принадлежности и уважении, желании быть таким же. З аконная или традиционная власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации, тогда удовлетворение потребностей подчиненного определяется чувством долга повиноваться указаниям вышестоящих по должности.

Существует много способов управленческого влияния это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д. Власть – это возможность одного человека подчинять своей воле другого, а влияние – это процесс и результат изменения поведения, установок, намерений, представлений, оценок и пр. в ходе взаимодействия людей.

Для э ффективного использования влияния необходимы определенные условия: 1. потребность, к которой аппелируют должна быть актуальной т сильной; 2. человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения какой-либо потребности; 3. человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребность; 4. человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Для того, чтобы власть в организации была более эффективной и работала для достижения общих целей, необходимо работать так, чтобы существовал гармоничный баланс власти подчиненных и власти руководителя

Существует несколько видов стратегий влияния:

1. Стратегия подталкивания предполагает влияние через наказания или угрозы наказания.

2. Стратегия приманивания заключается во влиянии на людей посредством вознаграждения.

3. Использование убеждения – это способ воздействия на людей, основанный на призыве к разуму человека, но, к сожалению, понятие разумного у людей может сильно отличаться.

4. Подготовительные стратегии заключаются в подготовке определенных условий для оказания влияния на людей, при которых человек окажется в сетях манипуляции его сознанием и поведением. 5. Превентивные стратегии заключаются в оказании такого влияния на людей, которое позволит предотвратить каких-либо действия или решения.

В практике управления встречаются такие понятия как: бюрократический стиль, псевдодемократический стиль, анархический стиль. Они не являются отдельными разновидностями стилей, а могут рассматриваться как формы деформации названных выше стилей руководства.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).
Существует три стиля руководства: авторитарный; демократический; либеральный.
1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. (необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы). Положительные моменты: не требует особых материальных затрат: позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
Отрицательные моменты: подавляет инициативу; требует громоздкой системы контроля за работой персонала; повышает степень бюрократизма.
2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. (актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций).
Положительные моменты: стимулирует творческую деятельность; снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно; повышает мотивацию труда; улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы. Отрицательные моменты: не осуществляется жесткого централизованного контроля; ответственность за выполнение может долго перекладываться; затягивается процесс принятия решений и их выполнения.
3.Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированност­ь.

Эффективный менеджер должен обладать следующими 10 качествами: 1) способность управлять собой (физическое и психологическое здоровье); 2) разумное восприятие личных ценностей, разумное представление о том, что является главным и ценным в жизни; 3) целеустремленность; 4) стремление к самосовершенствованию; 5) умение решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям; 7) умение влиять на окружающих; 8) знание основ современного менеджмента, обладание практическими навыками их использования; 9) способность руководить; 10) умение обучать. Эффективный менеджер – прежде всего, личность, человек, а потом уже специалист. Делегирование – передача иным (обычно рабочим) ответственности равно авторства операций и/или согласования таких деяний

Руководитель – это должностное лицо, наделенное властными полномочиями, системой санкций и вознаграждений, реализующее управленческие функции по осуществлению деятельности для достижения целей организации. Деятельность руководителя осуществляется через выполнение им межличностных, информационных и, связанных с принятием решений, ролей.

К межличностным ролям относятся: 1. роль «главного руководителя» – это выполнение обязанностей социального и правового характера во внешней среде; 2. роль «лидера» связана с мотивацией и активизацией подчиненных; 3. роль «связующего звена» – это организация сети внешних контактов и источников информации.

Информационные роли наиболее многочисленны: 1. роль «приемника информации» – это поиск и получение информации из внутренних и внешних источников; 2. роль «распространителя информации» подразумевает интерпретацию и передачу полученной информации внутри организации; 3. роль «представителя», которая связана с передачей информации относительно политики, планов, действий, результатов работы организации во внешнюю среду.

К ролям, связанным с принятием решений относятся: 1. роль «предпринимателя», который запускает проекты развития в соответствии с имеющимися возможностями; 2. роль «устраняющего нарушения» – это осуществление корректировочных действий по разрешению проблем и кризисов; 3. роль «распределителя ресурсов», связанная с программированием работы подчиненных); 4. роль «ведущего переговоры», т.е. человека осуществляющего представительские функции и отстаивающего позиции организации во внешней среде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: