Обучающиеся должны: | |||||
Подраз дел | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
2,5 млн.лет назад- V век. Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия, Египет, Месопота-мия, Персия, Бактрия, Кушанское царство, государст- во эфталитов | V век - середина XVII века. Франция, Германия, Англия, Китай, Индия, Киевская Русь, Московское государство, Османская империя, Арабский халифат, Византий- ская империя | Середина XVII века - XIX век. Франция, Германия, Великобрита- ния, США, Китай, Япония, Индия, Российская империя, Османская империя | I половина XX века. Франция, Германия, Великобри- тания, США, Китай, Индия, Российская империя и СССР, Турция, Саудовская Аравия, Япония | II половина XX века - XXI век. Франция, Германия, Великобри- тания, США, Китай, Индия, СССР, Россия, Корея, Япония, арабские страны | |
1.1 Социальные структуры | 5.1.1.1 - объяснять происхож- дение человека на основе различных теорий | 6.1.1.1 -описывать социальную структуру феодального общества | 7.1.1.1 -использовать понятия «капитал», «буржуазия», «рабочий класс»/ пролетариат для объяснения социальной структуры общества | 8.1.1.1 -характеризо-вать влияние Октябрьской социалистиче-ской революции на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события | 9.1.1.1 -выявлять изменения социальной структуры в связи с отказом от социалистиче-ского пути развития |
5.1.1.2 - объяснять первичные формы объединения- человече-ское стадо, род, община, племя- и их сходства и различия | 7.1.1.2 - устанавливать связь между возникнове-нием мануфактур, фабрик и формировани-ем класса наемных рабочих | 8.1.1.2 - анализировать изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллиген-ции) в связи с развитием социалисти-ческого общества | |||
7.1.1.3 - определять особенности социальной структуры стран Азии (Китай, Индия, Япония) в период колониальной экспансии европейских держав | |||||
1.2 Социальное взаимо-дейст-вие | 5.1.2.1 - описывать социальную организацию древнего общества | 6.1.2.1 - характеризо-вать взаимоотно-шения господст-вующих и зависимых сословий (феодалы и крестьяне) | 7.1.2.1 - определять роль буржуазии в системе общественных отношений | 8.1.2.1 - анализировать влияние распростране-ния реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм) | 9.1.2.1 - определять сходства и различия социальной структуры в западных и восточных странах, приводя примеры вертикальной и горизонталь-ной мобильности |
5.1.2.2 - определять особенности рабства в Древнем мире | 7.1.2.2 - выявлять особенности трансатланти-ческого рабства | 9.1.2.2 - определять факторы, влияющие на уровень жизни людей в ведущих и развивающих-ся странах мира | |||
5.1.2.3 - использо-вать понятие «кастовая система» в Индии для объяснения социальной структуры общества | 9.1.2.3 - прослеживать социальные изменения в связи с процессом глобализации в современном мире (трудовая миграция, социальная интеграция), моделируя возможный сценарий исторического развития общества | ||||
9.1.2.4 определять роль средств массовой информации в формировании общественно-го сознания |
|
2) Развитие и взаимодействие культур
Обучающиеся должны: | |||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Подраздел | 2,5 млн. лет назад - V век. Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия, Персия, Египет, Месопота-мия, Бактрия, Кушанское царстов, государст-во эфталитов | V век - середина XVII века. Франция, Германия, Англия, Италия, Испания, Китай, Индия, Киевская Русь, Московское государство, Османская империя, Иран, Арабский халифат, Византийская империя | Середина XVII- XIX век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Япония, Индия, Россйская империя, Османская империя, Иран | I половина XX века. Франция, Германия, Англия, США, Япония, Китай, Индия, Российская империя, СССР, Турция, Саудовская Аравия | II половина XX века- XXI век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Япония, Италия, Индия, Россия, СССР, арабские страны |
2.1 Религии | 5.2.1.1 - объяснять основные религиоз-ные понятия (Бог, храм, жрец, Священное писание, идол) | 6.2.1.1 - определять причины изменения роли религии в мировоззрении человека и в общественной жизни | 7.2.1.1 - выявлять изменения в жизни людей в связи с ограниче-нием роли религии в обществе | 8.2.1.1 - описывать взаимоотноше-ния государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов | 9.2.1.1 - давать оценку деятельности традиционных и деструктив-ных религиозных организаций в жизни общества |
5.2.1.2 - знать древние религиоз-ные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия | 6.2.1.2 - объяснять понятия «гуманизм», «реформация», «протестан-тизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контррефор-мация», «иезуитский орден» в контексте исторических процессов | 7.2.1.2 - определять задачи миссионер-ства | 8.2.1.2 - объяснять понятия «секуляриза-ция», «свобода совести», «светское государство», «государствен-ная религия» | 9.2.1.2 - использовать знания о религии для понимания и интерпретации современных общественно-политических проблем | |
5.2.1.3 - описывать влияние религии на развитие древнего общества | 9.2.1.3 - определять роль мировых религий в формировании цивилизацион-ных путей развития человечества, прослеживая непрерыв-ность исторического процесса | ||||
2.2 Искусство | 5.2.2.1 - знать понятие «первобыт-ное искусство» для описания образа жизни древней-ших людей | 6.2.2.1 - определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями | 7.2.2.1 - использо-вать произведе-ния искусства для интерпрета-ции историче-ских событий | 8.2.2.1 - описывать основные течения в искусстве XIX-в начале XX веков (модернизм, символизм, реализм, авангардизм) | 9.2.2.1 - анализировать влияние известных деятелей искусства на развитие общества, самостоятель-но оценивая их деятельность в контексте мировой истории |
5.2.2.2 - описывать храмы и пирамиды древнего Египта | 6.2.2.2 - определять влияние изменений в обществе на развитие искусства (архитектура, живопись) | 7.2.2.2 - определять признаки основных стилей и течений в искусстве (неокласси-цизм, романтизм, импрессио-низм, реализм) | 8.2.2.2 - анализировать влияние массовой культуры (кинематограф, радио) на духовное развитие общества в первой половине ХХ века | 9.2.2.2 - оценивать влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине ХХ- начале ХХI веков | |
5.2.2.3 описывать искусство древнего мира | 6.2.2.3 - характеризовать культуру эпохи Возрождения, устанавливая взаимосвязь с культурой античности (изобразитель-ное искусство, скульптура) | 9.2.2.3 - анализировать становление новых форм художествен-ного творчества в условиях информацион-ного общества | |||
6.2.2.4 - характеризовать особенности средневековой культуры Востока | |||||
2.3 Философ-ские системы | 5.2.3.1 - давать простое объяснение взглядов философов древности | 6.2.3.1 - объяснять значение научных достижений восточных мыслителей | 7.2.3.1 - выявлять причины зарождения новых обществен-но- поли-тических течений в России (народниче-ство, либера-лизм) | 8.2.3.1 - использовать понятия «позитивизм», «прагматизм», «экзистенциа-лизм» для характеристики исторической эпохи | 9.2.3.1 - оценивать влияние различных философских взглядов на современную общественную жизнь |
6.2.3.2 - описывать влияние идей гуманистов на развитие средневековой культуры | 7.2.3.2 - определять влияние идей Эпохи Просвеще-ния на обществен-ное развитие | 9.2.3.2 - оценивать влияние идей защиты прав человека на деятельность современных международ-ных правозащит-ных организаций | |||
7.2.3.3- объяснять взгляды К. Маркса и влияние марксизма на обществен-ную жизнь | 9.2.3.3- аргументиро-вать важность сохранения национальных культурных ценностей в условиях глобализации | ||||
2.4 Наука | 5.2.4.1 - описывать роль письменно-сти в развитии древнего общества | 6.2.4.1 - объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека | 7.2.4.1 - анализиро-вать значение научных открытий в жизни человека и общества, отмечая изменения и преемст-венность | 8.2.4.1 - характеризо-вать роль теории кейнсианства в социально-экономическом развитии стран мира | 9.2.4.1 - оценивать и интерпрети-ровать социальные и экологические последствия научно-технической революции |
5.2.4.2 - описывать влияние хозяйствен-ной деятельнос-ти и социальных изменений на появление и развитие наук (арифмети-ка, геометрия, астроно-мия, медицина) | 6.2.4.2 - определять значение научных открытий о строении Вселенной в период позднего средневековья для последующего развития естественных наук | 8.2.4.2 - оценивать роль науки в социально-экономическом развитии стран мира, обобщая причины, результаты, значение исторических событий | 9.2.4.2 - делать выводы о значении науки и образования для решения глобальных проблем современно-сти, моделируя возможный сценарий развития человеческой цивилизации | ||
6.2.4.3 - определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественни-ков в XV-XVI веках | 8.2.4.3 - оценивать роль военной науки и техники, военной стратегии, объясняя ход и итоги основных сражений Первой мировой войны | 9.2.4.3 - анализировать влияние новых научных открытий на развитие общества (генетика, микробиоло-гия, информацион-ные технологии, нано- технологии, ядерная физика) |
|
|
3) Развитие и взаимодействие политических систем
Обучающиеся должны: | |||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Подраздел | 2,5 млн. лет назад - V век. Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия, Персия, Египет, Месопота-мия, Бактрия, Кушанское царство, государство эфталитов | V век- середина XVII века. Франция, Германия, Италия, Англия, Китай, Индия, Япония, Киевская Русь, Московское государство, Османская империя, Иран, Арабский халифат, Византийская империя, Тюркский каганат | Середина XVII века - XIX век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Япония, Индия, Российская империя, Италия, Дания, Венгрия, Османская империя, Иран | I половина XX века. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Япония, Индия, Российская империя, СССР, Саудовская Аравия, Турция, Австро- Венгрия | II половина XX века - XXI век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Италия, Индия, СССР, Россия, арабские страны, Корея, Сингапур, Швеция, Малайзия, Япония |
3.1 Государ-ство: признаки, структу-ра и формы правле-ния | 5.3.1.1 - характеризо-вать особенности политичес-кого устройства древних государств | 6.3.1.1 - знать хронологиче-ские рамки раннего, среднего и позднего средневековья и отмечать их на ленте времени | 7.3.1.1 - выявлять особенности республикан-ского строя | 8.3.1.1 - анализиро-вать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия), на жизнь общества | 9.3.1.1 - использовать понятие «государство благосостояния» для характеристики изменений в социальной сфере в 1970 - 1980 годы |
5.3.1.2 - объяснять возникнове-ние демократии в Афинском государстве | 6.3.1.2 - различать формы монархии в странах Запада и Востока (сословно-представи-тельная и абсолютная) | 7.3.1.2 - характеризо-вать политику экспансии США в западном направлении | 8.3.1.2 - объяснять предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командно-администра-тивной системы) | 9.3.1.2 - анализировать пути становления конституцион-но-правовой идеологии (Всеобщая Декларация прав человека, ОБСЕ, ЕС, Международ-ный суд в Гааге) в ведущих странах Европы и Азии | |
6.3.1.3 - описывать этапы развития феодального государства | 7.3.1.3 - использовать понятия «крепостное право», «декабристы», «народники», «индивидуальный террор», «диктатура пролетариата» для объяснения исторического события | 8.3.1.3 - объяснять различные пути выхода из мирового экономиче-ского кризиса (США, Франция, Германия), сопоставляя факты, процессы, события | 9.3.1.3 - выявлять закономерно-сти исторического развития государств | ||
6.3.1.4 - устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизо-ванных государств | 7.3.1.4 - определять значение становления национальных государств (Италия, Германия), сравнивая исторические события разных стран в один и тот же период времени | 9.3.1.4 - оценивать роль личности в истории | |||
6.3.1.5 - сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти | |||||
6.3.1.6 - объяснять понятия «Парламент», «Генеральные штаты», «сейм», «кортес», «Боярская Дума» для характеристики формы правления | |||||
3.2 Империи, войны, восста-ния и револю-ции | 5.3.2.1 - знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотно-шений государств в древности | 6.3.2.1 - выявлять и классифициро-вать причины распада Римской империи | 7.3.2.1 - характеризо-вать причины буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке | 8.3.2.1 - устанавливать предпосылки и причины начала Первой мировой войны | 9.3.2.1 - анализировать причины и последствия распада колониальной системы |
5.3.2.2 - объяснять, каким образом завоеватель-ные войны и возникнове-ние империй изменяли границы государств | 6.3.2.2 - определять причины и последствия антифеодаль-ных восстаний в позднем средневековье | 7.3.2.2 - описывать изменение характера международ-ных отношений в XVIII- середине XIX веков | 8.3.2.2 - обобщать причины распада империй (Австро - Венгрия, Россия, Османская империя), описывая изменения на политической карте мира | 9.3.2.2 - анализировать исторические события для объяснения понятия «холодная война» | |
5.3.2.3 - описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины | 6.3.2.3 - описывать внутреннюю политику Византии, выявляя и классифицируя причины ее долговечности | 7.3.2.3 - определять основные изменения на политической карте мира в XIX веке, анализируя последствия колониальной экспансии | 8.3.2.3 - анализиро-вать причины, характер и последствия Второй мировой войны | 9.3.2.3 - характеризо-вать противостоя-ние военно - политических блоков НАТО и ОВД, опираясь на знания исторических фактов и карты | |
6.3.2.4 - описывать политику дипломатии Византии на примере ее взаимоотноше-ний с соседними государствами | 7.3.2.4 - оценивать влияние захватниче-ских войн на изменение мировой политики (на примере походов Наполеона I) | 8.3.2.4 - анализиро-вать и оценивать деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтон-ской системы | 9.3.2.4 - выделять интеграцион-ные и дезинтегра-ционные процессы в мире после окончания холодной войны | ||
6.3.2.5 - выявлять особенности международ-ных отношений в период средневековых завоеваний | 7.3.2.5 - использовать понятия «либерализм», «консерва-тизм», «социализм», «марксизм», «национа-лизм» для объяснения исторических событий | 8.3.2.5 - характеризо-вать территориаль-ный раздел мира и политическое устройство стран к началу ХХ века | 9.3.2.5 - обобщать причины и последствия локальных конфликтов | ||
6.3.2.6 - определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике | 7.3.2.6 - характеризо-вать влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока | 9.3.2.6 - оценивать деятельность ООН в урегулирова-нии международ-ных конфликтов | |||
6.3.2.7 - объяснять понятие «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) | 9.3.2.7 - анализировать проблему международно-го терроризма и экстремизма на современном этапе | ||||
9.3.2.8 - обобщать и оценивать изменения на политической карте мира во второй половине ХХ века |
4) Развитие экономических отношений
Обучающиеся должны: | |||||
Подраздел | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
2,5 млн. лет назад- V век. Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия, Персия, Египет, Месопота-мия, Бактрия, Кушанское царство, государство эфталитов | V век - середина XVII века. Франция, Германия, Италия, Англия, Китай, Индия, Османская империя, Персия, Арабский халифат, Византий-ская империя | Середина XVII века - XIX век. Франция, Германия, Италия, Англия, Китай, Япония, Индия, Российская империя, США, Персия, Османская империя | I половина XX века. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Италия, Индия, Российская империя, СССР, Турция, Египет | II половина XX века - XXI век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Италия, Индия, СССР, Россия, Арабские страны, Корея, Сингапур, Швеция, Малайзия, Япония | |
4.1 Хозяйствен- ные системы: эволюция и взаимодей-ствие | 5.4.1.1 - описывать виды хозяйствен-ной деятельности (собиратель-ство, охота, рыболовство, земледелие, скотовод-ство, освоение металлов, меновая торговля) | 6.4.1.1 - характери-зовать особеннос-ти развития средневе-ковых городов, определяя роль ремесла и торговли | 7.4.1.1 - объяснять процесс перехода от феодального к капиталистиче-скому хозяйству в Европе (мануфактура, фабрика), выявляя причины и следствия | 8.4.1.1 - оценивать влияние достижений технической революции в начале XX века (конвейерное производство, стандартиза-ция) на развитие хозяйственной системы разных стран | 9.4.1.1 - анализировать причины и последствия безработицы в 70-е годы XX века |
5.4.1.2 - объяснять понятие «неолитиче-ская революция», раскрывая ее значение | 6.4.1.2 - объяснять роль междуна-родной торговли и путешест-вий в средние века | 7.4.1.2 - характеризо-вать роль промышленно-го переворота в становлении Англии как ведущей мировой державы | 8.4.1.2 - использовать понятие «модерниза-ция» для объяснения процесса развития индустриаль-ного общества | 9.4.1.2 - интерпретиро-вать экономическое развитие стран во второй половине XX века, используя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация» | |
5.4.1.3 - описывать систему хозяйства древних цивилизаций | 7.4.1.3 - определять особенности развития капиталистиче-ских монополий в США | 8.4.1.3 - использовать понятия «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий | 9.4.1.3 - оценивать значение экономической интеграции в условиях глобализации | ||
7.4.1.4 - объяснять развитие товарно-денежных отношений, используя понятия «экспорт», «импорт», «экспансия», «колонизация», «фактория» | 8.4.1.4 - определять причины обострения противоречий индустриаль-ного общества (дисбаланс между производ-ством и потребле-нием), сопоставляя факты, процессы, события | 9.4.1.4 - выявлять противоречия в развитии социалистиче-ской хозяйственной системы, анализируя причинно- следственные связи | |||
8.4.1.5 - выявлять причины изменений в экономике США и Японии в результате структурного экономиче-ского кризиса в 1930-е годы | 9.4.1.5 - анализировать основные факторы, способствовав-шие быстрому экономичес-кому росту стран Юго-Восточной Азии | ||||
4.2 Историче-ские модели экономиче-ских систем | 5.4.2.1 - сравнивать присваива- ющий и производя-щий типы хозяйства для понимания экономиче-ского прогресса | 6.4.2.1 - характери-зовать особеннос-ти феодально-го типа хозяйства, объясняя формы экономии-ческих отношений | 7.4.2.1 - определять особенности процесса перехода к промышленной стадии развития общества в разных странах | 8.4.2.1 - сравнивать экономиче-ские системы капитализма и социализма в первой половине XX века, используя понятия «плановая экономика», «рыночная экономика». | 9.4.2.1 - интерпретиро-вать и обосновывать эффективность экономических систем |
7.4.2.2 - определять различия между доиндустриаль-ным и индустриаль-ным этапами развития общества | 9.4.2.2 - оценивать роль информации как главного экономическо-го ресурса постиндуст-риального общества |
21. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
22. Темы в долгосрочных планах организованы в виде проблемных вопросов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся уже в самом начале урока и способствует развитию критического мышления, навыков постановки проблемных вопросов и самостоятельного анализа.
23. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету
«Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Долгосрочный план