Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами




Правоохранительная функция

 

Она состоит в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами.

 

Социальная функция

Она призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Например, государство должно:

- выплачивать пенсии пожилым людям

 

- платить пособия по безработице

 

- оказывать помощь многодетным семьям

 

Культурно-просветительская функция

 

Она направлена на подъем культуры и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни, науке, искусстве.

Например:

-создание и финансирование школ,колледжей,институтов.

 

Экологическая функция

Она предполагает, что государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране.

Например:

-запрещение загрязнения, и наказание за нарушения.

 

Внешние функции:

Оборонительная функция

Она заключается в обороне государства от внешних угроз

- охрана границ (пограничные войска)

- таможня

 

Экономическое сотрудничество с другими странами

Это объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между странами.

 

Борьба за мир и мирное существование

Это тип отношений между государствами с различным общественным строем, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путём переговоров.

 

Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами

Выражается в обмене между странами научным и культурным опытом.

Поощрению международного сотрудничества в научной и культурной сфере способствует, например, Экономический и Социальный Совет ООН.

 

Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды

ЮНЕП (англ. UNEP United Nations Environment Programme)-программа ООН по окружающей среде существует с 15 декабря 1972 г.

Главной целью ЮНЕП является организация проведения мер,направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.

 

Билет 3

Соотношение Общества и государства

 

Общество — это исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство — это особым образом организованный разряд людей, систематически осуществляющий управление обществом, особый вид управления этим обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.

Государство выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества.

Таким образом, государство — это только часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение.

По характеру государства мы судим об обществе: развитое, отсталое, демократическое, свободное и т. д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества — как внешним, так и внутренним — как орудие подавления и насилия.

Общество возникло раньше государства и поэтому имеет более развитую историю своего развития. Государство, порожденное обществом, в ходе своего развития приобретает самостоятельность, впрочем, достаточно условную. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется и зависит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень независимости государства от общества различна.

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.

Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания:

1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях;

2) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

3) обязательность основного общего образования и т. д.

 

 

Билет 4

Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

 

Какие теории зарождения государства существуют:

1. Государство создано Богом.

Как древние египтяне представляли создание государство - добрый "бог" Осирис спустился с небес, и диким людям дал ремёсла, стал первым царём. Злой Сет устроил западню для Осириса, вбил его, расчленил и раскидал по всей долине. Жена Осириса собрала его, воскресила и теперь он правит Аидом.

 

Индусы - один из "богов" создавал людей из разных частей тела, почему индийское общество делится на касты, кому какой материал достался.

Брахманы были созданы из уст, ими "бог" говорит и устанавливает законы. Они исповедуют слово божье.

 

2. Вторая теория патриархальная, патриарх переводится как отец. Патриархальная - государственная власть происходит из власти отца в семье. Берём Адама и Еву.

Подчиняйся своему мужу, Ева. У главы семьи власть над женой, потом власть над детьми. И так далее. Так отец превращается в патриарха. Он начальник всего рода. Государство рисуется как огромная семья.

Патриархальная община это была форма нашего народа до револбции и далее не особо изменилась.

Особенно на Востоке общинный образ жизни и сегодня характерен.

Семья - это продукт распада родовой общины. А не род это соединение семей.

3. Теория общественного договора. Согласно Томасу Гоббсу, человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без политической власти. Без неё мы жили бы в естественном состоянии, где у каждого есть неограниченные естественные свободы, включая «право на все» и, соответственно, свободу вредить всем, кто угрожает нашей собственной жизни; была бы бесконечная «война всех против всех» (Bellum omnium contra omnes). Чтобы избежать этого, свободные люди устанавливают политическое общество, то есть гражданское общество через общественный договор, в котором каждый получает выгоду от гражданских прав взамен подчинению гражданскому кодексу или политической власти.

4. Материалисти́ческая (маркси́стская, исто́рико-материалисти́ческая, диале́ктико-материалисти́ческая) тео́рия происхожде́ния госуда́рства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий»[1].

 

Билет 5

Правоведение

Выделяют три основных стадии развития государства.

* раннее государство — организационно и социально неполное. Примерами ранних государств могут служить государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. Концепция раннего государства разработана нидерландским политантропологом Х. Й. М. Классеном и его соавторами[7];

* развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае;

* зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом, является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис; отличительной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первыми развитыми государствами признаются Англия и Франция на рубеже XVII—XVIII и Китай в несколько более поздний период.

 

Билет 6

§ 5. Первобытное (догосударственное) общество

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племен.

Сегодня научная периодизация догосударственного общества обосновывается по-новому. Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства:

• присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);

• производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).

Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести – ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

 

 

Билет 7 Происхождение государства Российского

В истории образования Российского государства выделяется три этапа.
На первом этапе (1301—1389) происходит возвышение Москвы, борьба между княжествами (Московским, Твер-
118

ским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за Владимирский великокняжеский престол. В этой борьбе победило Московское княжество. Под знаменами московского князя Русь разгромила татаро-монголов на Куликовом поле.

 

На втором этапе (1389—1462) идут внутренние распри между потомками московского князя Дмитрия Донского (война второй четверти XV века). Происходит усиление власти Великого князя.
Территориальный рост Московского княжества в конце XIV — начале XV веков являлся важным этапом на пути к созданию единого русского государства.

 

На третьем этапе (1462—1533) при московских князьях Иване III и его сыне Василии III завершилось политико-территориальное формирование Российского государства.
121

Период княжения сына Василия Темного, Ивана 3 (1462— 1505 гг.), был важнейшим этапом в процессе создания Российского государства. Именно в это время произошло образование основной территории России, формирование ее политической системы. Иван 3 являлся крупнейшим государственным деятелем, человеком с большими замыслами и решительными начинаниями. Высшей целью Ивана 3 было объединение под властью Москвы всех русских земель. В 1463 году к Москве присоединили Ярославское княжество, затем покорили обширный Пермский край, под руку Великого князя перешло Ростовское княжество. В 1471 г. настал черед «господина Великого Новгорода»: рать Великого князя выступила из Москвы, и побежденный в битве на реке Шелони Новгород оказался приведенным к повиновению. В 1478 г. Новгородская республика была ликвидирована, а сам Новгород и его земли вошли в состав Московского княжества. Для упрочения своей власти в Новгороде Иван 3 выселил в Москву 1000 новгородских бояр и купцов, переселив на их место московских служилых людей. В 1485 г. была покорена старая соперница Москвы — Тверь, а через четыре года к Москве присоединилась Вятская область. Иван 3 стал называться Великим князем всея Руси.
Объединив большую часть русских земель, Иван 3 начал вести себя как независимый государь и перестал платить дань татарам. Ахмат, хан Большой Орды, решил восстановить господство над Русью. В 1480 г. Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял Большую Орду в поход. Над Русью нависла опасность. Войска Ахмата подошли к реке Угре (притоку Оки), которая протекала по границе Москов-ского княжества и Литвы. Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось «стояние на Угре» войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 ноября 1480 г. Ахмат повернул прочь. Неудача похода вызвала новую вспышку усобиц в Орде, и Ахмат был убит.
При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, определившие ее на столетия вперед. Иван 3 выдвинул положение, согласно которому московские князья являлись наследниками князей Киевской Руси, а земли Киевской Руси - вотчиной московских государей. После того, как Золотая Орда окончательно
122

распалась на Казанское, Астраханское и Крымское ханства, Иван 3 объявил Московскую Русь наследницей Золотой Орды и предъявил претензии на ее бывшие земли. Преемники Ивана III продолжили его политику.
По мере сосредоточения земель под властью Великого князя московского менялся сам характер власти, ее организация и идеология. В дипломатической переписке Иван 3 с 1485 г. именовал себя так: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси». Удельными князьями оставались, главным образом, братья и племянники Великого князя, но они уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами и осуществлять судебные разбирательства по важным делам.
В целях повышения престижа своей власти Иван III после смерти первой жены (тверской княгини Марии Борисовны) сочетался браком с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI. При кремлевском дворе стал вводиться сложный и строгий церемониал. В дипломатических бумагах появился новый, более торжественный язык, складывалась пышная терминология. Во время приемов иностранных послов Иван 3 сидел на троне, подаренном ему Палеологами. Послы должны были низко кланяться государю, одетому в расшитые золотом и серебром одежды. Составной частью их стали византийские «бармы» (оплечья) и так называемая «шапка Мономаха», якобы подаренная византийским императором еще Владимиру Мономаху.
При Иване 3 появился новый герб Российского государства. Старый московский герб, изображавший всадника, поражающего копьем змея, был объединен с византийским двуглавым орлом. По мере централизации изменялась и организация управления государством. Сократилось число удельных княжеств, бывшие удельные князья пополнили ряды московского боярства. Самые знатные бояре входили в состав Боярской думы — высшего совещательного органа; в Боярской думе решались все важнейшие государственные проблемы и дела дворцового хозяйства. Постепенно выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством, дворцовыми землями. Наряду с
123

системой дворцов в конце XV века стали зарождаться центральные правительственные учреждения, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они получили название изб, а позднее — приказов. Во главе изб обычно стояли бояре, но основную работу выполняли дьяки, из числа служилых дворян — управляющие канцелярией и их помощники.
В административном отношении основная территория государства делилась на уезды, а последние — на волости и станы. Общее управление на местах было сосредоточено в руках наместников и волостелей. Они являлись судьями, сборщиками доходов князей. Наместники были также военными начальниками городов и уездов; по старому обычаю они содержались («кормились») за счет населения.
К правлению Ивана 3 относится становление поместной системы. После присоединения Новгорода Великий князь конфисковал земли новгородских бояр, разделил их на поместья в 100 — 300 десятин и раздал своим воинам-всадникам («помесчикам»). Помещики не имели власти над крестьянами в рамках своих поместий, они лишь собирали с них подати, размеры которых были зафиксированы в переписных листах. Владение поместьем являлось обусловленным службой: сами помещики регулярно вызывались на смотры. Поместья могли наследоваться, но сыну, поступающему в службу вместо отца, давали не весь отцовский надел, а лишь то, что полагалось молодому воину, «новику». Поместная система положила начало выделению военно-служилого сословия — дворянства. Главным юридическим признаком этого сословия стало право на владение землей при условии несения государственной службы.
Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497) с едиными правовыми нормами. Статья 57-я «Судебника», законодательно оформляя поместную систему, ограничивала крестьянам сроки ухода от помещика неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); в случае ухода крестьянин должен был платить налог (пожилое).
Иван III умер в 1505 г. на 67-м году жизни после 44 лет правления. Уходя из жизни, он четко наметил новый порядок наследования престола.

 

Билет 8

Форма государства — это способ организации и реализации государственной власти.

В состав формы государства входят:

1) форма государственного правления,

2) форма государственного устройства,

3) форма государственного (политического) режима

 

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

 

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

 

Билет 9

 

Форма государственного правления — это способ организации высшей государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов, порядке их образования, характере их взаимоотношения между собой (распределение между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их формировании) Ядро «правящих» органов составляют: глава государства (олицетворяющий единство государственной власти), парламент (законодательный орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов). Форма государственного правления по существу выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме государства.

 

По форме государственного правления государства подразделяются на монархии и республики.

В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или частично (ограниченная монархия) одним лицом.

В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха ограничена парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парламентом конституцией, которую монарх не в праве изменить

Виды конституционной (ограниченной) монархии:

- парламентская монархия — в ней состав правительства формируется парламентом, без участия в этом процессе главы государства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только парламенту. Подобная форма правления наблюдается, например, в современной Англии, Японии;

- дуалистическая монархия — в ней состав правительства формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в дальнейшем правительство подотчетно только монарху, который руководит им лично, либо через назначаемого им премьер-министра.

 

В республике верховная государственная власть осуществляется избранными населением на определенный срок органами (парламентом, президентом).

Виды республик:

- парламентарная— состав правительства формирует только парламент и оно подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.);

- президентская— глава государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) формирует состав правительства, руководит им, определяет его политику (США, Иран, Ирак и др.);

- смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская, иногда в юридической литературе вместо термина «смешанная» используется термин «полупрезидентская»)— предлагаемый президентом состав правительства (премьер-министр и др.) подлежат обязательному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия и др.);

 

Билет 10

Форма государственного устройства - это территориальная организация государства, характеризующаяся соотношением государства в целом с его составными частями. Конкретная форма государственного устройства дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория государства, каково их правовое положение, соотношение и взаимосвязь его иерархических структур. В современной литературе принято выделять три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Унитарное государство (в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.) – наиболее простая форма государства, в нем, как правило, отсутствуют территориальные образования, обладающие признаками государственности. Хотя некоторые унитарные государства имеют в своем составе автономии (Испания, Азербайджан и др.). В этой связи унитарные государства подразделяются на простые и сложные. Простые имеют только административно-территориальное деление, т.е. они состоят из определенных административно-территориальных образований, а сложные – имеют в своем составе автономии. Унитарная форма государственного устройства характеризуется в основном тем, что в таком государстве существует двухзвенная система органов: высшие и местные органы. Кроме того, в государствах существует единое законодательство, кредитно-денежная система, единая система налогов.

Федеративное государство (в Германии, Индии, Мексике, Канаде) – это наиболее сложная форма государственного устройства. Характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета. Это, по сути, государство, которое состоит из отдельных государств. Те территориальные образования, которые обладают государственностью, именуются субъектами федерации (не менее 2-ух). В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). В федеральных государствах может существовать двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. Таким образом, государственное управление федерального государства является более сложным, чем в унитарном.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

 

 

Билет 11.

 

Государственный (политический) режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Государственные режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Демократические характеризуются: во-первых, фактическим или формальным народовластием, во-вторых, политическим и идеологическим плюрализмом, то есть множественностью партий и идеологий. В-третьих, признанием демократических прав и свобод личности, населения которое реально существует.

 

Антидемократический режим – антипод демократических режимов. Отсутствует народовластие, политический и идеологический плюрализм, отсутствуют широкие права и свободы граждан. К антидемократическим режимам прошлого относятся режимы: деспотия, тирания, аристократический режим и абсолютистский режим. Данные режимы характерны для государств древнего мира и средневековья. В современных государствах принято выделять: авторитарный и тоталитарный режимы. Тоталитарный рассматривается как крайне антидемократический режим. Существует две разновидности тоталитарного режима: правый тоталитаризм – (фашистские и полуфашистские государства) и левый тоталитаризм (бывшие социалистические страны) – более мягкий режим, который внешне может напоминать режим демократии. Для всех тоталитарных режимов это то, что: 1 Огосударствление всех сфер общественной жизни – существует всеобщий тотальный контроль за всей общественной жизнью. 2 Наличие единственной политической правящей партии возглавляемой харизматическим лидером. 3 Наличие идеологии, которой подчинено всё население. 4 Наличие специальных органов, осуществляющих тотальный контроль над (умами) населением. 5 Фактическое отсутствие демократических прав и свобод. Авторитарный режим более мягкий режим, более демократический по сравнению с тоталитарным. Во главе государства личность или группа (военная хунта).

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

 

Билет 12.

Типы Государств

Тип государства определяется уровнем исторического развития его цивилизации, культурно-исторических традиций. В научной литературе преобладают два главных методологических подхода к типологизации государств[1]:

1. Формационный рассматривает тип государства в зависимости общественно-экономических отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое)

2. Цивилизационный считает основным уровень развития технологий (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.).

В последнее время появилась тенденция к сближению этих подходов[1].

 

 

БИЛЕТ 13 Демократическое государство

Современное государство в процессе своей эволюции приобрела три важные характеристики: демократизма, социальной защиты и правовой сущности. 
Демократическое государство - тип государства, в которой народ является источником власти, где государственные демократические социально-политические институты и демократический тип политической культуры, обеспечивающие органичное сочетание участия народа в решении общегосударственных дел с широкими гражданскими правами и свободами.
В демократическом государстве существуют реальное равенство перед законом граждан и органов управления (верховенство закона), гражданское общество, распределение властных полномочий между одними ее ветвями, эффективные механизмы сдержек и противовесов. Свидетельством демократизма государства в современных условиях являются: обеспечение эффективности в ее функционировании, наличие конкуренции в сфере государственно деятельности; установления равновесия в обществе и гармоничных отношений между государством и гражданами; высокая степень доверия населения к институтам государства.

 


Билет 14

Социальное государство

Особое значение в современных условиях приобретает так называемая социальная государство.
Социальное государство - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.
Термин «социальное государство» было введено еще в 1850 г. немецким ученым-юристом Лоренцом фон Штайн. Однако его активная теоретическая разработка и практическое воплощение началось в Германии во второй половине XX в.
Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что зарождение и формирование социального государства происходит не спонтанно, а на основе целенаправленной государственной политики. Переход к государству указанного типа возможен лишь при условии осуществления системной стратегии ре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: