Способы и технологии формирования и изучения общественного мнения.




Понятия: общественность, группы общественности, классификация групп общественности. Общественное мнение. Факторы влияния на общественное мнение. Способы формирования общественного мнения: эмоциональный, стихийный, рационально-сознательный. Изучение и мониторинг общественного мнения: цель, задачи, технологии.

Общественность – группа людей, выражающая по какой-либо проблеме определенное мнение, а также реагирующая на события и возникающие ситуации.

Признаки группы «общественность»:

- публичность социального функционирования;

- коммуникативная активность;

- открытость;

- общедоступность;

- ориентация на общий интерес.

Коммуникативная активность:

- признание внешних ограничений решения проблемы;

- способность группы оказать влияние на ее решение;

- наличие вовлеченности, причастности, заинтересованности в этом вопросе;

- готовность к активному коммуникативному взаимодействию.

Классификация групп общественности:

1) по отношению к организации – внутренние и внешние;

2) 7 групп общественности (америк. исслед. Дж. Гендрикс): СМИ, общественные организации, местные жители, инвесторы, гос. органы, потребители, группы особого интереса.

3) группы общественности (ситуативный подход):

- главная, второстепенная, маргинальная

- традиционная и будущая

- сторонники, оппоненты и безразличные.

4) Д.Грюнинг:

- общественность, реагирующая на все проблемы;

- равнодушная:

- общественность вокруг одной проблемы:

- общественность вокруг обострившейся проблемы.

Внешним выражением общественного сознания является общественное мнение.

Общ. мнение – одно из состояний массового сознания, ценностное отношение опред. группы общественности по жзненно важному для нее вопросу (проблеме).

Общ. мнение – коллективное выражение мнения индивидуумов, связанных в группы общими целями, потребностями, ценностями.

Признаки общ. мнения:

- направленность – преобладающее, установившееся мнение «за» или «против» по отношению к определенному событию, соц. явлению;

- интенсивность – сила и твердость выражения мнения;

- стабильность – длительность одной и той же направленности идей, действий;

- инф. насыщенность – объем знаний об объекте мнения, кот. владеют люди;

- социальная поддержка – характеризует степень уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие люди.

Ведущие хар-ки общ. мнения:

- уровень информированности;

- уровень стабильности;

- фрейминг – понятийная рамка, используемая СМИ, восприятия конкретного события, идеи путем их соотнесения с уже известным.

Факторы, влияющие на общественное мнение:

1. Личностные – совокупность характеристик, включающих физическое и эмоциональное состояние индивидуумов, их возраст, род занятий.

2. Социальные – отражающие происхождение людей, уровень социальной обеспеченности и защищенности.

3. Культурные – национальность, религиозные убеждения, спортивные, музыкальные, игровые интересы.

4. Психологические – влияние элементов психологического взаимодействия с партнерами, коллегами, клиентами.

5. Научно-технические – уровень научно-технического прогресса с выделением возможностей реализации престижной торговли уникальными видами продукции суперкачества.

В самом общем виде различают: эмоциональные, стихийные и рационально-сознательные способы формирования общественного мнения.

Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складываются главным образом на основе межличностной коммуникации. Должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовалось групповое и тем более массовое мнение. На этот процесс большое влияние оказывают механизмы психологического внушения, заражения.

Стихийные способы формирования чаще всего предполагают ис­пользование мнения лидера либо выступления СМИ. В первом случае в высказанных авторитетным лидером позициях оформляются уже неявно существующие мнения граждан по тому или иному вопросу. Люди присоединяются к высказанным позициям, усиливая их звуча­ние и расширяя их политические возможности.

Рационально-сознательные. Общественное мнение формируется также и за счет действия специальных структур, которые практически на профессиональной основе вырабатывают и транслируют определенные оценки от лица общественности. К числу таких структур относятся, например, партии, движения, аналитические группы и т.д. Профессионализация здесь неразрывно связана с рациональными процедурами подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием распространяемой информации и ее доведения до властных структур.

Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:

- Социологические исследования. Их задача - выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.

- Коммуникационный аудит, проводимый с целью анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности.

- Неформальные исследования. К ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Один из методов изучения общественного мнения - это мониторинг СМИ и последующий контент-анализ информации из СМИ.

Мониторинг - это отслеживание публикаций по конкретной тематике в СМИ. Две основные составляющие мониторинга - контекст (список ключевых слов) и база СМИ (список источников).

Контент-анализ - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.

Анкета.

Интервью. Существует несколько видов интервью: персональные, телефонные, групповые (фокус-группы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: