Понятия: общественность, группы общественности, классификация групп общественности. Общественное мнение. Факторы влияния на общественное мнение. Способы формирования общественного мнения: эмоциональный, стихийный, рационально-сознательный. Изучение и мониторинг общественного мнения: цель, задачи, технологии.
Общественность – группа людей, выражающая по какой-либо проблеме определенное мнение, а также реагирующая на события и возникающие ситуации.
Признаки группы «общественность»:
- публичность социального функционирования;
- коммуникативная активность;
- открытость;
- общедоступность;
- ориентация на общий интерес.
Коммуникативная активность:
- признание внешних ограничений решения проблемы;
- способность группы оказать влияние на ее решение;
- наличие вовлеченности, причастности, заинтересованности в этом вопросе;
- готовность к активному коммуникативному взаимодействию.
Классификация групп общественности:
1) по отношению к организации – внутренние и внешние;
2) 7 групп общественности (америк. исслед. Дж. Гендрикс): СМИ, общественные организации, местные жители, инвесторы, гос. органы, потребители, группы особого интереса.
3) группы общественности (ситуативный подход):
- главная, второстепенная, маргинальная
- традиционная и будущая
- сторонники, оппоненты и безразличные.
4) Д.Грюнинг:
- общественность, реагирующая на все проблемы;
- равнодушная:
- общественность вокруг одной проблемы:
- общественность вокруг обострившейся проблемы.
Внешним выражением общественного сознания является общественное мнение.
Общ. мнение – одно из состояний массового сознания, ценностное отношение опред. группы общественности по жзненно важному для нее вопросу (проблеме).
|
Общ. мнение – коллективное выражение мнения индивидуумов, связанных в группы общими целями, потребностями, ценностями.
Признаки общ. мнения:
- направленность – преобладающее, установившееся мнение «за» или «против» по отношению к определенному событию, соц. явлению;
- интенсивность – сила и твердость выражения мнения;
- стабильность – длительность одной и той же направленности идей, действий;
- инф. насыщенность – объем знаний об объекте мнения, кот. владеют люди;
- социальная поддержка – характеризует степень уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие люди.
Ведущие хар-ки общ. мнения:
- уровень информированности;
- уровень стабильности;
- фрейминг – понятийная рамка, используемая СМИ, восприятия конкретного события, идеи путем их соотнесения с уже известным.
Факторы, влияющие на общественное мнение:
1. Личностные – совокупность характеристик, включающих физическое и эмоциональное состояние индивидуумов, их возраст, род занятий.
2. Социальные – отражающие происхождение людей, уровень социальной обеспеченности и защищенности.
3. Культурные – национальность, религиозные убеждения, спортивные, музыкальные, игровые интересы.
4. Психологические – влияние элементов психологического взаимодействия с партнерами, коллегами, клиентами.
5. Научно-технические – уровень научно-технического прогресса с выделением возможностей реализации престижной торговли уникальными видами продукции суперкачества.
В самом общем виде различают: эмоциональные, стихийные и рационально-сознательные способы формирования общественного мнения.
|
Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складываются главным образом на основе межличностной коммуникации. Должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовалось групповое и тем более массовое мнение. На этот процесс большое влияние оказывают механизмы психологического внушения, заражения.
Стихийные способы формирования чаще всего предполагают использование мнения лидера либо выступления СМИ. В первом случае в высказанных авторитетным лидером позициях оформляются уже неявно существующие мнения граждан по тому или иному вопросу. Люди присоединяются к высказанным позициям, усиливая их звучание и расширяя их политические возможности.
Рационально-сознательные. Общественное мнение формируется также и за счет действия специальных структур, которые практически на профессиональной основе вырабатывают и транслируют определенные оценки от лица общественности. К числу таких структур относятся, например, партии, движения, аналитические группы и т.д. Профессионализация здесь неразрывно связана с рациональными процедурами подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием распространяемой информации и ее доведения до властных структур.
Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:
- Социологические исследования. Их задача - выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.
|
- Коммуникационный аудит, проводимый с целью анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности.
- Неформальные исследования. К ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.
Один из методов изучения общественного мнения - это мониторинг СМИ и последующий контент-анализ информации из СМИ.
Мониторинг - это отслеживание публикаций по конкретной тематике в СМИ. Две основные составляющие мониторинга - контекст (список ключевых слов) и база СМИ (список источников).
Контент-анализ - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.
Анкета.
Интервью. Существует несколько видов интервью: персональные, телефонные, групповые (фокус-группы).