Этапы становления и развития русской философии




ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭТАПЫРАЗВИТИЯ

Вопросы лекции:

1. Предпосылки зарождения, исторические условия становления и специфические черты русской философии.

2. Этапы развития русской философии, их особенности, основные темы и представители.

Ключевые понятия темы: исихазм, западники, славянофилы, православная философия, софия, соборность, всеединство, русская идея, русский космизм,философия русского зарубежья

1 вопрос. Предпосылки зарождения, исторические условия становления и специфические черты русской философии.

Становление и развитие любой национальной философской школы всегда обусловлено целым рядом экономических, социальных, культурных факторов, на основе и во взаимодействии с которыми возникают и формируются ее особенности и традиции. Не является исключением, в этом смысле, и русская философия.

 

Предпосылки зарождения и исторические условия становления русской философии:

 

– народная мудрость, мифы и религия древних славян;

 

– крещение Киевской Руси, распространение греко-византийской духовной культуры;

– образование централизованного древнерусского государства;

 

– активное влияние исторических событий и идей, происходивших и господствовавших в западной, центральной и восточной Европе;

– значительное время русская философия не имела собственной институциональной базы. Она формировалась и развивалась не на академических трудах профессиональных философов, а на широком спектре мировоззренческих взглядов церковных и политических деятелей, мыслителей-гуманистов, естествоведов, литераторов и т.п.

 

Социально-исторические условия, в которых происходил процесс становления и развития философской мысли в России, обусловилии ее особенности.

Специфические черты русской философской мысли:

-сильное религиозное начало;

-историософичность, т.е. она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, ее событиях, движущих началах и силах;

-антропоцентризм, поскольку она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о смысле и цели его жизни;

-«панморализм», который выражен в доминировании моральной установки в русской философии всюду (даже в отвлеченных проблемах);

-практическая направленность т.е. стремление придать философии прикладной характер, использовать философские идеи для быстрейшего преобразования российской действительности.

 

2 вопрос. Этапы развития русской философии, их особенности, основные темы и представители.

В истории русской философской мысли можно выделить пять основных этапов ее становления и развития.

Этапы становления и развития русской философии

1. X - XII век – зарождение философии в Киевской Руси.

2. XIII - XVIII век - развитие философии в Московской Руси.

3. XIX - начало XX века - «золотой» период отечественной философии.

4. 1920-1991 годы – русская философия советского периода.

5. 90-е годы XX века – начало XXI века – этап поиска и формирования новой парадигмы русской философской.

 

Первый этапхарактеризуется сменой мировоззренческих парадигм, зарождением качественно новых для русской жизни исторических, социально-экономических, политических реалий и проблем, поиском ответов на них, в рамках религиозно – философского и эстетического сознания.

Философия на Руси зарождается из потребности объяснения мироустройства, целей создания и существования государства, общества и человека, из необходимости разработки принципов социальной организации и общения между славянскими и иными народами.

Эти вопросы становятся особенно актуальными в период становления древнерусского государства, принятия и распространения в Киевской Руси христианства, а вместе с ним появления древнерусской литературы.

В древнерусской литературе, имеющей философское содержание, выделяют переводную литературу и оригинальную литературу, созданную отечественными авторами.

К переводной литературе относится прежде всего Библия, Евангелие, Псалтырь (151 псалом), “Шестоднев” Иоанна, экзарха Болгарского на сюжет сотворения мира, сочинения западноевропейских и византийских авторов Григория Назианзина, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и других «отцов церкви».

Что касается оригинальных сочинений, созданных древнерусскими авторами, то надо прежде всего назвать “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона. Это произведение является самым первым памятником отечественной литературы. Оно было создано между 1037 и 1050 гг. во времена княжения Ярослава Мудрого. Состоит из трех частей: сопоставления закона и благодати; описания распространения христианства на Руси и похвалы князю Владимиру Ярославовичу и его сыну Ярославу. «Слово» преисполнено жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание Русской земли. В нем утверждается равенство русского народа среди других цивилизованных народов.

Существенное значение для формирования национального самосознания древних россиян имела летопись “Повесть временных лет”, написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1110 1120 гг. В этом произведении нашла выражение древнерусская философия истории. Основная тема “Повести Временных Лет” — защита и сохранение единства Русской земли. В этом произведении содержатся философские высказывания христианского типа об источниках зла, о силе добра, о Божественном предопределении всего в мире. В “Повести Временных Лет” говорится о том, что основная причина бедствий и разорений Земли русской — распря между князьями.

Ярким памятником древнерусской литературы является “Поучение Владимира Мономаха” (княжил 1113—1125). В этом произведении, проникнутом стремлением предотвратить зло междоусобной брани, Владимир Мономах призывает своих детей быть добрыми, уважительно относиться к старшим, не преступать обязательств, не лениться, рачительно вести хозяйство и разумно руководить людьми.

Значительную роль в формировании отечественного философского сознания принадлежит православному богослову, видному церковному деятелю XII века Кириллу Туровскому (ок. 1130 1182). Его проповеди, слова, философские притчи представляют вершину древнерусской литературы, красноречия, нравственных наставлений. Лучшие из них вошли в сборники “Златоуст” и “Торжественник”. Так в “Притче о человеческой душе и теле” или “Притча о слепце и хромце” автор осуждает светских и духовных руководителей, которые своими деяниями ослабляют и разоряют русскую землю. Здесь имеется в виду Андрей Боголюбский, опустошивший в 1169 г. Киев, и Владимирский епископ Федор, добившийся сана митрополита от константинопольского патриарха, объявивший о своей независимости от Киевского митрополита. В притче “Горе о разуме согрешающем” Кирилл Туровский учит, что нельзя безнаказанно творить зло даже из благих намерений. А в “Повести о беспечном царе и его мудром советнике” утверждает, что власть может не дать человеку счастья, а знание, даже и при скудости средств к жизни может сделать человека счастливым.

Одним из самых интересных памятников отечественной литературы считается “Моление” или “Слово Даниила Заточника” (конец XII начало XIII в.). Даниил Заточник обращает внимание на ценность личной свободы. Он также советует подбирать людей на службу не по внешнему виду, а по рвению к службе, по умению нести ее. Даниил Заточник советует не выставлять свои знания, быть скромным и приветливым с теми, кто лишен знаний и умений.

Второй этап – связан с формированием патриотического национального самосознания русского народа; реформами, заключавшимися в пересмотре и критике христианских обрядов и культов; с распространением философии в форме философского осмысления науки и культуры.

Начало исторического периода было отмечено грозным и кабальным монгольским нашествием на Русь. XIII-XIV века стали временем суровых испытаний не только для русских земель, но и для русской духовности. В немногочисленных литературных источниках, относящихся к этому периоду, таких, как “Повесть о разорении Рязани Батыем”, в “Житии Михаила Черниговского” воспевалась идея любви к родине, необходимости единения и борьбы с захватчиками. Полезным для формирования патриотического национального самосознания и собирания русских земель в единое московское государство были народные былины, песни, сказки, повести и сказания: “Сказание о Борисе и Глебе”, “Житие Феодосия Печерского”, “Повесть о полку Игореве” и др.

В XV–XVII веках в духовной культуре Московской Руси получают распространение новые идеи: исихазма и нестяжательства Нила Сорского (1433 — 1581), гармонии светской и духовной власти Максима Грека (1470 – 1556), полемическая идея о негативном социальном лице католической церкви как «алчного зверя» Герасима Смотрицкого(? -1594), концепция самопознания как реального совершенствования и реализации себя в «умном делании» Исаия Копинского (? -1640), идея философского осмысления и рационального познания мира Юрия Крижанича (1618 -1683).

Большое значение для развития и распространения философской мысли в России имело открытие в 1687 году первого высшего учебного заведения Славяно-Греко-Латинская Академия. Учеником и выпускником Академии был великий русский ученый – естествоиспытатель, физик и химик Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Его мировоззрение может быть определено как естественнонаучный материализм. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т. д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения.

Одно из главных открытий Ломоносова — обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что “теплота тел состоит во внутреннем их движении” и возникает в следствие трения движущихся частиц. В целом его представления о движении соответствовали механистической форме материализма.

Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии.

познания.

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме. В качестве одних из важнейших нравственных принципов организации своей научной деятельности Ломоносов видел бескорыстное служение народу, беспристрастный и упорный поиск истин науки.

XVIII век в истории европейской культуры, эпоха Просвещения, была связанная с развитием научной, философскойи общественной мысли.В основе этого интеллектуального движения лежали идеи рационализма и свободолюбия. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой которая, как и прочие просвещенные монархи играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования.Иллюзии и надежды предстоящих политических перемен в России, ее место в мире и исторический путь развития в эту эпоху активно обсуждали русские просветители Денис Фонвизин, Михаил Щербатова, Андрей Болотов, Иван Болтин, Дмитрий Аничкова. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на славянофилов и западников.

Наиболее крупным среди русских философов второй половины XVIII века был Александр Николаевич Радищев (1749—1802). Он вошел в историю русской просветительской философской мысли, как смелый и решительный противник самодержавия и крепостничества. В своих литературных произведениях Радищев критикует крепостной строй. Особенно наглядное выражение это получило в оде “Вольность” и в “Путешествии из Петербурга в Москву”.

В трудах Радищева можно выделить три основные политические проблемы, поставленные им. Первая и основная — описание и анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и абсолютизма. Вторая — поиски путей и средств освобождения крестьян, обоснование и необходимость народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становится нетерпимым, а власть узурпируется тиранией. И третья, намеченная слабее других, — построение общества, действительно удовлетворяющего потребности трудящихся.

 

Третий этапявляет собой появление большого числа оригинальных философских направлений, исследовательских решений и великолепных представителей науки.

Славянофилы и Западники. Русская философия первой половины XIX века развивалась в противоборстве двух основных течений: славянофильства и западничества. Главная проблема дискуссии - исторический путь России.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала самобытной русской национальной духовной жизни,акцентировали внимание на ее своеобразии и связывали эту самобытность с особыми и неповторимыми формами общественного развития русского народа в виде общины и артели.

Славянофилы особый акцент делали на русском крестьянине, в котором они видели «ключ нашего национального существования», от материального, умственного и нравственного состояния которого, зависели, и будут зависеть успехи и развитие всех сторон русской жизни».

Лидерами славянофилов были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, Ф.В.Чижов. Позже из сторонников славянофилов выделилось движение так называемых почвенников, или умеренных славянофилов, яркими представителями которых являлись А.А.Григарьев, Н.Н.Страхов, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, Ф.М. Достоевский.

В отличие от славянофилов западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса, выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по “западному”, т. е. буржуазному, пути. К середине 40-х гг. западники разделились на два крыла: умеренно-либеральное (П.В.Анненков, В.Д.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин) и революционно - демократическое (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев). Все революционные демократы рассматривали философию не только как средство просвещения, но и как революционный метод преобразования российской действительности. Мысли об активной роли философии в общественной жизни пронизывают произведения многих западников. Так в статье «Дилетантизм в науке» Герцен утверждает, что целью философии нельзя считать только познание, что должно быть осуществление философских знаний, идеалов. Задача философии - содействовать нуждам эпохи, целям развития народа.

Русская религиозная философия второй половины XIX – начала XX века. Ее яркими выразителями были А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Л.И. Шестова ,С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавин.

Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

- гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

- социально-практическом – единство государства, общества и церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

- аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы.

Тема человека,его духовного мира, смысла жизни была в центре внимания всех русских писатели – философов, втом числе, Л.Н. Толстой. Он как и Ф Достоевский рассматривал духовного мира человека как двойствененный. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Все пороки человека - следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием.

Одной из центральных фигур в российской религиозной философии XIX века как по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному им на взгляды учёных и других представителей творческой интеллигенции является Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900) — религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик. Он основал направление, известное как христианская философия. Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.

Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. «Теократическую миссию» Соловьев возлагал на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия, писал он, заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществленном в общественной жизни.

Значимой фигурой русской религиозной философии был и Павел Александрович Флоренский (1882–1937) – православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Центром религиозно-философской проблематики Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе “философско-математического синтеза”, цель которого он видел в выявлении и изучении некоторых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры.

Наиболее сложным в теологической теории Флоренского считается понятие Софии, Премудрости Божией, которую он рассматривает как вселенскую реальность, собранную воедино любовью Бога и озаренную красотой Святого Духа. Флоренский определяет Софию как “четвертую ипостась”, как творческую любовь Божию.

Русский космизм - философское явление, зародившееся в XIX веке, все значение которого, однако, стало ясно только в XX столетии. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н. Ф. Федорова, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим.

В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна - это космизм с некоторой примесью фантастики, либо опирающийся на теологию.

Так, в философии Николая Федоровича Федорова (1829-1903) центральной стала тема постоянного расширения поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство.

А по замыслу философии всеединства В. С. Соловьева необходимо подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «Богочеловечество».

Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е годы XIX века ее представлял физик Николай Алексеевич Умов (1846- 1915). Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры - не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии.

Эти идеи были углублены и развиты Константином Эдуардовичем Циолковским (1857- 1935). Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его «космической философии», рисующей космос заполненным различными формами жизни. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции.

Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Вернадский исследовал значение биосферы в формировании вещества Земли, огромные потенции ноосферы, расширяющиеся с развитием науки и общества.

Материализм в русской философии XIX – начала XX века. В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.) и утилитарный марксизм (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин и др.)

Исповедовавший антропологический материализм Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1899) – революционер-демократ, писатель энциклопедист, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед.

Поборником материалистического принципа был и Дмитрий Иванович Писарев (1840 – 1868), развивший теорию реализма, суть которого состояла в том, что при изучении природы необходимо принимать в соображение только действительно существующие явления, а при анализе общества – реальные потребности человеческого организма. Писарев возвел в культ естественные науки, нигилистически относясь к гуманитарным наукам и религии из-за их бесполезности, с его точки зрения, для человека.

Марксизм. Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая (утилитарная) направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя.

Теоретиком и популяризатором марксизма, видным деятелем российского и международного социалистического движения был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Его основные работы: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», 1895; «Очерки по истории материализма», 1896; «К вопросу о роли личности в истории», 1898.

Основные идеи:

-Отрицал значение субъективного фактора в истории общества. Личность, по его мнению, не в состоянии коренным образом изменить мир, но придает общественному развитию своеобразие (особую физиономию событиям).

-Развил материалистическое понимание истории (К. Маркса), показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания, роль общественной психологии;

-Выступал за постепенное развитие общественных преобразований в России, был против насильственных действий (революции). «Россия еще не смолола муки для будущего пирога социализма».

Последовательным материалистом – диалектиком, продолжателем марксистского учения в Европе был Ленин (Ульянов) Владимир Ильич(1870-1924) - убежденный и непримиримый противник религиозной и идеалистической философии. Его вклад в теорию марксизма оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

Основные философские работы:«Материализм и эмпириокритицизм»,1908, « Три источника и три составных части марксизма»,1913, « Философские тетради» — заметки по философии, изданные посмертно, в 1933 году.

Основной вклад в развитие философии:

- Развил учение о материи. Дал ее классическое, философское определение.

- Развил учения об абсолютной и относительной истине.

- Развил учение о теории отражения как основы познания.

-Ввел и обосновал принцип партийности в философии: или материализм (верное учение) или идеализм (ложное, враждебное науке, обществу и пролетариату учение).

Четвертый этап. Характеризуется социально-политическим, идеологическим и духовным расколом общества в результате октябрьской революции 1917 года, созданием нового типа государства-диктатуры пролетариата (Советской России), что привело к появлению «философии русского зарубежья», триумфу и трагедии советской (марксистско – ленинской) философии.

«Философия русского зарубежья» — период в русской философии последовавший после высылки ряда выдающихся русских философов из Советской России в Германию на так называемом «философском пароходе» в 1922году. Одни философы русского зарубежья остались в Германии (И.А. Ильин), другие перебрались во Францию (Н.А. Бердяев) и Чехословакию (Н.О. Лосский). Это направление русской философии сохранило религиозный уклон и приобрело ярко выраженный антисоветизм. К 1950-м гг. философия русского зарубежья сходит на нет. Однако после краха СССР труды представителей этого направления начинают издаваться в России.

Одним из ярчайших представителей философии русского зарубежья является Николай Александрович Бердяев (1874—1948)-религиозный и политический философ. Его главные произведения: «Философия свободы » (1911 г.), "Судьба России"(1914-1917гг.) «Смысл творчества » (1916 г.) «Духи русской революции » (1921 г.), "Истоки и смысл русского коммунизма"(1937).

Философия Бердяева носит многоаспектный характер, однако в ней можно выделить следующие основные положения:

-«русская идея», заключающаяся в особом историческом предназначении России;

-высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

-свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

-общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность;

-задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

-ключевую роль в жизни человека играет также религия;

-Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

-отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»;

-Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

-человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В результате политической и идеологической борьбы в Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться марксизм, который со временем обрел статус официального учения.

Основные этапы философии в СССР.

1-й этап с 1922 - 1930 гг. Это время, острой бескомпромиссной борьбы в политической жизни молодого советского государства, но в рамках материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма».

Какие проблемы решались?

- Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов.

- Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений об азиатском способе производства.

В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы», где систематически был изложен диалектический материализм. Это послужило стимулом для внутрипартийной философской полемики, получившей известность как спор между механистами и диалектиками.

В центре спора находилась проблема взаимоотношения диалектического метода и методов конкретных наук.

«Диалектики», представленные, в основном, философами (A.M. Деборин, Н. А. Карев, И.К. Луппол, СЮ. Семковский, Я.Э. Стэн и др.), настаивали на признании диалектики единственной всеобщей и универсальной методологией, обладающей приоритетом перед методами конкретных наук.

«Механисты», представленные философами и физиками (философы — И.И. Скворцов-Степанов, Л.И. Аксельрод, Н.П. Кастерин, А.А. Максимов, В.Ф. Миткевич, И.Е. Орлов, А.К. Тимирязев, и др.), утверждали, что подлинно материалистическое понимание природы должно основываться на признании механического перемещения вещества, а марксистская философия должна строиться на естественнонаучном, главным образом физическом, фундаменте. Они обвиняли «диалектиков» в «абстрактном гегельянстве».

В апреле 1929 г. на совещании марксистско-ленинских научных учреждений «механицизм» был обвинен в ревизионизме и позитивизме, многие его сторонники были репрессированы. Однако уже в январе 1931 в постановлении ЦК ВКП(б) «О журнале "Под знаменем марксизма"», «диалектики» были объявлены «меньшевиствующими идеалистами», контрреволюционерами и троцкистами. Волна репрессий прокатилась уже по этой группе, хотя их лидер A.M. Деборин сохранял высокие посты в Академии наук и не подвергался репрессиям.

Косвенно дискуссия «диалектиков» и «механистов» дала импульс для кампании против представителей так называемого «физического идеализма», к которому были причислены, в основном, физики из Академии наук СССР, занимавшиеся проблемами квантовой и релятивистской механики.

2-й этап 1930 - 1953 гг. Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма. В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го раздела была статья, написанная И.Сталиным «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания.

Тем не менее в этот период:

- В.И. Вернадский пишет книгу «Размышления натуралиста», где развивает идею ноосферы.

- К.Р. Мегрелидзе создает книгу «Основные проблемы социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов.

- Возникает целый ряд формальных философских структур: на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты. С 1947 года начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы философии».

3-й этап 1953 - 1991 гг .- оживления философской мысли. Он начинается примерно с конца 50-х – начала 60-х годов:

-С 1956 года философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических.

-В 1958 году возникает ещё один философский журнал «Философские науки».

-С конца 50-х годов советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.

За годы своего существования философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия, в основном сохранила своё методологическое значение, разработала немало плодотворных идей, дала миру целую плеяду известных ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков.

 

Пятый этап. Это современный этап поиска и формирования новой парадигмы русской философии. Сегодня философы России продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального государственного марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты и законы бытия, принципы и методы их познания.

Выводы по лекции:

1. Русская философия - органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращалась и обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления всегда носили и сегодня носят национально специфический характер. Известный историк русской философской мысли Василий Васильевич Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…».

 

2. В XIX веке Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли, который представлен самыми различными направлениями и школами, в них при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России.

 

3. Без освоения отечественной философии нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

 

Литература:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: