Оксимироновщина. Скриптонитовщина. Фейсовщина. Что с нами делает русский рэп?




«Фити-фи», «йоу-йоу-йоу», «ееее бой», «ай эм генста», «траааа», «эшкере», «пошумим б..я», «тау-тау-тау» и так далее. Немного о русском рэпе. Что это за «новая» культура?

Я уверен, что вы знаете все события и всех людей, о ком я буду говорить. За два года эту тему обсудили все: и разные СМИ, и «Культура», и соболевы с хаванскими, и госдума, и (конечно же) старушки у вашего подъезда. Чего тут ещё говорить-то? Сам не до конца понимаю. Ну, было да было. Но я хочу разобраться – что несёт за собой эта культура? И как реагировать на перемены? Мы поговорим о русском рэпе (хоть для кого-то его не существует), о его главных лицах и о «что, мать его, происходит?!».

 

Полгода назад Интернет взорвался. Знаменитый баттл «Слава КПСС (он же Гнойный) VS Oxxxymiron» как бы объявил: «Теперь рэп интересен всем!». Время прошло, а шлейф от события не улетучивается. Даже усиливается! Oxxxymiron с его «Горгород» номинирован на литературную премию, Гнойный с Киркоровым на СТС в жюри сидит, каждый новый Versus за сутки набирает миллионы просмотров. Да что там, у нас, в Новосибирске, в культурном пространстве «Крыша», прошла открытая лекция «Как слушать русский рэп». И я там был… И люди по-серьёзному обсуждали русский рэп как культурный феномен. Почему он так интересен?

 

«Что за хрень?» - первая мысль, которая возникает, после знакомства с «новым» рэпом. Литературовед Екатерина Климакова вот так оценила «громкие» тексты:

 

«Это невозможно оценивать как художественную литературу. Если, все же, забыв об этом, зачем-то попытаться посмотреть на эти тексты с точки зрения моего представления о поэзии, то:

1) В большинстве текстов наблюдается нехватка художественной образности. Строки означают ровно столько, сколько значат составляющие их слова, не больше, иногда даже меньше;

2) Ритмика кажется стереотипной для избранного жанра (тут могу ошибаться);

3) Не видна мотивированная композиция текста;

4) Слова здесь дешевы и случайны, повествование сбивчиво и фрагментарно.

Эти тексты сиюминутны. Только зачем об этом говорить? Это очевидно ровно настолько, насколько действительны эти тексты. Но, они и существующие вокруг них события интересно рассмотреть как социокультурное явление».

 

Спорить нет смысла. Поэзия рэперов действительно однозначна. Особого подтекста нет. Что хотят сказать, то и говорят. Но информацию они передают не через сам текст, а с помощью совокупности текста, звуков, музыки и картинки. Кто-то скажет - деградация, кто-то – революция в искусстве. И каждый останется при своём мнении. А культура от этого станет только пышнее. Как до такого вообще докатились?

Как я понял, сперва в 2015 году среди рэпа «старой» школы (Каста, Баста, Гуф и т.д.) появился Pharaoh. От его «скр-скр-скр», «сквирт шампанского в лицо» и «5 минут назад» произошёл массовый шок и люди подумали - «Ого. А так можно?». И полилось… И вылилось всё, как я понимаю, в возникновение репера Face. Вы, наверное, слышали:

 

«Я курю, - и мне п..й! Я бухаю, - и мне п..й!

Жру таблетки, - и мне п..й!

Тр...л суку без го...а, - и мне п...й!

Двадцать тысяч на кроссовки!

Трачу деньги на х...ю, - и трачу их без остановки!»

 

Отбросим в сторону снобизм и высококультурную принципиальность. Face – это исполнитель, который своровал (перечёркнуто) одолжил образ с западной стороны (этого он и не отрицает) и зарабатывает на этом. Он объявил себя лицом поколения, и этого (на удивление) оказалось достаточно.

Для многих Face прямо ассоциируется со всеми ужасами преисподней. На YouTube его видео собирают больше дизлайков, чем лайков. А он только смеётся - «Это настолько смешно, что заводит» (из интервью с Ю.Дудь). Никогда непонятно, шутит он или говорит серьёзно.

А песни его… Никто и не говорит, что это высокодуховная музыка, которая воспевает прекрасное. Что Face «хочет сказать» – ничего не значит (по крайней мере, для него самого). Штука в том, как его воспринимают. Как все добровольно втягиваются в этот цирк, крутятся в этой карусели и вопят.

Об этой революции и может идти речь – музыка теперь не просто музыка, а еще: и цветная картинка, и последующая реакция, и заявления с соцсетях. Иногда, всё может обойтись и без непосредственного творения самой музыки. Автор просто покупает её.

Выходит, что образ творца теперь важнее, чем его творение (согласитесь, это пугает). Поэтому русский рэп и блогинг так тесно связан. Рэпер без своего блога или большого хайпа на YouTube уже не совсем рэпер. Oxxxymiron - активный пользователь твиттера. Его читают более 1,3 млн человек. И каждый его твитт – продолжение музыки. Много-много умных людей читают его, анализируют его творчество, говорят о нём. Причём, особенно выделяют баттл-выступления рэпера. Мирон – это новый формат художников и артистов.

Хочу выделить ещё Скриптонита и Хаски. Я объединил их в общую группу, потому что они более авторски подходят к творчеству. Грубо говоря, стиль каждого из них неповторим. Они выделяются именно из-за трепетного отношения к своей музыке. Скриптонит, вроде не читает, а бубнит, напевая, но ни у кого по эту сторону бугра нет такого гармоничного сочетания звуков, как у него в песнях. Хаски тоже делает авторскую музыку, но хайпа добился через необычный образ, клипы и тонкую философию:

 

«Я не хочу быть красивым, не хочу быть богатым

Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица»

 

Что нам дал русский рэп? К чему может привести? Можно только предполагать:

 

1) Кучу мемов, которыми мы теперь обмениваемся вне интернета («Антихайп!»). Может быть, на мемах построится следующее художественное течение (если оно уже не началось). Что-то вроде «мемоизм».

2) Мат стал более распространён. Видимо, все устали уже сдерживать свои чувства, и хотят просто высказаться. Пусть и некультурно. Зато не молчат.

3) Рэп – это просто. Люди хотят простых мыслей, но со сложными чувствами. Кажется, что дальше впечатлять людей будет то, что сможет разом воздействовать на все органы чувств.

4) Чаще всего рэперы хотят показать «как делать не стоит», но эффект получается противоположный. А тут непонятно – то ли люди умнее и добрее будут, то ли деградируют, воспевая гедонизм.

5) Возникают «особенные» стили. Не украденные с запада. А это уже культурный скачок. Конечно, если верхушка не задушат всё, как это обычно бывает.

6) Все баттлятся. Недавно видел баттл-пародию учителя и школьника. И такого сейчас куча. Кто знает, может скоро даже в театре рэп читать будут.

 

Может быть, я чего-то не раскрыл или был не прав. Пишите об этом в комментариях. А ещё следите за событиями, читайте канал в телеграмме, где новосибирец Артём Старостин «препарирует» русский рэп - https://t.me/realtalking, читайте TYS. Мы не Навальный, но тоже правду говорим



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: